Решение по делу № 2-32/2022 (2-1633/2021;) от 09.11.2021

38RS0017-01-2021-002459-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2022 г.                                                                                         г. Нижнеудинск

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Усовой О.В., с участием представителя истца адвоката Кузьминой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-32/2022 по иску Волкобрун Сергея Вячеславовича к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование заявленных требований истец Волкобрун С.В. сослался на следующие обстоятельства. Он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, указанное жилое помещение находилось в зоне затопления в период наводнения в июне-июле 2019 года. дата обезличена межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования провела обследование жилого дома с целью определения состояния дома после паводка. Согласно заключению межведомственной комиссии № 55                   от 25.05.2021 межведомственная комиссия, учитывая, в том числе заключение строительно-технической экспертизы номер обезличен выполненное                                      ООО «МНСЭ» по обследованию дома истца в соответствии с которым в результате затопления и дефектов всех конструкций дома, и как следствие полной потери несущей способности и эксплуатационных характеристик, обследуемый дом не подлежит восстановлению (дословно как указано в заключении комиссии) приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.05.2021 № 568 жилой дом признан непригодным для проживания. С целью реализации своего права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, в рамках постановления Правительства Иркутской области № 556-пп от 17.07.2019 он обратилась в ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, предоставив все необходимые документы. Ответом ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» от 15.09.2021 № 01-02-12023 сообщено, что принято решение об отказе в выдаче свидетельства в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты. Отказ мотивирован тем, что основные дефекты здания являются следствием физического износа в процессе эксплуатации. Данный вывод ответчика является необоснованным и не соответствующим сведениям указанным в заключении комиссии и акта обследования, так заключение комиссии основано на акте обследования, соответственно, межведомственная комиссия на основании акта приняла заключение о непригодности для проживания, состояние дома именно в связи с паводком, ссылка ОГКУ на сам акт обследования не является законной, так как акт является документом на основании которого принимается само заключение. Кроме того, в графе акта обследования – сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описания конкретного несоответствия, межведомственная комиссия также сослалась на строительно-техническую экспертизу ООО «МНСЭ» и с учетом данной экспертизы, установившей причину состояния дома – затопления (о чем указано в акта обследования) комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания. Кроме того, отказано в предоставлении социальной выплаты по причине пропуска срока для обращения с заявлением о выплате. В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 654-пп от 15.09.2021 срок обращения граждан с заявлением о предоставлении социальной выплаты был продлен до 01.10.2021, с заявлением в ОГКУ он обратился в августе 2021г. В обоснование отказа в принятии решения на предоставлении социальной выплаты ОГКУ указало, что несовершеннолетние дети Матюшкина И.С., Матюшкина О.С. не относятся к членам семьи собственника.                  В этой части отказа ОГКУ в предоставлении социальной выплаты с учетом всех членов семьи он согласен, так как указанные дети являются детьми от первого брака жены и в соответствии с постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> номер обезличен-пп необходимо подтверждение юридического факта признания их членами семьи истца. Таким образом, отказ ответчика в предоставлении истцу социальной выплаты как пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации является необоснованным, незаконным. Кроме того, в связи с подачей искового заявления в суд, истец вынужден был понести расходы, которые состоят из оплаты государственной пошлины за подачу искового заявления в сумме 300 рублей и оплаты услуг адвоката за составление данного искового заявления, участие адвоката Кузьмина Е.Б. в судебных заседаниях в качестве ее представителя в размере <данные изъяты> рублей, которые в соответствии с статьями 98, 100 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району», принявшего незаконное решение.

С учетом уточнения исковых требований истец Волкобрун С.В. просит суд признать незаконным решение областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>»                                от дата обезличена номер обезличен об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в части причин отказа, а именно что факт непригодности жилого помещения для проживания не связан с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской <адрес обезличен>, а также в части того, что предоставление социальных выплат осуществляется гражданами, обратившимися в учреждение в срок до дата обезличена;

признать за Волкобрун С.В., дата обезличена года рождения, уроженцем                                 п. Ук. Нижнеудинск, Иркутской <адрес обезличен> право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем»;

обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>» принять решение о выдаче Волкобрун С.В. свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от 17.07.2019г. номер обезличен-пп и постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп;

обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> выдать свидетельство удостоверяющее право Волкобрун С.В. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп и постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп;

взыскать с ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>» в пользу истца судебные расходы в сумме 10 300 рублей;

в соответствии со статьей 212 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебное заседание истец Волкобрун С.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.

В судебном заседании представитель истца Кузьмина Е.Б., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что спорное жилое помещение попало в зону затопления, было утрачено результате паводка,                        до введения чрезвычайной ситуации, жилое помещение в установленном законом порядке аварийным, непригодным для проживания не признавалось, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы.

В судебное заседание ответчик ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» в лице своего представителя не явились,                          о времени и месте судебного заседания извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание ответчик министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> в лице представителя не явились, представили ходатайство об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого судом отказано.

В судебное заседание третьи лица администрация Нижнеудинского муниципального образования, межведомственная комиссия Нижнеудинского муниципального образования, не явились, сведений о причинах неявки суду не представили.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом от дата обезличена № 68-ФЗ                                                       «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера                                            (далее - Федеральный закон от дата обезличена № 68-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно статье 2 данного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ).

В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от дата обезличена номер обезличен «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской <адрес обезличен>».

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской <адрес обезличен>, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.

Указом Губернатора Иркутской <адрес обезличен> номер обезличен-уг от 27.06.2019                              «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской <адрес обезличен>» на территории Иркутской <адрес обезличен> с 13.00 ч. дата обезличена введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Правительством Иркутской <адрес обезличен> дата обезличена принято Постановление                   номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Согласно Положению о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения                                  (далее по тексту постановление) предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).

Согласно пунктам 11, 12 Положения, гражданин, претендующий на меры социальной поддержки, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской <адрес обезличен>, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений                                        (п. 7 Положения).

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством (п. 10 Положения).

Основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства является, в том числе, отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением (пп. 1 п. 18 Положения), обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока (пп. 4 п. 18 Положения).

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от дата обезличена истец Волкобрун С.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата обезличена.

дата обезличена межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена произведено визуальное обследование жилого дома по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, по результатам которого, в том числе рассмотренных документов: технического паспорта от дата обезличена, решения Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена, заключения строительно-технической экспертизы номер обезличенКМ, выполненного                          ООО №МНСЭ» в этот же день принято заключение номер обезличен о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен, жилое помещение по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, признано непригодным для проживания.

дата обезличена истец Волкобрун С.В. обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к заявлению документы согласно пункту 12 Положения.

Согласно п.16 Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений):

1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской <адрес обезличен>, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация»;

2) сведений о признании жилого помещения утраченным;

3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;

4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении;

5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

7) сведения об учетной норме площади жилого помещения;

8) сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.

Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» номер обезличен от дата обезличена истцу отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктом 1, 4 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты; обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока в соответствии с Положением).

В обоснование отказа указано, что согласно акту обследования помещения межведомственной комиссией дата обезличена принято заключение о признании данного жилого дома непригодным для проживания. При этом установленный факт непригодности комиссия не связывает с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>. Основные дефекты здания являются следствием физического износа в процессе эксплуатации, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Данное заключение отображено и в постановлении Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена «О признании помещения непригодным для проживания». В соответствии с п. 6 Положения к членам семьи гражданина относятся супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные (усыновленные) после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья, сестры, родители и усыновители этого гражданина, и его внуки, а также лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее члены семьи). Таким образом, отсутствуют сведения о том, что Матюшкина И.С., Матюшкина О.С. относятся к членам семьи собственника. Согласно п. 11 Положения предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, обратившимся в учреждение в срок до                                           дата обезличена.

Полагая отказ ответчика незаконным в части причин отказа: что факт непригодности жилого помещения для проживания не связан с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской <адрес обезличен>; что предоставление социальных выплат осуществляется гражданами, обратившимися в учреждение в срок до дата обезличена, истец Волкобрун С.В. обратился с данным иском в суд.

Так пунктом 18 Положения основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются:

1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением;

2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения;

3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять;

4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.

Согласно пункту 16 Положения социальные выплаты предоставляются в случае сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской <адрес обезличен>, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», сведений о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания. При этом пункт 16 Положения не предусматривает обязательного указания о непригодности жилого помещения для проживания в результате паводка.

Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования» жилое помещение по <адрес обезличен>, числится в границах чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года на территории <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>.

Как усматривается из заключения межведомственной комиссии номер обезличен                                 от дата обезличена данное заключение принято на основании рассмотренных документов, в том числе строительно-технической экспертизы                                                     номер обезличенКМ, выполненной ООО «МНСЭ» по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>.

Как усматривается из выводов строительно-технической экспертизы                                  номер обезличенКМ, выполненной ООО «МНСЭ» в 2020 году, объект обследования - жилой дом по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, находится в аварийном состоянии и требуется произвести работы по полному демонтажу. По результатам обследования жилого дома установлены следующие дефекты, снижающие эксплуатационные и прочностные характеристики здания: деформация фундамента здания; деформации и просадки перекрытий здания; трещины и прогиб стен; разрушение конструкций подполья; дефекты отделки стен, потолков и полов дома; деформация печи. В результате затопления и дефектов всех конструкций дома, и как следствие полной потери несущей способности и эксплуатационных характеристик, обследуемый дом не подлежит восстановлению, следует произвести работы по демонтажу обследуемого дома.

Основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, явилось отсутствие указание на то, что жилой дом утрачен, стал непригодным для проживания в результате паводка (чрезвычайной ситуации), а также обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока в соответствии с положением.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от дата обезличена номер обезличен «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы на основании п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47).

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Абзацем восьмым пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определено, что решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.

Из представленных суду доказательств следует, что по результатам рассмотренных документов, в том числе заключения строительно-технической экспертизы номер обезличенКМ, выполненного ООО «МНСЭ», межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения (жилого дома) по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, непригодным для проживания.

В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года»).

Заключение межведомственной комиссии от дата обезличена номер обезличен, которым выявлены основания для признания спорного жилого дома непригодным для проживания, не оспорено и не отменено в установленном законом порядке.

Правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья, взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской <адрес обезличен> летом 2019 года направлена на оказания помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.

В силу вышеизложенных правовых норм единственным основанием для получения социальной выплаты является наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 года в Иркутской <адрес обезличен>.

В обоснование отказа в принятии решения о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения указано, что согласно акту обследования помещения межведомственной комиссией принято заключение от дата обезличена о признании жилого дома непригодным для проживания. При этом установленный факт непригодности комиссия не связывает с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>. Основные дефекты здания являются следствием физического износа в процессе эксплуатации, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

По ходатайству стороны истца на основании определения Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена по делу назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, производство которой было поручено экспертам Союза Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, на руководителя учреждения возложена обязанность предупредить экспертов об уголовной ответственности за дачу ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

Из заключения экспертов номер обезличен от дата обезличена следует, что в ходе проведения дата обезличена визуального и инструментального исследования были выявлены следующие дефекты и повреждения конструкций здания, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, полученные в результате паводка на территории Иркутской <адрес обезличен>. Вследствие нахождения воды в подполье и под домом в результате паводка произошло намокание и глубокая пропитка водой конструктивных элементов,                      в частности внутренней стороны нижнего венца стен, фактически являющегося фундаментом исследуемого объекта, что привело к ускоренному темпу его гниения. По заявлению истца при проведении капитального ремонта в период с 2014 года по 2016 года была произведена смена нижних венцов только с трех сторон исследуемого объекта за исключением фасадной стороны дома                                            с <адрес обезличен> выполненных находящихся над подпольем конструкциях пола – балках и половицах были выявлены биологические повреждения: грибок, приводящий к гниению, просадка пола и отдельных элементов, что в итоге, приводит к последующему разрушению конструктивных элементов исследуемого объекта. Возникновение и ускорение распространения грибка связано с паводком, а именно повышением влажности и сырости в условиях положительных температур. По заявлению истца после паводка в подполье с периодичностью появляются грунтовые воды, чего ранее не наблюдалось. Вследствие вышеуказанных причин исследуемый объект потерял герметичность и теплостойкость, что в последствии объясняет ухудшение условий проживания, в том числе и в зимний период времени (повышение теплопотери, быстрое понижение температур воздуха (круглосуточная топка печи в осенний, зимний и начало весеннего периода времени, дополнительная топка печи летом). В ходе интервьюирования истца было выявлено, что с момента ухода воды из подполья и по настоящее время проводятся мероприятия по просушиванию конструкций дома, тем не менее, установлено, что в ходе проведения исследования влажность конструктивных элементов повышенная. В связи с этим происходит разрушение досок пола и образование плесени на ДВП и линолеуме.

Исходя из характера и объема выявленных в ходе проведения визуального и инструментального исследования дата обезличена дефектов и повреждений следует вывод, что ухудшение технического состояния исследуемого объекта произошло в результате паводка на территории Иркутской <адрес обезличен>, так как выявленные дефекты и повреждения, вызванные продолжительной эксплуатацией исследуемого объекта, повлияли на его техническое состояние незначительно, оставляя его в работоспособном состоянии.

Таким образом, учитывая вышеуказанное, эксперты пришли к выводу о том, что исследуемый объект в текущем техническом состоянии, возникшем в результате паводка, непригоден для дальнейшей эксплуатации по его прямому назначению – в качестве жилого дома.

Суд принимает заключение судебной строительно-технической экспертизы номер обезличен от дата обезличена в качестве допустимого и достоверного доказательства, поскольку оно в полном объеме отвечает требованиям                                статьи 86 ГПК РФ, составлено экспертами, имеющими соответствующее образование, необходимое для данного рода исследований, предупрежденными об ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит ссылки на нормативную и техническую документацию, нормативные правовые акты, используемые при проведении экспертизы. Исследовательская часть заключения содержит подробное описание рассуждений экспертов, выводы экспертов являются мотивированными.

Каких-либо допустимых доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы, сторонами не представлено.

При этом также следует отметить, что заключение судебной экспертизы, содержащее описание дефектов и повреждений, полученных в результате паводка, а также выводы о том, что ухудшение технического состояния жилого дома произошло в результате паводка на территории Иркутской <адрес обезличен>, не имеет противоречий с заключением строительно-технической экспертизы                                                      номер обезличенКМ от 2020, по результатам, в том числе которого принято межведомственной комиссией дата обезличена заключение о выявлении оснований для признания жилого дома истца непригодным для проживания, в части выводов о том, в результате затопления и дефектов всех конструкций дома, и как следствие полной потери несущей способности и эксплуатационных характеристик, обследуемый дом не подлежит восстановлению. Данные заключения подтверждают правовую позицию истца и дополняют друг друга.

Суд учитывает, что до произошедшего в июне-июле 2019 в Иркутской <адрес обезличен> наводнения, спорное жилое помещение непригодным для проживания не признавалось, в реестре ветхого и аварийного жилья на территории <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен> не числилось.

Кроме того, истец Волкобрун С.В., высказывая доводы о непригодности спорного жилого дома для проживания вследствие наводнения, ранее обжаловал заключение межведомственной комиссии, принятое по результатам обследования его жилого помещения, предпринимал попытки к защите своих прав и законных интересов.

Так, решением Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен>                                       от дата обезличена, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда                                         от дата обезличена, признано незаконным заключение межведомственной комиссии от дата обезличена номер обезличен-в и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен части п. 1.2. (гражданское дело номер обезличен), на администрацию возложена обязанность провести повторное обследование жилого дома и принять решение по результату обследования.

В решении суда от дата обезличена и апелляционном определении от дата обезличена отражено, что из акта обследования жилого дома от дата обезличена номер обезличен-В усматривается, что наводнением дому повреждения не были причинены, и заключением межведомственной комиссии от дата обезличена номер обезличен-В были выявлены основания для признании дома не пригодным для проживания по причинам, с паводком не связанным. Вместе с тем, согласно выводов заключения строительно-технической эксперты ООО «МНСЭ» от дата обезличена номер обезличенКМ, проведенной экспертами по инициативе истца, в результате затопления и дефектов всех конструкций дома, и как следствие полной потери несущей способности и эксплуатационных характеристик обследуемый дом не подлежит восстановлению, требуется произвести работы по полному демонтажу.

Стороной ответчика не представлено доказательств в обоснование своих возражений в соответствии с положениями ст. ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательств, свидетельствующих, что жилое помещение истца было утрачено, ввиду иных причин, не связанных с наводнением (паводком). Возражения ответчика о том, что жилое помещение стало непригодным для проживания в силу физического износа доказательствами не подтверждены.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и, установив, что спорный жилой дом, принадлежащий Волкобрун С.В. утрачен в результате чрезвычайной ситуации,                                  в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской <адрес обезличен>, суд приходит к выводу о наличии права Волкобрун С.В. на меры социальной поддержки, установленные постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки».

С заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты Волкобрун С.В. обратился дата обезличена на основании повторного обследования жилого помещения, проведенного межведомственной комиссией во исполнение решения Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена по гражданскому делу номер обезличен по иску Волкобрун С.В. о признании незаконными ненормативных правовых актов, обязании межведомственной комиссии провести повторное обследование жилого помещения.

Таким образом, срок для обращения с заявлением о получении социальной выплаты истцом не пропущен.

На основании изложенного, учитывая наличие доказательств подтверждающих право истца на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>,                        Пушкина, <адрес обезличен>, в результате чрезвычайной ситуации, в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, суд приходит к выводу о незаконности решения                                     ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>»                     номер обезличен от дата обезличена об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Признание незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» номер обезличен от дата обезличена является основанием для возложения в соответствии с п. п. 20 - 23 Положения обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» принять решение о выдаче истцу свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> - оформить и выдать истцу свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом следует отметить, что признание за Волкобрун С.В. права на получение мер социальной поддержки в вышеуказанной форме отвечает правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации.

В силу положений ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Вместе тем, оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не находит.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена номер обезличен в части отказа Волкобрун С.В. в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Признать за Волкобрун С.В., дата обезличена года рождения, уроженцем п. <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен> право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле 2019 года жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп                                            «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» устранить нарушение прав истца путем вынесения решения о предоставлении Волкобрун С.В. мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле 2019 года жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> оформить и выдать Волкобрун С.В. свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле 2019г., жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

В удовлетворении заявления об обращении решения к немедленному исполнению отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской <адрес обезличен> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                              Н.С. Рычкова

В окончательной форме решение изготовлено дата обезличена.

2-32/2022 (2-1633/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волкобрун Сергей Вячеславович
Ответчики
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"
Другие
Администрация Нижнеудинского МО
Кузьмина Елена Борисовна,истца (соглашение сторон, ордер от 29.10.2021)
Межведомственная комисссия Нижнеудинского МО
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Рычкова Наталья Семеновна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2021Передача материалов судье
12.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
13.04.2022Производство по делу возобновлено
21.04.2022Судебное заседание
25.07.2022Производство по делу возобновлено
26.07.2022Судебное заседание
03.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2022Дело оформлено
26.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее