ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 января 2018 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Прокосовой М.М., при секретаре Цыренжапове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орловой О. С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ отделение территориальное г. Улан-Удэ, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит признать за ней право на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны РФ на состав семьи из трех человек: Орловой О.С., Орлова М.А., Орлова Е.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.; обязать принять Орлову О.С., Орлова М.А., Орлова Е.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении из фонда МО РФ с составом семьи из трех человек. Исковые требования мотивированы тем, что муж истца Орлов М.А. являлся военнослужащим, командиром взвода материального обеспечения № полка радиационной, химической, биологической защиты. ДД.ММ.ГГГГ он умер. смерть наступила в период службы, связана с исполнением военной службы. ДД.ММ.ГГГГ. истец была приняты на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания с учетной категорией «Внеочередник по избранному месту жительства», как вдова военнослужащего, с составом семьи три человека с учетом погибшего военнослужащего. ДД.ММ.ГГГГ. была снята с учета по основанию продолжительности военной службы Орлова менее 10 лет. Считает снятие с учета незаконным и необоснованным. Полагает, что условие о продолжительности службы не применимо в настоящем случае, так как п.3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" в указанной части применим к членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>», в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
В судебном заседании истец Орлова О.С., ее представитель Галицына Р.Т. исковые требования поддержали в полном объеме. дали пояснения так, как указано в иске.
Представители ответчиков ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ отделение территориальное <адрес>, Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Департамента жилищного обеспечения МО РФ, Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителей, либо об отложении судебного разбирательства в суд не поступало. При таких обстоятельствах судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке заочного судопроизводства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» Соболева Е.Н. в письменном отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражала против удовлетворения заявленных требований, так как общая продолжительность службы военнослужащего Орлова М.А. составляет 7 лет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Лапердина О.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с абзацем пятым пункта 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец Орлова О.С. является супругой военнослужащего Орлова М.А., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии 1№.
Согласно выписке из приказа командующего 36 общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ старший прапорщик Орлов М.А., командир взвода материального обеспечения № полка радиационной, химической и биологической защиты исключен из списков личного состава Вооруженных сил РФ в связи со смертью. Смерть наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
Состав семьи – жена Орлова О. С., сын Орлов Е. М..
Из расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию, календарный срок службы старшего прапорщика Орлова М.А, составляет 7 лет 11 месяцев 4 дня.
Согласно пункту 3.1 статьи 24 указанного Федерального закона членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с поименованным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 этого же Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем и тем самым возложил соответствующие обязанности на субъект Российской Федерации, которые ему надлежит выполнить исходя из предписаний статей 1 - 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
По мысли федерального законодателя, статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральным законом. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Начальника отделения Территориального <адрес> ФГКУ «Востокрегионжилье» <данные изъяты> истец Орлова О.С. с ДД.ММ.ГГГГ. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, учетная категория «Внеочередник по избранному месту жительства – <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ. ВрИО начальника Отделения территориального <адрес> ФГКУ «Востокрегионжилье» <данные изъяты>. принято решение № о снятии Орловой О.С. с учета нуждающихся в жилых помещения.
Согласно сопроводительного письма, направленного в адрес истца Орловой О.С.,выслуга её мужа составляет 7 лет, в связи с чем, со ссылкой на п.3.1 ст.24 ФЗ «О статусе военнослужащих», основания для оставления в списках внеочередников на получение жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства (жилищная субсидия) отсутствуют.
Действительно, согласно материалов личного дела старшего прапорщика Орлова М. А., срок его календарной службы в Вооруженных силах РФ составляет 7 лет 11 месяцев 4 дня
Вместе с тем, суд полагает, что основание для снятия вдовы Орловой О.С. с учета нуждающихся в жилом помещении основано на неверном толковании закона, а именно в той части, что у членов семьи погибшего военнослужащего Орлова М.А. отсутствовало одно из условий для получения требуемой социальной защиты в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку общая продолжительность военной службы Орлова М.А. составляет менее 10 лет.
По смыслу нормы пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", получение социальной защиты членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, не ставится законом в зависимость от продолжительности его военной службы.
Данное условие (продолжительность военной службы 10 лет и более) предусмотрено названной нормой для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Таким образом, судебные инстанции дали неправильное толкование названной нормы.
В этой связи вдова военнослужащего Орлова М.А. - Орлова О.С. необоснованно была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, требования в части признания права истца на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны и понуждении принять ее на учет нуждающихся в жилом помещении подлежат удовлетворению.
Доводы истца о предоставлении жилого помещения с учетом самого погибшего военнослужащего также заслуживают внимания, так как ст. 15.1 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, в 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При этом, при предоставлении жилого помещения в соответствии с ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).
Названная норма закона нашла свое дополнительное разъяснение в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" которым установлено, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что после восстановления истца Орловой О.С. учете нуждающихся в улучшении жилищных помещений, жилое помещение должно было быть им предоставлено с учетом права военнослужащего Орлова М.А. на жилую площадь на момент смерти.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Орловой О. С. удовлетворить.
Признать за Орловой О. С., и членом ее семьи Орловым Е. М. право на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи три человека, с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего Орлова М. А..
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ отделение территориальное <адрес>, Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерство Обороны РФ поставить на учет Орлову О. С. в качестве нуждающейся в жилом помещении из фонда Министерства обороны Российской Федерации, на состав семьи три человека, с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего Орлова М. А..
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись М.М.Прокосова
Судья: копия верна М.М.Прокосова
Секретарь: А.А. Цыренжапов
Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>
в материалах гражданского дела №