АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 23 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Кудрявцевой А.Г., Марчукова А.В.,
при секретаре Объедковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-2564/2024 по иску Сухова Юрия Васильевича к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об отмене решения
по апелляционной жалобе Сухова Юрия Васильевича
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 июня 2024 г., которым в удовлетворении указанных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав Сухова Ю.В. и его представителя – Мишуру М.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Сухов Ю.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Волгоградской области Минтруда России") об отмене решения.
В обоснование исковых требований указал, что 4 октября 1984 г. был уволен с военной службы по состоянию здоровья. Причиной увольнения на основании заключения ГВВК ВС ССР от 1 августа 1984 г. явилась <.......> травма, полученная 4 сентября 1978 г. при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем, истец был признан негодным к дальнейшему прохождению службы. В 1992 г. ему установлена <.......> группа инвалидности, данная справка утеряна, впоследствии инвалидность неоднократно подтверждалась ответчиком.
Без проведения повторного освидетельствования 13 января 2005 г. Суровикинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы истцу была выдана справка № <...>, согласно которой 28 декабря 2004 г. бессрочно установлена <.......> группа инвалидности, причиной которой указана – военная травма.
По утверждению истца, с указанного времени истец был ограничен в праве на льготы, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны, согласно имеющегося у него дубликата удостоверения № <...> от 25 июля 2001 г.
С 2004 г. он обращался в различные инстанции и судебные органы с целью выяснения причин ограничений по льготам.
Считает, что медико-социальная экспертиза, на основании которой Суровикинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы было вынесено решение о причине инвалидности от 28 декабря 2004 г., была проведена в нарушение норм Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965, поскольку в ее производстве не было необходимости, так как 17 июля 1997 г. по результатам ВТЭК истцу была выдана справка № <...> об установлении <.......> группы инвалидности бессрочно по причине травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен комитет социальной защиты населения Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен истец, по доводам апелляционной жалобы просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1, 7 и 8 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификации и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила признания лица инвалидом приняты и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Согласно абзацу 1 пункта 14 названных Правил признания лица инвалидом в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида (абзац 2 пункта 14 Правил признания лица инвалидом).
Пунктами 39 и 41 этих Правил определено, что переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Из положений указанных выше норм закона и Правил следует, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с травмой осуществляется экспертной комиссией на основании представленных в учреждение медико-социальной экспертизы соответствующих документов о заболеваниях, приведших к инвалидности (о причине инвалидности).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Разъяснений об определении Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности, утвержденных Постановлением Минтруда России от 15 апреля 2003 г. № 17, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя, в том числе следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; военная травма.
Причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении (пункт 3 Разъяснений).
Из положений абзаца 1 пункта 7 данных Разъяснений следует, что причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы (абзац 2 пункта 7 разъяснений).
Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме № 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива (абзац 3 пункта 7 Разъяснений).
Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее - ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний (абзац 5 пункта 7 разъяснений).
Если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание бывшего военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой "общее заболевание" (абзац 6 пункта 7 разъяснений).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец проходил военную службу в Советской Армии с 10 сентября 1957 г. В связи с заболеванием приказом ГК ВПВО № <...> от 4 октября 1984 г. Сухов Ю.В. был уволен с действительной военной службы в запас. Причиной увольнения на основании заключения ГВВК ВС ССР от 1 августа 1984 г. явилась <.......> травма, полученная 4 сентября 1978 г. при исполнении обязанностей военной службы.
10 июня 1992 г. Сухову Ю.В. было выдано удостоверение инвалида о праве на льготы № <...>, как инвалиду, вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы. 25 июня 2001 г. истцу выдан дубликат удостоверения инвалида о праве на льготы № <...>
Из объяснений истца следует что в 1992 г. по результатам ВТЭК ему была установлена <.......> группа инвалидности, данная справка утеряна. Впоследующем, неоднократно освидетельствован экспертами ВТЭК, которыми была установлена <.......> группы инвалидности, причиной которой указано – получено при исполнении обязанностей военной службы (справка № <...> от 28 марта 1994 г., справка № <...> от 6 мая 1995 г., справка № <...> от 17 июля 1997 г. (бессрочно).
13 января 2005 г. Суровикинским межрайонным бюро медико- социальной экспертизы ему была выдана справка № <...>, согласно которой 28 декабря 2004 г. установлена <.......> группа инвалидности бессрочно, причиной которой указана – военная травма.
В связи с обращением Сухова Ю.В. в Минтруд России, по результатам проведенной медико - социальной экспертизы в экспертном составе № 4 ФКУ «Главное бюро МСЭ по Волгоградской области» с 6 марта 2024 г. (с даты обращения) изменена причина инвалидности «травма получена при исполнении обязанностей военной службы», со ссылкой на имеющееся у истца свидетельство о болезни № <...> от 1 августа 1984 г. Изменение причины инвалидности с момента установления инвалидности <.......> группы 28 декабря 2004 г. невозможно в связи с ликвидацией Суровикинского межрайонного бюро медико - социальной экспертизы.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что доказательства наличия каких-либо нарушений при проведении освидетельствования истца со стороны ответчика в материалах дела отсутствуют; представленная справка не является допустимым доказательством по делу, в связи с чем не усмотрел законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия, проверяя доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судебной коллегией установлено, что на основании постановления Главы Администрации Волгоградской области от 19 апреля 2005 г. № 338«О ликвидации государственных учреждений медико-социальной экспертизы» Суровикинское межрайонное бюро медико-социальной экспертизы, выдавшее Сухову Ю.В. справку № <...> было ликвидировано.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. № 1646-р создано подведомственное Росздраву Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2194-р путем изменения типа Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. № 1270-р Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» отнесено к ведению Минтруда России.
Поскольку ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» до 17 января 2005 г. не существовало, в правоотношения с истцом данное учреждение не вступало и не является правопреемником ликвидированного Суровикинского межрайонного бюро медико-социальной экспертизы, оно не может являться надлежащим ответчиком по требованиям Сухова Ю.В., касающимся правомерности проведения его освидетельствования Суровикинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы 28 декабря 2004 г.
В соответствии с пунктом 25 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 (действовавшего на момент проведения медико-социальной экспертизы) лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности.
Признание лица инвалидом согласно пункту 2 этого Положения осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности...
В соответствии с пунктом 8 Положения учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Согласно пункту 12 Положения медико-социальная экспертиза лица проводится по его письменному заявлению либо письменному заявлению его законного представителя; заявление подается на имя руководителя учреждения; к заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья.
Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов (решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности), проводивших медико-социальную экспертизу (согласно пункту 23 Положения), заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения; заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельствования или приобщаются к нему.
Выдаваемая инвалиду на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами" справка ВТЭК не является медицинским документом, а является документом строгой отчетности, составленным на основании приведенных выше именно медицинских документов (первичные документы медицинского учреждения, направляющего лицо на медико-социальную экспертизу; протокол заседания и акт освидетельствования лица, заключение консультанта и др.). Цель выдачи справки инвалиду заключается в подтверждении факта установления инвалидности для реализации инвалидами своих прав и гарантий в области экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Имея в период действия этой справки возможность знакомиться с медицинскими документами (на основании которых и оформлена справка) и требовать выдачи копий этих документов, инвалид вправе обжаловать принятое решение о причине инвалидности.
Истцом решение Суровикинского межрайонного бюро медико-социальной экспертизы об установлении <.......> группа инвалидности, причиной которой указана – военная травма до 2024 г. не обжаловалось.
В суд первой инстанции не были предоставлены соответствующие медицинские документы за указанный период, заключение комиссии, протокол заседания комиссии, для проверки соответствия порядку внесения записи о причине инвалидности в справку 28 декабря 2004 г., представленную истцом, и его законности. Из возражений ответчика от 10 июня 2024 г. № <...> следует, что в ФКУ "ГБ МСЭ по Волгоградской области Минтруда России" дело освидетельствования во ВТЭК Сухова Ю.В. отсутствует.
Довод апелляционной жалобы о том, что сотрудниками МСЭ была допущена ошибка при указании причины инвалидности, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку представленная истцом справка признана недопустимым доказательством (ответчик ФКУ "ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда России справку не выдавал, не является правопреемником Суровикинского бюро МСЭ), а сведения об обжаловании данного решения об установлении причины инвалидности в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что на момент рассмотрения спора справка Суровикинского межрайонного бюро медико-социальной экспертизы от 28 декабря 2004 г. утратила силу, в связи с выдачей справки ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» от 6 марта 2024 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 июня 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сухова Юрия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<.......>
<.......><.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>