Решение от 21.12.2021 по делу № 2-1354/2021 от 15.07.2021

Дело № 2-1354/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2021 года пгт. Ленино

Резолютивная часть решения суда объявлена 21 декабря 2021 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 декабря 2021 года.

Ленинский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего Копаева А. А.,

при секретаре Мезенове В. Е.,

с участием:

представителя истца ФИО5 - ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к администрации Глазовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, <адрес> отделом – главный государственный инспектор Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель ФИО2, о признании незаконным и отмене решения органа местного самоуправления и возложении обязанности совершить определенные действий,-

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с административным иском к администрации Глазовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в котором просила признать незаконным и отменить постановление администрации Глазовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, а также возложить обязанность на орган местного самоуправления предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и предоставленных документов.

Обосновывая заявленные требования, ФИО5 ссылается на следующие обстоятельства.

На основании решения Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. После приобретения жилого дома, органом местного самоуправления, как следует из похозяйственной книги №ДД.ММ.ГГГГ – 1990 г. был выделен земельный участок в размере 0,50 га, что подтверждается записью в графе VI. Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства. Из похозяйственных книг за период с 1991 года по 2019 год следует, что площадь земельного участка составляет 0,50 га. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предоставлении истцу бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что право собственности на жилой дом возникло у истца в порядке приобретательной давности после ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 полагает, что оспариваемое постановление нарушает её права, так как вынесено ответчиком в нарушение норм действующего законодательства, в связи с тем, что право собственности на спорный земельный участок у истца возникло еще в 1990 году, что подтверждается сведениями из похозяйственных книг. На основании изложенного, ФИО5 вынуждена обратиться в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным и отменить постановление администрации Глазовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, возложив на орган местного самоуправления обязанность предоставить истцу бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и предоставленных документов.

Определением Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ произведен переход к рассмотрению административного дела по иску ФИО5 к администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении обязанности совершить определенные действий, по правилам гражданского судопроизводства.

Определением Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена заведующая Ленинским районным отделом – главный государственный инспектор Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель ФИО2.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела была надлежащим образом извещена. Обеспечила явку своего представителя.

Представитель истца ФИО5 - ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить в полном объеме по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрении дела был извещен надлежащим образом. От него в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – заведующая Ленинского районного отдела – главный государственный инспектор Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела была надлежащим образом извещена.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц участвующих в деле в судебное заседание, признав причину не явки ответчика неуважительной.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что за ФИО5 на основании решения Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу в порядке приобретательной давности признано право собственности на жилой дом, общей площадью 69,6 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (л.д. 8-10).

Согласно сведений ЕГРН запись о праве собственности истца на вышеуказанный жилой дом внесена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.93), в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что прав собственности ФИО5 на жилой дом, общей площадью 69,6 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, возникло после внесения указанных сведений в реестр.

На основании заявления ФИО5 постановлением администрации Глазовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу бесплатно в собственность передан земельный участок, площадью 2500 кв. м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, код 2.1.

Вместе с тем, в рамках выполнения функций по государственному земельному надзору, главным государственным инспектором <адрес> Республики Крым по использованию и охране земель - ФИО2, были выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные органом местного самоуправления в результате принятия вышеуказанного постановления. Так, контролирующим органом установлено, что право собственности на жилой дом у ФИО5 возникло в порядке приобретательной давности на основании решения Ленинского районного суда Республики Крым по делу от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит требованиям п. 7 ст. 18 Закона 66 – ЗРК, в связи с чем, органу местного самоуправления рекомендовано устранить выявленные нарушения, о чем указано в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Глазовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение предписания главного государственного инспектора <адрес> Республики Крым по использованию и охране земель - ФИО2, отменено постановление администрации Глазовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление ФИО5 не оспаривалось.

На повторное обращение истца в орган местного самоуправления с аналогичным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность (л.д.102-103), постановлением администрации Глазовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101) ФИО5 отказано на основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ и п. 7 ст. 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК.

Разрешая заявленныеФИО5 требования о признании незаконным и отмене постановление администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.

Согласно пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из названного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон №6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Согласно части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.

Как установлено в судебном заседании, ФИО5 отказано в предоставлении земельного участка, площадью 2500 кв. м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, на основании ч. 7 ст. 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015, ввиду того, что право собственности у истца на жилой дом по указанному адресу возникло после ДД.ММ.ГГГГ, в порядке приобретательной давности.

В поданном в суд иске в обоснование заявленных требований ФИО5 ссылается на Постановление Госкомстата СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 69 «Об утверждении указаний по ведению похозяйственного учета в сельских советах народных депутатов», Инструкцию о порядке регистрации домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР, Закон ФИО3 «О собственности» 1991 года, Декрет ФИО3 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что ранее, в период нахождения Республики Крым в составе ФИО3, с 1990 года до ДД.ММ.ГГГГ, у истца возникло право собственности на испрашиваемый земельный участок, площадью 2500 кв. м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из похозяйственных книг.

Указанный довод отклоняется судом, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права Украины, регулирующих земельные правоотношения.

Так, вопросы о возникновении и прекращении права собственности на земельные участки в указанный истцом период регулировались Земельным кодексом Украины от 18 декабря 1990 года, Законом Украины «О собственности» 1991 года, Земельным кодексом Украины от 25 октября 2001 года, а также Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26 декабря 1992 года (далее – Декрет).

Согласно ст. 6 Земельного кодекса Украины от 18 декабря 1990 года граждане Украины имели право на получение в собственность земельных участков, в том числе и для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий (приусадебный участок).

Подпунктами 1 и 2 ст. 9 Земельного кодекса Украины от 18 декабря 1990 года было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: 1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.

Кроме того, Декретом сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины (пункт 1).

Из содержания пункта 3 Декрета, следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.

Согласно ст. 17 Земельного кодекса Украины от 18 декабря 1990 года передача земельных участков, в том числе в частную собственность производится Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки. Граждане, заинтересованные в передаче им в собственность земельных участков из земель запаса, подают заявление об этом в сельский, поселковый, городской, а в случае отказа - в районный, городской, в административном подчинении которого находится район, Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка. В заявлении указываются желаемые размер и местоположение участка, цель его использования и состав семьи. Соответствующий Совет народных депутатов рассматривает заявление и в случае согласия передать земельный участок в собственность гражданину заказывает землеустроительной организации разработку проекта его отвода. Проект отвода земельного участка согласовывается с сельским (поселковым) Советом народных депутатов, с районными (городскими) землеустроительным, природоохранным и санитарным органами, органом архитектуры и подается в районный (городской) Совет народных депутатов для принятия решения о передаче гражданину земельного участка в собственность. Передача в собственность земельного участка, который был ранее предоставлен гражданину, производится сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов по месту расположения этого участка, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства в размерах согласно статьям 57 и 67 настоящего Кодекса. Указанные земельные участки передаются в собственность на основании заявления гражданина и материалов, подтверждающих его размер (земельно-кадастровая документация, данные бюро технической инвентаризации, правлений товариществ и кооперативов и тому подобное). Советы народных депутатов рассматривают в месячный срок указанные заявления и материалы и принимают соответствующие решения. Передача в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности или пользовании других граждан или юридических лиц, производится местными Советами народных депутатов после изъятия (выкупа) их в порядке, установленном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Статьей 67 Земельного кодекса Украины от 18 декабря 1990 года установлен максимальный размер участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) который в сельских населенных пунктах не должен превышать – 0.25 га. Вместе с тем, истец утверждает, что ей органом местного самоуправления согласно похозяйственных книг был передан бесплатно в собственность земельный участок, площадью 0.50 га, что противоречит указанной норме ЗК Украины.

Согласно абз. 1 ст. 22 Земельного кодекса Украины от 18 декабря 1990 года право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникало после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.

Абзацем 1 статьи 23 Земельного кодекса Украины от 18 декабря 1990 года (в редакции, действовавшей на момент возникновении гражданских правоотношений) предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.

Аналогичные положения были закреплены в ст.ст. 81, 116, 118, 121, 125, 126 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года.

Из анализа указанных норм материального права Украины следует, что моментом возникновения права собственности на переданные гражданам в собственность земельные участки являлось установление землеустроительными организациями их границ в натуре на местности и получения документа, удостоверяющего это право.

Согласно ответу на запрос суда (л.д. 98 -100) в выписках из похозяйственных книг с 1986 года по 2005 года, главой домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, указана ФИО4. С 2006 года по настоящее время главой данного домовладения указана -ФИО5. Кроме того, орган местного самоуправления представил суду сведения о том, что испрашиваемый истцом земельный участок, площадью 2500 кв. м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в настоящее время является муниципальной собственностью.

Из ответа на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91) следует, что в архивной документации Госземагенства ФИО3 отсутствуют сведения о наличии на хранении поземельной книги, технической документации и государственного акта, выданных на имя ФИО5 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Также в материалах дела нет сведений, достоверно подтверждающих наличие принятого органом местного самоуправления решения о передачи в собственность ФИО5 земельного участка, площадью 2500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

Исходя из вышеуказанных норм законодательства ФИО3, регулирующих земельные правоотношения, суд не может принять в качестве доказательств ранее возникшего у истца, в период с 1990 года по ДД.ММ.ГГГГ, права собственности на испрашиваемый земельный участок, предоставленные ФИО5 сведения из похозяйственных книг (л.д. 15-34). Иных доказательств ранее возникшего у истца права собственности на испрашиваемый земельный участок, предусмотренных законодательством ФИО3, регулирующим земельные правоотношения, ФИО5 суду не представлено (решение органа местного самоуправления о передачи бесплатно в собственность ФИО5 спорного земельного участка, установления его границ в натуре на местности, запись в земельно-кадастровой книге, техническая документация на объект недвижимости, или государственный акт, выданный на имя истца).

Напротив, согласно сведениям ЕГРН, ДД.ММ.ГГГГ за Муниципальным образованием Глазовского сельское поселение <адрес> РК зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 2500 кв. м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истца о возникновении у нее ранее права собственности на испрашиваемый земельный участок в период с 1990 года до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как установлено в судебном заседании, право собственности ФИО5 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возникло после указанной даты. Совокупность данных обстоятельств свидетельствует об отсутствии у ФИО5 права на получение испрашиваемого земельного участка бесплатно в собственность в порядке части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015.

При таких обстоятельствах, у суда нет оснований для отмены и признания незаконным оспариваемого постановления Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, заявленные исковые требования ФИО5 в данной части не подлежат удовлетворению.

Поскольку заявленное ФИО5 требование о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, является производным от требования о признании оспариваемого постановления органа местного самоуправления незаконным и его отмене, данное требование также не подлежит удовлетворению судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░. ░. ░░░░░░

2-1354/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Аблаева Перия Эсатовна
Ответчики
Администрация Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Заведующий Ленинским районным отделом – главный государственный инспектор Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель Костина Светлана Георгиевна
Артемьева Галина Александровна
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Копаев Анатолий Александрович
Дело на сайте суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
15.07.2021Регистрация административного искового заявления
15.07.2021Передача материалов судье
15.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее