Судья: Шурхай Т.А.      Дело № 33-6257/2023 (2-143/2023)

Докладчик: Казачков В.В.              УИД 42RS0009-01-2022-006544-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2023 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Казачкова В.В.,

судей: Бычковской И.С., Вязниковой Л.В.,

при секретаре Свининой М.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Смирновой Н.В. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 апреля 2023 года,

по делу по иску Смирновой Н.В. к ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛА:

Смирнова Н.В. обратилась в суд с иском к ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности (в наличии 8 лет 10 месяцев 22 дня, при требуемом стаже - 25 лет).

Согласно решению об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны следующие периоды работы:

-    с 01.01.2001 по 19.07.2001 (6 месяцев 19 дней) - преподаватель ДМШ г. УРСЯ

-    с 20.07.2001 по 30.06.2011 (9 лет 11 месяцев 11 дней);

-    с 01.01.2012 по 17.10.2013 (1 год 9 месяцев 13 дней) - МБОУ ДОД «ЯДМШКМО»;

-    с 01.03.2014 по 31.12.2021 (7 лет 10 месяцев) - МБОУ ДОД «ЯДМШКМО».

Тем не менее, должность, которую истец занимала и занимает по настоящее время - преподаватель по фортепиано, и учреждения, в которых она работала и работает до настоящего времени, по мнению истца, дают ей право на назначение досрочной пенсии.

Указывает на то, что в решении об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № не конкретизировано в связи с чем именно (в связи с отсутствием каких данных документов, подтверждающих требуемый для назначения досрочной пенсии трудовой стаж) истцу отказано в назначении досрочной пенсии, то полагает, что в назначении досрочной пенсии ей отказано, потому что отсутствует информация о норме рабочего времени, о выполнении работы в течение полного рабочего дня.

Как следует из представленной работодателем истца Пенсионному фонду РФ информации, истец работала и работает в МБУ ДО «ШИКМР» (с учётом всех реорганизаций и переименований) в должности «преподаватель в период с 28.11.1992 по 16.08.2000, и в период с 20.07.2001 по настоящее время. За время работы обучение с отрывом от производства не проходила. За время работы истец находилась в отпуске по беременности и родам, и по уходу за детьми в следующие периоды:

-    с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком возраста ДД.ММ.ГГГГ;

-    с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);

-    с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по беременности и родам ДД.ММ.ГГГГ календарных дней (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);

-    с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);

-    с ДД.ММ.ГГГГ истец приступила к работе (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).

С ДД.ММ.ГГГГ педагогическая нагрузка составляет 2,1 ставки.

Весь период работы истца в качестве преподавателя по классу фортепиано ее педагогическая нагрузка была полноценной, она всегда выполняла суммарно норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада), а не только в периоды, засчитанные в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Смирнова Н.В., с учетом уточнения требований, просила суд признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области – Кузбассу, обязать включить в стаж следующие периоды работ:

-    с 01.01.2001 по 19.07.2001 (6 месяцев 19 дней) - преподаватель ДМШ г. УРСЯ);

-    с 20.07.2001 по 30.06.2011 (9 лет 11 месяцев 11 дней);

-    с 01.01.2012 по 17.10.2013 (1 год 9 месяцев 13 дней) - МБОУ ДОД «ЯДМШКМО»;

-    с 01.03.2014 по 31.12.2021 (7 лет 10 месяцев) - МБОУ ДОД «ЯДМШКМО»;

обязать ответчика - Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> - Кузбассу назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за назначением досрочной страховой пенсией по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ ДО Школа №.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу на ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу в связи с тем, что с 01.01.2023 создан государственный внебюджетный фонд – Фонд пенсионного и социального страхования РФ путем реорганизации ГУ – ПФР с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования РФ.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 12 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Смирновой Н.В. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное

Полагает, что судом первой инстанции не был поставлен на разрешение сторон вопрос о назначении государственной экспертизы условий труда истца в спорные периоды.

Ссылается на то, что учреждения, в которых истец работала в спорные периоды: УРСЯ), МБОУ ДОД «ЯДМШКМО», на протяжении всего периода несколько раз переименовывалось, однако осуществляли именно образовательную деятельность».

Полагает, что спорные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в должности преподавателя в образовательном учреждении для детей.

Общая педагогическая нагрузка истца с ДД.ММ.ГГГГ составляла не менее 36 часов в неделю, что не оспаривалось в суде первой инстанции ответчиком.

В связи с указанными обстоятельствами право на пенсию у истца (стаж составил 25 лет) с учетом положений ч. 1 ст. 30; Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ возникло на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Относительно апелляционной жалобы представителем ответчика принесены письменные пояснения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав истца, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).

Подпунктом «м» пункта 1 постановления от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой»). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт «а» пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).

При этом, согласно пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждения для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеет педагог дополнительного образования.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее по тексту также Правила от 29 октября 2002 года N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пунктам 10, 11 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными) (абзац 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Н.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> – Кузбассу ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО3 отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности для назначения пенсии (в наличии 8 лет 10 месяцев 22 дня при требуемом – 25 лет).

Решением ответчика истцу не были засчитаны в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы:

-    с 01.01.2000 по 19.07.2001 (6 месяцев 19 дней) - преподаватель ДМШ г. УРСЯ);

-    с 20.07.2001 по 30.06.2011 (9 лет 11 месяцев 11 дней);

-    с 01.01.2012 по 17.10.2013 (1 год 9 месяцев 13 дней) - МБОУ ДОД «ЯДМШКМО»;

-    с 01.03.2014 по 31.12.2021 (7 лет 10 месяцев) - МБОУ ДОД «ЯДМШКМО», поскольку на ДД.ММ.ГГГГ у заявителя отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее - Список № 781) и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, продолжительностью 16 лет 8 месяцев, что предусмотрено п. 12 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Смирнова Н.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Согласно трудовой книжке истца, справке МБУ ДО «ДШИ №» от ДД.ММ.ГГГГ, данным о стаже истца, представленным ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в ЯДМШКМО № преподавателем по классу фортепиано.

ДД.ММ.ГГГГ истец уволена из ДМШ № в соответствии со ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в ДМШ <адрес> (Якутия).

ДД.ММ.ГГГГ истец уволена из ДМШ <адрес> (Якутия) в соответствии со ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в ЯДМШКМО преподавателем по классу фортепиано.

В соответствии с ответом администрации Кемеровского муниципального округа Управления культуры, спорта и молодежной политики от ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения администрации Кемеровского района Кемеровской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ ДМШ» преобразована в МОУДО «ЯДМШКМО».

На основании Постановления администрации Кемеровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ МОУДОД «ЯДМШКМО» преобразовано в МБОУ ДОД «ЯДМШКМО».

Согласно Постановлению администрации Кемеровского муниципального района 2418-п от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДОД «ЯДМШКМО» ДД.ММ.ГГГГ преобразовано в МБОУ ДОД «Детская ДМШ».

На основании Постановления администрации Кемеровского муниципального района №-п от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДОД «ДМШ» переименовано в МБОУ ДО «ШИКМР».

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями вышеназванных законов и подзаконных актов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы истца с 01.01.2000 по 19.07.2001; с 20.07.2001 по 30.06.2011; с 01.01.2012 по 17.10.2013; с 01.03.2014 по 31.12.2021 МБОУ ДОД «ЯДМШКМО, поскольку педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 01.01.2001составил 8 лет 10 месяцев 22 дня, при требуемом 16 лет 8 месяцев.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно установленных обстоятельствах по делу, подтвержден исследованными в судебном заседании доказательствами, соответствует требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения, в том числе согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 декабря 2019 года N 3376-О и определении от 25 апреля 2019 года N 1097-О.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей, в том числе преподавателем по классу фортепиано в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение граждан на пенсионное обеспечение.

Таким образом работа истца в должности преподавателем по классу фортепиано в спорные периоды могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, только в том случае, если на 01 января 2001 года истец имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Установив, что юридически значимым обстоятельством по настоящему спору является продолжительность стажа Смирновой Н.В. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, принимая во внимание, что по состоянию на 01 января 2001 года продолжительность специального стажа истца составила менее требуемых 16 лет 8 месяцев, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорных периодов ее работы после 01 января 2001 года.

Доводы апелляционной жалобы истца об осуществлении в спорные периоды педагогической деятельности, соответствии должностных обязанностей истца в указанный период должностным обязанностям преподавателя, фактическом исполнении обязанностей преподавателя, соответствии занимаемой истцом должности и учреждений, в которых истец осуществляла свою трудовую деятельность требованиям Списков, отсутствии его вины в недостоверности сведений индивидуального персонифицированного учета являлись предметом исследования суда первой инстанции, обоснованно отклонены им, так как сводятся к субъективной оценке истца фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                      ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░:                                      ░.░. ░░░░░░░░░░

     ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.07.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-6257/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнова Наталья Валерьевна
Ответчики
ГУ - ОПФР по КО
Другие
МБУ ДО Школа № 70
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Казачков Владимир Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
14.06.2023Передача дела судье
13.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023Передано в экспедицию
13.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее