Дело 2-1368/2015
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2015 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации09 июля 2015 года Новоуральский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Гречущевой Т.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора ЗАТО г.Новоуральск Коноплевой А.А.,
представителя ответчика Управление социальной политики по г.Новоуральску - Акуз В.В., действующего на основании доверенности от 31.12.2014 № 22/2014,
при секретаре Ермолиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах Колосова А.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Управлению социальной политики по г.Новоуральску о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор ЗАТО г.Новоуральск обратился в суд в интересах Колосова А.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Управлению социальной политики по г.Новоуральску о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, с последующим заключением с Колосовым А.В. договора найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, суду пояснил, что прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье. По результатам проведения проверки установлено, что Колосов А.В., хх1992 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Управления социальной политики по г.Новоуральску от хх2015 № хх Колосов А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Право на предоставление жилого помещения, зачисленного в государственный специализированный жилищный фонд, возникло у Колосова А.В. хх2010 (по достижению совершеннолетия), однако жилое помещение Колосову А.В. по договору специализированного найма жилого помещения не предоставлено, чем нарушены жилищные права Колосова А.В. Требования законодательства по отношению к Колосову А.В. не выполняются. С учетом изложенного прокурор просит суд обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести Колосову А.В. за счет средств областного бюджета жилое помещение в г.Новоуральск Свердловской области не ниже установленных социальных норм, с последующим заключением с Колосовым А.В. договора найма специализированного жилого помещения на приобретенное жилое помещение; обязать Управление социальной политики по г.Новоуральску после предоставления Колосову А.В. жилого помещения обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Колосовым А.В. в течение месяца с момента распределения жилого помещения, в течение 5 рабочих дней от даты подписания им договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
Представитель ответчика Управление социальной политики по г.Новоуральску - Акуз В.В. полагает, что заявленные прокурором ЗАТО г.Новоуральск в интересах Колосова А.В. исковые требования к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме. Также указал, что Управление социальной политики по г.Новоуральску готово в течение месяца с момента распределения Колосову А.В. жилого помещения в течение 5 рабочих дней от даты подписания им договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, заинтересованное лицо Колосов А.В., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. С учетом мнения участвующих в деле лиц дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, заинтересованного лица Колосова А.В.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской федерации.
По смыслу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Колосов А.В., хх1992 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители: мать - В. и отец К. лишены родительских прав на основании заочных решений Н. городского суда Свердловской области от хх2004.
Согласно Порядку обновления списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, утвержденному Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от хх2013 № хх, был утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Пунктом 3 Порядка установлено, что обновление списков осуществляется в хронологической последовательности по дате возникновения у данной категории лиц права на предоставление жилого помещения.
В соответствии с Приказом Управления социальной политики по г.Новоуральску от хх2015 № хх Колосов А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Судом установлено, что Колосов А.В. достиг возраста 18 лет - хх2010, относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Таким образом, в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеются основания для предоставления Колосову А.В. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени Колосов А.В. не обеспечен таким жильем; доказательств обратного суду не представлено. Указанное свидетельствует о нуждаемости Колосова А.В. в предоставлении жилого помещения и наличии оснований для обеспечения Колосова А.В. органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями регламентирован, в том числе, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», которым установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (в настоящее время реорганизованное и переименованное в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Согласно п.п. 3, 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В соответствии с п.п. 2-4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, установлена процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, которой предусмотрено, что после предоставления указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - главным распорядителем.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» территориальным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации с 01.01.2013 переданы полномочия по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В этой связи и в силу наличия у Колосова А.В., имеющего статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исковые требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск о возложении обязанности приобрести за счет областного бюджета и предоставить жилье в муниципальную собственность с целью последующего заключения с Колосовым А.В. договора найма специализированного жилого помещения обоснованно заявлены к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
В соответствии с п.п. 7, 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск, заявленные к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, подлежат удовлетворению - на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области должна быть возложена обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения в г.Новоуральск Свердловской области не ниже установленных социальных норм и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления данного жилого помещения Колосову А.В., с последующим заключением с Колосовым А.В. договора найма специализированного жилого помещения на приобретенное жилое помещение.
В силу п.9 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», который в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения; подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
При указанных обстоятельствах требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск о возложении на Управление социальной политики по г.Новоуральску обязанности после распределения жилого помещения Колосову А.В. обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Колосовым А.В. в течение месяца с момента распределения жилого помещения, в течение 5 рабочих дней от даты подписания им договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства - подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах Колосова А.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Управлению социальной политики по г.Новоуральску о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г.Новоуральск Свердловской области не ниже установленных социальных норм, с последующим заключением с Колосовым А.В. договора найма специализированного жилого помещения на приобретенное жилое помещение.
Обязать Управление социальной политики по г.Новоуральску после предоставления Колосову А.В. жилого помещения обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Колосовым А.В. в течение месяца с момента распределения жилого помещения, в течение 5 рабочих дней от даты подписания им договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Новоуральский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья Гречущева Т.В.
Согласовано Судья Гречущева Т.В.