Решение по делу № 2-3098/2022 от 26.05.2022

Мотивированное решение составлено 01.11.2022                                   Дело № 2-3098/2022

25RS0002-01-2022-001749-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2022 года

Ленинский районный суд города Владивостока в составе

председательствующего судьи Аскерко В.Г.

при секретаре Евграшкиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боровой <данные изъяты> к администрации города Владивостока, Правительству Приморского края, Министерству образования Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

    Боровая (Красильникова) А.В. обратилась в суд с иском к Правительству Приморского края с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение, в обоснование иска указав, что относится к категории лиц, имеющим право на дополнительные гарантии по социальной защите, обеспечиваемые и охраняемые государством. Является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей<данные изъяты> над истцом была установлена опека, в 2002 году включена в сводный список по Пожарскому муниципальному району. С ноября 2017 года истец постоянно проживает в городе Владивостоке, имея в том числе регистрацию по месту пребывания, обучалась в средних образовательных школах города Владивостока. По настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено.

    Определением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 22.04.2022 произведена замена ненадлежащего ответчика Правительства Приморского края на надлежащего – администрацию города Владивостока, гражданское дело по подсудности передано в Ленинский районный суд города Владивостока.

    С учетом уточнений просит суд возложить обязанность на администрацию города Владивостока предоставить Боровой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

    Истец Боровая А.В. и его представитель по ордеру Ерочкин К.В. на удовлетворении требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в иске, полагали, что несмотря на принятие на учет в качестве нуждающейся для внеочередного получения жилого помещения на территории Пожарского муниципального района Приморского края, жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот.

    В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Климоченко В.И. против удовлетворения требований возражала по доводам письменного отзыва, ссылаясь на отсутствие свободного специализированного жилого фонда для предоставления жилья истцу, отсутствие финансирования для обеспечения специализированным жилым помещением. Полагала, что обеспечение Боровой А.В. жилым помещением относится к полномочиям органа местного самоуправления Пожарского муниципального района Приморского края.

Представители привлеченных к участию в деле Правительства Приморского края, Министерства образования Приморского края, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили, о причинах не явки суду не сообщили.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Пожарского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого отказано протокольным определением от 25.10.2022.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей третьих лиц.

Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст.67 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории ВГО регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».

С 01.01.2019 вступил в силу Закон Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

В соответствии со ст.5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.

Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Владивостокский городской округ (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ).

Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018 № 433-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».

Частью 4 статьи 7 Закона Приморского края от 24.12.2018 № 433-K3 предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.

Из материалов дела следует, что Боровая (до заключения брака Красильникова) А.В. относится к категории лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите, обеспечиваемые и охраняемые государством.

Мать истца- Красильникова Р.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об оцте в свидетельстве о рождении отсутствуют (л.д. 7).

Согласно архивной выписке из протокола № 13 заседания комиссии по жилищным вопросам Пожарского района, утвержденного постановлением № от 27.11.2022 главы Пожарского района, Боровая (Красильникова) А.В. принята на учет в качестве нуждающейся для внеочередного получения жилого помещения на территории Пожарского муниципального района (л.д. 13)

На основании заявления опекуна Степанчук М.Р. в соответствии с распоряжением администрации Приморского края от 22.05.2018 истец включена в список    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края. (л.д. 14)

Факт перемены фамилии с Красильниковой на Боровую подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58)

Судом установлено, подтверждается представленными письменными доказательствами, признанными судом относимыми и допустимыми в силу ст.ст.56,60,62,67-69 ГПК РФ, что истец, Боровая (Красильникова) А.В., нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда не является.

Согласно уведомлению Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю от 22.06.2022, сведения о правах на имеющиеся в собственности объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации на Боровую (Красильникову) А.В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

    По делу установлено, что с ноября 2017 года по настоящее время Боровая А.В. постоянно проживает в городе Владивостоке, последовательно обучалась по месту жительства муниципальных учреждениях города Владивостока, а именно: в 2016 года окончила МБОУ «СОШ г. Владивостока» (л.д. 25), в 2018 году окончила МБОУ «СОШ № г. Владивостока» (л.д. 27), с 29.03.2018 по 25.08.2018 была зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Владивосток, <адрес> (л.д. 19), с 01.11.2019 по 22.04.2020 - по адресу: г. Владивосток, <адрес> (л.д. 20), с 20.01.2021 по 17.01.2024 - по адресу: г. Владивосток, <адрес>.

В связи со сменной места жительства Боровая А.В. обращалась в министерство образования Приморского края по вопросу обеспечения жилым помещением на территории Владивостокского городского округа.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд Пожарского муниципального района Приморского края на постоянное место жительства в город Владивосток, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае, администрации города Владивостока.

При таких довод администрации город Владивостока, что Боровая А.В. не имеет права на обеспечение жилым помещением на территории Владивостокского городского округа, является ошибочным.

Вопреки доводам представителя ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Отсутствие у администрации города полномочий на приобретение жилых помещений, не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Разрешая заявленные требования, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности на ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Владивостокского городского коурга, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Боровой <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать администрацию города Владивостока (ИНН 2504001783) предоставить Боровой <данные изъяты> (<данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Владивостокского городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Владивостокского городского округа.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                                                              В.Г. Аскерко

2-3098/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Боровая (Красильникова) Алена Владимировна
Ответчики
Администрация Приморского края
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Аскерко Виктория Геннадьевна
Дело на сайте суда
leninsky.prm.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.05.2022Передача материалов судье
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Подготовка дела (собеседование)
22.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2022Судебное заседание
07.09.2022Подготовка дела (собеседование)
07.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее