Решение по делу № 33а-4407/2021 от 24.03.2021

Судья: Красненков Е.А. Дело № 33а-4407/2021

(дело №2а-24/2021)                УИД 52RS0042-01-2020-000498-90

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород              21 апреля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей: Ворониной Т.А., Сильновой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Мословой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства административное дело

по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области

на решение Первомайского районного суда Нижегородской области от 18 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области к Державиной Светлане Анатольевне о взыскании недоимки и пени.

Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Ворониной Т.А., судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России [номер] по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к Державиной С.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере <данные изъяты>, в том числе недоимка <данные изъяты>, пени <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов, однако обязанность по их уплате не исполнила, несмотря на направленное в её адрес требование. Одновременно административный истец просил восстановить срок на подачу заявления в суд.

Решением Первомайского районного суда Нижегородской области от 18 января 2021 в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России [номер] по Нижегородской области к Державиной Светлане Анатольевне о взыскании недоимки и пени по страховым взносам отказано.

На указанное решение Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области подана апелляционная жалоба, в которой налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Державина С.А. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.

От представителя Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области в суд апелляционной инстанции поступило письменное ходатайство о замене административного истца – Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области его правопреемником – Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области в связи с реорганизацией.

Определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 21.04.2021 года произведена замена административного истца Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Нижегородской области правопреемником - Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Нижегородской области.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 1 стати 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу абз. 3 ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В силу ч.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Из материалов дела следует и судом установлено, что Державина Светлана Анатольевна по данным регистрирующего органа, поступившим в налоговый орган в период с 05.03.2012 по 22.06.2016 года имела статус индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, однако обязанность по их уплате не исполнила.

В адрес административного ответчика налоговым органом было направлено требование [номер] по состоянию на 07.07.2017 года об уплате задолженности по уплате страховых взносов на общую сумму <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты> в срок до 02.08.2017 года, которое исполнено Державиной С.А. не в полном объеме.

Задолженность административного ответчика по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года составила <данные изъяты>, пени в сумме <данные изъяты>, что послужило поводом для обращения с административным иском в суд о взыскании с нее недоимки и пени.

При этом, как следует из материалов дела, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган о взыскании спорной задолженности, не обращался.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований налогового органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным исковым заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Учитывая сроки исполнения вышеуказанного требования – 02.08.2017 года, дату обращения с настоящим иском в суд – 08.12.2020 года, а также отсутствие уважительных причин пропуска административным истцом установленного законом срока, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание страховых взносов, недоимки по земельному налогу, штрафов и пени, начисленных на недоимку, в заявленном в административном иске размере.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 [номер]-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, суд пришел к правильным выводам об отсутствии законных оснований для восстановления срока на подачу заявления в суд

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Первомайского районного суда Нижегородской области от 18 января 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России [номер] по Нижегородской области - без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле вправе обжаловать состоявшиеся по делу судебные акты в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено 21 апреля 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4407/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Нижегородской области
Ответчики
Державина Светлана Анатольевна
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Воронина Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
26.03.2021Передача дела судье
21.04.2021Судебное заседание
21.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее