дело № 2а-2192/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 04 декабря 2020 года
Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда Юдкина Е.И., рассмотрев без проведения устного разбирательства в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области к Буряченко Алексею Владимировичу о взыскании штрафа,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция ФНС России № 10 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Буряченко А.В. задолженности по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф 2 000 рублей, мотивируя тем, что Буряченко А.В. нарушил срок предоставления налоговых деклараций по НДС, поэтому решением инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ он привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа по НДС на товары (работы, услуги) в общей сумме 2 000 рублей. В связи с неисполнением установленную законом обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, инспекцией выставлены должнику требования от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный в требовании срок, соответствующие денежные суммы в бюджет не поступили, что послужило основанием для обращения налогового органа за вынесением судебного приказа, который определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с поступлением возражений от должника, что послужило основанием для предъявления настоящего административного иска.
В соответствии со ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 292 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
Частью 3 статьи 292 КАС РФ установлено, что для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
В силу ч. 4 ст. 292 КАС РФ в случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
С учетом того, что возражений Буряченко А.В. относительно применения упрощенного (письменного) производства в суд не поступило, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 291, ст. 292 КАС РФ судья полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав доказательства в письменной форме, судья приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах, которое на федеральном уровне состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (статьи 1 и 2).
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платеже и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2,3 ст. 48 НК РФ в редакции закона, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По смыслу приведенных законоположений во взаимосвязи действующими нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обращению с административным иском в обязательном порядке предшествует обращение налогового органа за взысканием соответствующей налоговой недоимки в приказном порядке и отмена вынесенного по такому обращению судебного приказа.
При этом срок для подачи административного искового заявления не может превышать шесть месяцев со дня истечения указанного в требовании срока или со дня отмены судебного приказа о взыскании налоговой недоимки по данному требованию.
В настоящем случае установлено, что определение мирового судьи судебного участка № <адрес> об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника Буряченко А.В. в пользу Межрайонной ИФНС № по <адрес> задолженности по налогам вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
В исковом порядке Межрайонная ИФНС № по <адрес> обратилась в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.
Далее, разрешая по существу требования административного истца, суд руководствуется следующим.
Публичная обязанность уплаты каждым законно установленных налогов прямо предусмотрена ст. 57 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, и в установленный законом срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога.
Из содержания ст. 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до дня наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Буряченко А.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в качестве налогоплательщика.
При проведении камеральной налоговой проверки установлено, что ФИО2 нарушен порядок предоставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, по результатам проведения которой, в отношении ФИО2 приняты решения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьёй 119 НК РФ в виде штрафа в общем сумме 2 000 рублей (1 000 рублей + 1 000 рублей).
В соответствии с п.1 ст.23, ч.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщики обязаны самостоятельно уплачивать законно установленные налоги, которые также могут быть произведены за налогоплательщика иным лицом.
Согласно подп. 9 п. 1 ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Указанное право как следует из п. 2 ст. 22 в ее взаимосвязи с подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ обеспечивается соответствующей обязанностью должностных лиц налоговых органов в предусмотренных законом случаях направлять налогоплательщику эти налоговые уведомления и требования.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
При этом ч. 1 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Вместе с тем, обосновывая административные исковые требования, административный истец указал, что в связи с задолженностью по указанным решениям, налоговый орган выставил Буряченко А.В. требования № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о погашении в срок до ДД.ММ.ГГГГ налога на НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Доказательств направления, вручения Буряченко А.В. налогового требования № и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, как основания возникновения обязанности по уплате налога, административным истцом, суду не представлено.
Таким образом, в нарушении положений ст.69 НК РФ, налоговых требований № и № административным ответчиком до обращения Межрайонная ИФНС России № по <адрес> в суд с настоящим административным иском получено не было и обратное административным истцом не доказано.
Кроме того, в силу п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Однако ни одним из указанных способов требования № и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес административного ответчика не направлялось, материалы дела данных сведений не содержат.
При таких обстоятельствах, поскольку административным истцом не представлено доказательств соблюдения предусмотренного законодательством о налогах и сборах порядка взыскания недоимок по налогам, в удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области исковых требований к Буряченко А.В. о взыскании штрафа, надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области в удовлетворении административного иска к Буряченко Алексею Владимировичу о взыскании штрафа по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Е.И. Юдкина