Решение по делу № 2а-3090/2021 от 09.04.2021

Дело № 2а-3090/2021

22RS0068-01-2021-003283-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 августа 2021 года          г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Ваншейд А.К.,

при секретаре Пухальской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 14556 руб., пени в размере 2575,78 руб., недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 2275 руб., пени в размере 439,58 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в связи с принадлежностью ему в 2018 году квартиры по адресу: ...., кадастровый и земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый . В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по налогам, начислены пени. Требование об уплате ответчиком не исполнено, сумма задолженности по налогам и пени не погашена. Судебный приказ о взыскании налогов и пени отменен по заявлению административного ответчика.

Представитель административного истца МИФНС России № 16 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, пересчитать налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Заинтересованное лицо в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежаще.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками налога согласно ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст.390, ч.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ч.4 ст.391 НК РФ).

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действующей на момент исчисления налога) «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» установлены налоговые ставки для собственников земельных участков в зависимости от назначения земельного участка, в том числе в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, за исключением: доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду; земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома налоговая ставка установлена в размере 0,1 %.

Согласно материалам дела в 2018 году ФИО1 принадлежала ? доля в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...., площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Кадастровая стоимость указанного земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляла 4 549 760,88 руб., что подтверждается сведениями ЕГРН.

Расчет земельного налога за 2018 год по земельному участку по адресу: ...., произведен налоговым органом в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ исходя из кадастровой стоимости земельного участка, налоговой ставки, доли и периода владения земельным участком (один год): 4 549 760,88 руб. х 0,1%*1*1/2*12/12 = 2 275 руб.

Судом расчет земельного налога проверен и признан верным.

В соответствии со ст.ст. 399, 400, 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: ...., площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Административным истцом расчет налога на указанное имущество произведен в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ исходя из инвентаризационной стоимости объекта.

Административным ответчиком заявлено ходатайство о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2018 год исходя из кадастровой стоимости данного имущества.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО4» (далее по тексту - Постановление) признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 НК РФ, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл пунктов 1 и 2 статьи 402 НК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно сведениям Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 074 126,24 руб.

В силу ч.3 ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

Соответственно, налоговая база в отношении квартиры, расположенной по адресу: ...., кадастровый , определяется следующим образом:

5 074 126,24 руб. – (5 074 126,24 руб./181,4 кв.м. * 20 кв.м.) = 4 514 685 руб.В соответствии с ч.2 ст.406 НК РФ в случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи (п.6 ст.406 НК РФ).

На момент исчисления налога на имущество физических лиц за 2018 год в отношении ФИО1 на территории Алтайского края налоговые ставки, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, установлены не были, в связи с чем в отношении квартиры, расположенной по адресу: ...., подлежит применению налоговая ставка, предусмотренная п.2 ст.406 НК РФ, в размере 0,1 % от налоговой базы.

Соответственно сумма налога на имущество физических лиц на указанную квартиру, исчисленная исходя из кадастровой стоимости, составит 4 515 руб. (4 514 685 руб.*0,1%*1*12/12), что существенно меньше размера налога, исчисленного из инвентаризационной стоимости объекта.

Таким образом, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вправе требовать в индивидуальном порядке в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки, поскольку сумма налога, исчисленная налоговым органом исхода из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

Учитывая изложенное, сумма налога на имущество за 2018 год в отношении объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: ...., кадастровый , составляет 4 515 руб.

В соответствии со ст.52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление об уплате земельного налога и налога на имущество за 2018 год от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налогов и сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ направлено административному ответчику посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», получено ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок ФИО1 не произвел уплату налогов, в связи с чем на основании статей 69,70 НК РФ в его адрес через «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов за 2018 год. В требование включены суммы пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу в сумме 9,73 руб., по налогу на имущество в сумме 62,23 руб. Срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пунктов 1, 2, 3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с приведенными положениями ст.48 Налогового кодекса РФ налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, то есть в 6-месячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.

Судебный приказ, вынесенный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № ...., отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями.

С настоящим административным исковым заявлением МИФНС России № 16 по Алтайского края обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

В связи с изложенным имеются правовые и фактические основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 4515 руб., недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 2275 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно расчету административного истца, требованию от ДД.ММ.ГГГГ пени начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2018 год в сумме 9,73 руб., по налогу на имущество за 2018 год в сумме 62,23 руб.

Расчет пени по земельному налогу за указанный период судом проверен и признан верным.

Пеня по налогу на имущество за 2018 год подлежит перерасчету с учетом изменения судом размера основного платежа: 4515 руб. х 6,5%/300*13 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 12,72 руб.; 4515 руб. х 6,25%/300*7 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 6,58 руб.; всего 19,3 руб.

Указанные суммы пени подлежат взысканию с административного ответчика.

Также административным истцом заявлены требования о взыскании пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ, в которое включены пени по земельному налогу за 2016 год в сумме 320,09 руб., налогу на имущество за 2016 год в сумме 1837,81 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 109,77 руб., налогу на имущество за 2017 год в сумме 675,74 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 422-О разъяснил, что положения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Поскольку вступившим в законную силу решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ (дело <данные изъяты>) налоговому органу отказано во взыскании земельного налога и налога на имущество за 2016 год, оснований для взыскания пени по данным налогам также не имеется.

Что касается пени по земельному налогу и налогу на имущество за 2017 год, то вступившим в законную силу решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ (дело <данные изъяты>) с ФИО1 взысканы земельный налог за 2017 год в сумме 2275 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 года в сумме 4515 руб.

В требовании от ДД.ММ.ГГГГ расчет пени по земельному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 109,77 руб. произведен верно.

Пеня по налогу на имущество за 2017 год подлежит перерасчету с учетом изменения судом в решении от ДД.ММ.ГГГГ суммы указанного налога: 4515 руб. х 7,75%/300*180 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 210 руб.; 4515 руб. х7,5%/300*7 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 7,9 руб.; всего 217,9 руб.

На основании изложенного административный иск подлежит удовлетворению в части. С ФИО1 в пользу административного истца подлежит взысканию с зачислением в соответствующий бюджет земельный налог за 2018 год в сумме 2275 руб., пени по земельному налогу в сумме 119,50 руб. (9,73+109,77), налога на имущество физических лиц за 2018 года в сумме 4515 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 237,20 руб. (19,3+217,9). В остальной части суд отказывает в удовлетворении административного иска.

В соответствии ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с частичным удовлетворением административного иска с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Барнаул подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 286 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям (36 %).

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет земельный налог за 2018 год в сумме 2275 руб., пени по земельному налогу в сумме 119,50 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 года в сумме 4515 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 237,20 руб.

В остальной части административного иска отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 286 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.К. Ваншейд

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-3090/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №16 по АК
Ответчики
Топорец Василий Алексеевич
Другие
УФНС России по АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Ваншейд Анна Константиновна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация административного искового заявления
09.04.2021Передача материалов судье
12.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
05.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021Дело оформлено
05.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее