Дело № 2-1432/2020
УИД: 27RS0006-01-2020-001563-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск «22» июля 2020 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Акимцова О.Ю.,
при помощнике судьи Ильиной М.Е.,
с участием:
истец: Манжикова Н.В., – в судебное заседание не явилась;
представитель ответчика: ООО «Восток-Стройресурс», - Сафиулина О.Н., действующая на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., - в судебное заседание не явилась, согласно заявления;
представителя третьего лица: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата ФСГР КиК», - Ненашева В.Н., представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ;
третье лицо: Управление Росреестра в Хабаровском крае, - в судебное заседание не явилось;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Манжиковой Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Восток-Стройресурс» об установлении границы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Манжикова Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «Восток-Стройресурс» об установлении границы земельного участка.
Исковые требования мотивировала следующим.
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>) участок №.91. Земельный участок разделен на 2 участка. Площадь первого составляет 1766.76 квадратных метров, второго - 804.34 квадратных метров.
Смежный земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ответчику, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В рамках рассмотрения дела № г. по делу была проведена судебная землеустроительная экспертиза. Выводы судебной экспертизы свидетельствуют о следующем: площадь наложения границ земельного участка с кадастровым номером № (участок истца) с границами земельного участка № (участок ответчика) с запада от «Центра обслуживания транзитного транспорта и пассажиров» по <адрес> составляет 172 кв.м, (лист № пункт 3 землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункта 4.2. ст.1Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О кадастровой деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Ранее действующее законодательствоч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" содержало сходную норму права, по которой местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В силу ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Местоположение границ земельных участков должно быть обязательно согласовано с ответчиком в силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Поэтому возникший между истцом и ответчиком спор о границах земельных участков разрешается судом в силу п. 1 ст. 64 ЗК РФ, ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
В связи с изложенным, просит суд установить границы земельного участка с кадастровым номером № в координатах, указанных в заключении землеустроительной экспертизой от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебное заседание истец Манжикова Н.В. не явилась, представила заявление о необходимости отложения судебного разбирательства, в связи с плохим состоянием здоровья, однако доказательств уважительности причин неявки суду не представила.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером №, который граничит с участком истца принадлежит ответчику на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ. Границы участка ответчика определены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Межевание осуществлено в соответствии с Федеральным законом от № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В своем обзоре Верховный Суд РФ разъяснил (Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 02 июля 2014 г.), что в случае, если границы участка ответчика определены в государственном кадастре недвижимости (ГКН) результатам межевания (кадастровых работ) и требований о признании данных работ недействительными не заявлено, суды при разрешении спора руководствуются указанными границами.
Таким образом. Верховный Суд РФ указал, что преимущество имеют сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка.
Вступившим в силу решением суда Хабаровского районного суда Хабаровского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в правоустанавливающих документах на земельный участок Манжиковой Н.В. (свидетельстве о государственной регистрации права, выданном Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского района) содержится информация только о собственнике земельного участка и общей площади, равной 2571 кв.м. Сведения о земельном участке Манжиковой Н.В. с кадастровым номером № внесены в ГКН 28.11.1994г., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о согласовании границ, кадастровые сведения о координатах характерных точек границ земельного участка – отсутствуют, сведения о правах, обременениях (ограничениях) носят справочный характер. Площадь земельного участка ориентировочная и подлежит уточнению при межевании.
Таким образом, при предоставлении истцу спорный участок не обмерялся, его площадь и местоположение границ не уточнялись, границы участка в государственной системе координат не описывались, данные о границах в кадастр не вносились.
В соответствии со ст. 17 Федеральный закон "О землеустройстве" от 18.06.2001 №78-ФЗ порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Действующим законодательством предусмотрен определенный порядок определения границ земельного участка на местности, который заключается, в частности, в подготовке межевого дела кадастровым инженером и его передаче в кадастровую палату Росреестра для получения кадастрового паспорта.
Вместе тем, истица с заявлением в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Хабаровскому краю не обращалась, межевой план не представляла, отказа не получала. При таких обстоятельствах, следует, что истицей избран неверный способ защиты, поскольку отсутствует спор с правообладателями соседних земельных участков по установлению границ земельного участка. Доказательств обратного истица, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представила.
Основной целью предъявления иска об установлении границ земельного участка является разрешение спора о прохождении границы смежных земельных участков, что в свою очередь на основании решения суда должно найти отражение в сведениях о данных земельных участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Фактически границы земельных участков Истца и Ответчика согласно правоустанавливающим документам не пересекаются. В государственном кадастре уже содержатся данные о границах участка ответчика, внесенные в него установленным законом способом. Удовлетворение требований Истца приведет к нарушению права собственности Ответчика на земельный участок с кадастровым номером №, так как фактически часть земельного участка, принадлежащего Ответчику, будет передана в собственность Истца без правовых оснований, предусмотренных ст. 26 Земельного кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований об установлении границ земельного участка в соответствии с землеустроительной экспертизой от ДД.ММ.ГГГГ № отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата ФСГР КиК» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, по тем основаниям, что истцом в отношении принадлежащего ей земельного участка кадастровые работы не проводились, межевой план не составлялся, границы земельного участка со смежными землепользователями не согласовывались. Истец просит установить границы земельного участка № по указанным в исковом заявлении координатам, по всему контуру земельного участка. Кроме того, при рассмотрении заявленных исковых требований в том виде в котором они есть, необходимо учесть, что будут затронуты права третьих лиц (смежных правообладателей земельных участков), истец Манжикова Н.В. не предоставила доказательств об отсутствии спора со смежными землепользователями, если местоположения границ земельного участка № будет установлена по координатам, указанных в исковом заявлении.
Третье лицо Управление Росреестра по Хабаровскому краю в судебное заседание своего представителя, мотивированный отзыв суду не представило.
Суд, с учётом указанных обстоятельств, в силу положений ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ, полагает необходимым рассмотреть настоящее дело в отсутствии истца, ответчика и третьего лица Управления Росреестра по Хабаровскому краю, поскольку истец доказательств уважительности причин неявки суду не представил.
Выслушав пояснения представителя третьего лица, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Порядок проведения государственного кадастрового учета до 01.03.2008 г. регулировался Федеральным законом Российской Федерации от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
В соответствии с ч. 2 ст. 7 вышеуказанного закона государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления его в силу, является юридически действительным (т.е. земельные участки являются ранее учтенными).
Судом установлено, что на основании вышеизложенной нормы в Единый государственный реестр земель (далее - ЕГРН) внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью 2571 кв.м., разрешенное использование - «личное подсобное хозяйство», расположен по адресу: <адрес>), участок 165.91, собственность Манжиковой Н.В.
Сведения об участке внесены на основании Перечня ранее учтенных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленного Управлением Роснедвижимости по Хабаровскому краю в соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках №.
Площадь земельного участка истца ориентировочная, подлежит уточнению при межевании, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о согласовании границ отсутствуют.
Порядок ведения ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регулировался Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч. 2 ст. 20 указанного закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. При этом необходимо предоставить в орган кадастрового учета документы, предусмотренные статьей 22.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО (предыдущий собственник земельного участка ответчика), подала заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 19016 кв.м., разрешенное использование - «для строительства гостиничного комплекса в <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, с запада от «Центра по обслуживанию транзитного транспорта и пассажиров» по <адрес>. К заявлению был приложен межевой план б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании представленных документов в ЕГРН внесены сведения об указанном участке, ему присвоен кадастровый №.
Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости взаимодействия, с ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка является ООО «Восток - Стройресурс».
Согласно ч. 3 ст. 20 указанного закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «Восток-Стройресурс» обратился в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, к которому приложил постановление администрации Корфовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования».
На основании представленных документов в ЕГРН внесены изменения в части разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 27:17:0601401:1492 («среднеэтажная жилищная застройка»).
Действующим законодательством предусмотрен определенный порядок определения границ земельного участка на местности, который заключается, в частности, в подготовке межевого дела кадастровым инженером и его передаче в кадастровую палату Росреестра для получения кадастрового паспорта.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014), местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В силу п. 7 ст. 69 Земельного кодекса РФ порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О землеустройстве", порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории и кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» (также в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст. 60, 61 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Статьями 68 и 69 ЗемК РФ установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается:
1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка;
2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно ч. 2 ст. 42.1 Федерального закона РФ «О кадастровой деятельности» в результате выполнения комплексных кадастровых работ:
1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;
3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
Статья 39 Федерального закона Российской Федерации «О кадастровой деятельности» предусматривает порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Так местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (п. 7)
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона РФ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Вместе тем, истица с заявлением в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Хабаровскому краю не обращалась, межевой план не представляла, отказа не получала. При таких обстоятельствах, следует, что истицей избран неверный способ защиты, поскольку отсутствует спор с правообладателями смежных земельных участков по установлению границ всего земельного участка. Доказательств обратного истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167, 194-199 ГПК России, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Манжиковой Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Восток-Стройресурс», об установлении границы земельного участка, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись)О.Ю. Акимцов
Мотивированное решение изготовлено «22» июля 2020 г.
Копия верна: _________________________________ Судья О.Ю. Акимцов