УИД 31RS0016-01-2021-006150-88                              Дело №2-4487/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2021 года                                               город Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Шатенко Т.Н.,

при секретаре: Новиковой В.Ю.,

с участием: истца Брюханова А.А., представителя ответчика Жилищного управления администрации г.Белгорода и третьего лица администрации г.Белгорода Шеховцовой Н.Н., представителя ответчика Департамента строительства и транспорта Белгородской области Парахина А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брюханова Александра Алексеевича к Жилищному управлению администрации г. Белгорода, Департаменту строительства и транспорта Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,

У С Т А Н О В И Л:

Брюханов А.А. составом семьи 3 человека (он, его дочери Брюханова Е.А., Брюханова Т.А..) включен в список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и сводный список получателей государственных жилищных сертификатов в 2021 году.

В марте 2021 года учетное дело Брюханова А.А. направлено администрацией города Белгорода в Департамент строительства и транспорта Белгородской области для рассмотрения вопроса о выписке государственного жилищного сертификата.

По результатам рассмотрения учетного дела Департаментом строительства и транспорта Белгородской области государственный жилищный сертификат Брюханову А.А. выписан не был, материалы учетного дела возвращены в администрацию города Белгорода для приведения его в соответствие с действующим законодательством.

Брюханов А.А. обратился в суд с иском к Жилищному управлению администрации г. Белгорода, Департаменту строительства и транспорта Белгородской области, в котором, ссылаясь на незаконность выводов ответчиков об отсутствии оснований для выдачи государственного жилищного сертификата, просит признать незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, возложить обязанность выдать государственный жилищный сертификат.

В судебном заседании истец Брюханов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Жилищного управления администрации г.Белгорода Шеховцова Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку Жилищное управление администрации г.Белгорода администрации г.Белгорода является структурным подразделением администрации г.Белгорода и не может быть самостоятельным ответчиком по делу, кроме того администрация г.Белгорода не уполномочена на выдачу государственного жилищного сертификата.

Представитель ответчика Департамента строительства и транспорта Белгородской области Парахин А.О. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поскольку предусмотренные законом основания для выдачи государственного жилищного сертификата в настоящее время отсутствуют ввиду наличия в учетном деле истца не устранённых нарушений действующего законодательства, решение об отказе в выдаче жилищного сертификата истцу не принималось, вопрос о его выдаче будет рассмотрен после приведения учетного дела в соответствие с требованиями законодательства, что свидетельствует об отсутствии факта нарушения прав истца действиями ответчика.

Представитель третьего лица администрации г.Белгорода Шеховцова Н.Н. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку вопрос о выдаче жилищного сертификата будет рассмотрен после приведения учетного дела истца в соответствие с требованиями законодательства, что свидетельствует об отсутствии факта нарушения прав истца.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплено, что определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируются меры социальной поддержки, указанные в законе, в числе которых предусмотрено и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее – Правила), определено, что право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Судом установлено, что Брюханов А.А. относится к категории граждан из подразделений особого риска, на которых постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №2123-1 распространено действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Брюханов А.А. составом семьи 3 человека (он, его дочери Брюханова Е.А., Брюханова Т.А..) включен в список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и сводный список получателей государственных жилищных сертификатов в 2021 году.

В марте 2021 года учетное дело Брюханова А.А. направлено администрацией города Белгорода в Департамент строительства и транспорта Белгородской области для рассмотрения вопроса о выписке государственного жилищного сертификата.

По результатам рассмотрения учетного дела Департаментом строительства и транспорта Белгородской области государственный жилищный сертификат Брюханову А.А. выписан не был, материалы учетного дела возвращены в администрацию города Белгорода для приведения его в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии с п. 3 Правил сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем государственной программы.

Исходя из пп. "б" п. 18 Правил выдача в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п.п. 24,26 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме). Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, и администрация г. Байконура до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил). Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников ведомственной целевой программы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников ведомственной целевой программы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Вручение сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы осуществляется в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (п. 42 Правил).

Кроме того, Правилами установлен перечень документов, предоставляемых гражданами вместе с заявлением об участии в программе, а также порядок подсчета норматива жилой площади исходя из конкретных обстоятельств дела.

Согласно постановлению Правительства Белгородской обл. от 28.07.2006 N 164-пп (ред. от 30.01.2017) "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153" Оформление и передача оформленных государственных жилищных сертификатов органам местного самоуправления Белгородской области для последующего вручения гражданам, указанным в подпунктах "е", "ж" и "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее соответственно - граждане - участники ведомственной целевой программы, ведомственная целевая программа, государственная программа, Правила), осуществляется департаментом строительства и транспорта Белгородской области.

Сертификаты оформляются и выдаются только в пределах размера социальных выплат, установленного ответственным исполнителем государственной программы для Белгородской области в отношении соответствующих категорий граждан - участников ведомственной целевой программы.

Оформление и выдача сертификатов гражданам - участников ведомственной целевой программы осуществляются департаментом в соответствии с очередностью, установленной в утвержденном департаментом областном сводном списке по каждой категории граждан на планируемый год.

Включение граждан - участников ведомственной целевой программы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения департамента путем внесения соответствующих изменений в сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной Правилами. Не допускается включение в сводный список после его утверждения граждан - участников ведомственной целевой программы, признанных таковыми после 1 июля года, предшествующего планируемому.

Для оформления сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы органы местного самоуправления представляют в департамент оформленные в установленном порядке учетные дела граждан, включенных в список получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году.

Таким образом, действующим правовым регулированием четко регламентирован порядок участия граждан в программе и выдача сертификатов.

При этом, ни одним из вышеуказанных нормативных актов не установлены конкретные сроки выдачи государственного жилищного сертификата. Исходя из буквального толкования вышеизложенных требований, выдача сертификатов осуществляется в течение соответствующего года, в порядке и с соблюдением очередности, установленной списками очередников.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Брюханову А.А. не было отказано в выдаче жилищного сертификата, материалы его учетного дела были возвращены департаментом строительства и транспорта в администрацию для приведения учетного дела в соответствие с действующим законодательством.

Основанием для принятия такого решения департаментом строительства и транспорта явилось то, что Брюханов и его дочери зарегистрированы в квартире, принадлежащей бывшей жене Брюханова - Брюхановой Н.А. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 02.10.2014 года, при этом на момент приватизации квартиры Брюханов и Брюханова Н.А. состояли в зарегистрированном браке.

В соответствии с ч.4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи

Вместе с тем, согласно ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Таким образом, Брюханов и его дочери, имевшие в момент приватизации жилого помещения равные права пользования этим помещением с Брюхановой Н.А., добровольно отказавшиеся от участия в приватизации, сохранили право пользования жилым помещением.

Указанные обстоятельства, согласно пояснениям представителя ответчика, не были отражены должным образом в материалах учетного дела истца, что явилось препятствием к расчету норматива жилой площади в соответствии с Правилами и, как следствие, к выдаче жилищного сертификата. При этом после устранения имеющихся замечаний жилищный сертификат может быть выдан истцу.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что действия ответчика соответствуют вышеизложенным требованиям закона, поскольку в настоящий момент имеются не устранённые объективные обстоятельств, свидетельствующие о наличии препятствий к подсчету норматива жилой площади и выдаче жилищного сертификата.

Вместе с тем, суд отмечает, что право истца на получение жилищного сертификата в настоящий момент не утрачено, поскольку после устранения соответствующих нарушений при составлении его учетного дела, департаментом будет рассмотрен вопрос о выдаче жилищного сертификата.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ защите в суде подлежит только нарушенное или оспариваемое право. Однако, установленные судом обстоятельства дела свидетельствует об отсутствии в настоящий момент фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, поскольку 2021 год не закончился, а в выдаче государственного жилищного сертификата истцу не было отказано.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены Брюхановым преждевременно.

Кроме того, суд отмечает, что настоящий иск не может быть использован для упрощения установленного законом порядка выдачи государственных жилищных сертификатов с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего порядок участия граждан в программе и выдачи сертификатов.

В связи с изложенным, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Что касается исковых требований, предъявленных к Жилищному управлению администрации г. Белгорода, то в их удовлетворении следует отказать по следующим основаниям.

По смыслу положений статей 48, 49 ГК РФ приобретать от своего имени и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде может организация, признаваемая юридическим лицом.

Согласно статье 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 37 ГПК РФ для реализации права на судебную защиту необходима процессуальная дееспособность, то есть способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю, которые принадлежат в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

Жилищное управление администрации г. Белгорода не является самостоятельным юридическим лицом, а является управлением в составе администрации г. Белгорода, следовательно, жилищное управление не обладает автономной процессуальной правоспособностью и дееспособностью, чем исключается возможность его самостоятельного вовлечения в процесс.

Таким образом, поскольку предъявление иска к отделению юридического лица, входящему в его организационную структуру, не предусмотрено действующим законодательством, жилищное управление администрации г. Белгорода является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем в удовлетворении исковых требований, предъявленных к нему, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                                

2-4487/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Брюханов Александр Алексеевич
Ответчики
Департамент строительства и транспорта Белгородской области
Жилищное Управление администрации г.Белгорода
Другие
Администрация г. Белгорода
Суд
Октябрьский районный суд г. Белгород
Дело на сайте суда
oktiabrsky.blg.sudrf.ru
21.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2021Подготовка дела (собеседование)
12.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2021Дело оформлено
19.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее