Решение по делу № 2а-2106/2017 от 22.08.2017

Разместить на сайте

Дело № 2а-2106/17 14 ноября 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего Гусаровой А.А.,

при секретаре Пономаревой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Капитонова В.А., Капитоновой П.А., Капитоновой О.В. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения по снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете,

УСТАНОВИЛ:

Капитонов В.А., Капитонова П.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, просят признать незаконным их снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать администрацию района восстановить их, а также Капитонову О.В. на данном виде учета.

Также Капитонова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, просит признать незаконным ее снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать администрацию района восстановить ее на данном виде учета.

Определением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 25.10.2017 дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование административных исков указано, что административные истцы проживают в однокомнатной квартире общей площадью 42,5 кв.м, где зарегистрированы по месту жительства четыре человека, с 27.06.1985 состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Административный ответчик направил уведомление от 16.05.2017 об их снятии с указанного вида учета в связи с обеспеченностью жильем по совокупности жилых помещений. Соответствующим основанием послужило получение Капитоновым А.В. в порядке наследования 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 83,9 кв.м. Однако, иные проживающие в квартире лица не обладают правом пользования указанным домом, норма обеспеченности на каждого члена семьи не достигнута.

Административные истцы явились в судебное заседание, настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Явившийся представитель административного ответчика возражал против удовлетворения требований, поскольку административные истцы по совокупности жилых помещений обеспечены жильем выше учетной нормы.

Заинтересованное лицо Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга представителя не направило, извещено, суд счел возможным рассматривать дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Капитонов А.В. не явился, извещен.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд соблюден. Так, о принятом решении от 11.05.2017 административные истцы извещены уведомлением от 16.05.2017, направленном почтовой корреспонденцией 19.05.2017 Капитоновой О.В., получили уведомление 23.05.2017. В суд обратились 22.08.2017. При этом суд отмечает, что конверт адресован только Капитоновой О.В.

Из материалов дела усматривается, что Капитонов В.А., Капитонова П.А., а также Капитонова О.В., Капитонов В.А. зарегистрированы по месту жительства в квартире *** дома *** по ул. *** в г. ***, состоящей из 1 комнаты общей площадью 42,5 кв.м, жилой – 20 кв.м (л.д. 10, 11).

В списках граждан-получателей безвозмездных субсидий из бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с постановлением Правительства от 28.03.2006 № 312 указанные лица состояли на жилищном учете (общая очередь) с 27.06.1985 (л.д. 135, 139, 145). При этом ранее (до 20.03.2014) они были зарегистрированы по адресу: *** (ордер от 02.07.1987 ЖКО ИЖ Завода Колпинского района), л.д. 100.

На основании договора № *** передачи квартиры в собственность граждан от 27.02.2015 Капитонова О.В. является собственником вышеназванной квартиры *** (л.д. 101-103).

Капитонов А.В. является собственником земельного участка и нежилого садового дома в *** (л.д. 95, 96).

В ходе очередной актуализации сведений получены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии у Капитонова А.В. права собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, общей площадью 83,9 кв.м, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 23.07.2010, право зарегистрировано 26.05.2016 (л.д. 76). Дом, как следует из свидетельства от 23.07.2010, имеет жилую площадь 34,3 кв.м.

19.04.2017 Капитонову А.В. направлено уведомление о необходимости представления документов на указанную собственность (л.д. 74).

Согласно справке от 05.05.2017, составленной по протоколу жилищной комиссии № 14, принято решение жилищной комиссии о снятии КапитоновойО.В. в составе семьи из 4 человек с учета нуждающихся в жилых помещенияхна основании п. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» как обеспеченных жильем по 17,61 кв.м на человека (л.д. 72). 16.05.2017, исх. № 10-28/651, составлено уведомление о снятии Капитоновой О.В., Капитонова А.В., Капитонова В.А., Капитоновой П.А. с учета нуждающихся как обеспеченных жильем по совокупности жилых помещений на основании распоряжения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 11.05.2017 № 290, номер учетного дела 05992/1985 (л.д. 71).

В настоящее время порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также вопросы принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 названного кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Истцы и члены их семьи приняты на указанный вид учета до 01.03.2005.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Жилищный кодекс 1983 года (действовавший до 01.03.2005) провозглашал в статье 1 право граждан на жилище. Реализация этого права предполагалась, в том числе, посредством «справедливого распределения государственного жилья» и «предоставления жилища по мере реализации программы строительства жилья». В статье 29 перечислялись различные категории граждан, обладавшие правом на улучшение жилищных условий.

В соответствии с названной нормой нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

Эти категории конкретизировались впоследствии и в Решении Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов от 07.09.1987 № 712, которым утверждались Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Ленинграде. Так, в силу п. 16 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, в том числе проживающие в общежитиях и не имеющие другой жилой площади, пригодной для постоянного проживания (п. 16.4); занимающие жилую площадь 5,5 кв.метров и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности (п. 16.1).

Как пояснили стороны, принятие административных истцов на учет имело место по основанию проживания в общежитии.

Семья Капитоновых оставалась зарегистрированной и проживающей в общежитии вплоть до марта 2014 года. Соответствующее основание обуславливало признание нуждающимися в улучшении жилищных условий по ст. 29 Жилищного кодекса 1983 года.

Впоследствии семья зарегистрирована в однокомнатной квартире общей площадью 42,5 кв.м, жилой 20 кв.м с марта 2014 года (статус квартиры изменился).

То есть первоначально семья проживала в общежитии, а впоследствии они проживают в квартире, где на каждого проживающего приходится менее 5,5 кв.м жилой площади.

При этом снятие состоявших на учете нуждающихся в жилых помещениях семьи Капитоновых, принятых на данный вид учета до 01.03.2005, могло быть осуществлено только в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 № 1549-О-П).

Таким образом, снятие административных истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий могло производиться ответчиком исходя из положений ч. 2 ст. 6 Вводного закона по основаниям, указанным в подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР (Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2015 № 5-КГ15-1).

Оснований, перечисленных в пунктах с 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в настоящем случае не усматривается.

Основаниями для снятия с учета могла служить утрата оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В силу ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Снятие с учета состоялось по основанию достижения уровня жилищной обеспеченности.

В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Соответствующая позиция нашла отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.

Таким образом, вопреки позиции административных истцов, площадь, приходящаяся на долю жилого дома, поступившую в собственность Капитонова А.В., подлежала учету при определении жилищной обеспеченности семьи. Административные истцы составляют единую семью с Капитоновым А.В., были приняты на учет как члены одной семьи, и принадлежащие каждому из них на праве собственности жилые помещения подлежат учету при определении уровня обеспеченности.

При таком положении в настоящее время на каждого члена семьи Капитоновых приходится по 17,61 кв.м общей площади жилых помещений.

Вместе с тем, по мнению суда, в настоящем случае улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, с приобретением Капитоновым А.В. указанной недвижимости не произошло.

В Решении Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов от 07.09.01987 № 712 установлен минимальный размер предоставления гражданам жилой площади - 9 квадратных метров на одного человека.

В силу п. 1 ст. 5 действующего в настоящее время Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет: 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

На долю Капитонова А.В. в жилом доме приходится 34,3 кв.м/3 жилой площади, то есть 11,43 кв.м. Обеспеченность семьи Капитоновых жилой площадью по совокупности жилых помещений тем самым составляет 5кв.м+(11,43 кв.м/4)= 7,86 кв.м жилой площади на человека, что менее ранее действовавшей нормы предоставления. Обеспеченность семьи Капитоновых общей площадью по совокупности жилых помещений составляет 17,61 кв.м на человека, что менее действующей нормы предоставления. При таком положении в отношении административных истцов не произошло улучшения жилищных условий до нормы предоставления.

Учитывая изложенное, решение об их снятии с учета нуждающихся не может быть признано законным, в качестве меры восстановления нарушенных прав административные истцы подлежат восстановлению на учете нуждающихся в жилых помещениях с сохранением очереди.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать распоряжение администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 11 мая 2017 года № 290 (номер учетного дела 05992/1985) о снятии Капитоновой О.В., Капитонова А.В., Капитонова В.А., Капитоновой П.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязать администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга восстановить Капитонову О.В., Капитонову П.А., Капитонова В.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с учетом даты первоначальной постановки на учет.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательном виде принято 14.11.2017.

2а-2106/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Капитонова П. А.
Капитонов В. А.
Ответчики
Жилищный отдел администрации Колпинского района Санкт-Петербурга
Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга
Другие
Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга
Капитонова О. В.
Капитонов А. В.
Суд
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Гусарова (Денисенко) Александра Алексеевна
Дело на сайте суда
klp.spb.sudrf.ru
22.08.2017Регистрация административного искового заявления
22.08.2017Передача материалов судье
23.08.2017Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.09.2017Предварительное судебное заседание
18.10.2017Судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
14.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее