Решение по делу № 8Г-19841/2024 [88-22559/2024] от 24.06.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-22559/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-586/2024

УИД: 92RS0003-01-2023-004916-76

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Краснодар            1 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Парасотченко М.А.,

судей Мотиной И.И. и Сиюхова А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенченко И.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, возложении обязанности признать право на перерасчет размера пенсии по старости, произвести перерасчет, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, поступившей с делом 25 июня 2024 года, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 февраля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А., судебная коллегия

установила:

Семенченко И.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (далее по тексту ОСФР по городу Севастополю) о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, возложении обязанности признать право на перерасчет размера пенсии по старости, произвести перерасчет.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 февраля 2024 года заявленные истцом требования удовлетворены. Суд постановил:

- признать незаконным решение ОСФР по городу Севастополю                     № 124783/23 от 24 ноября 2023 года об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Семенченко И.В.;

- признать за Семенченко И.В. право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с 25 марта 2002 года по 8 апреля 2010 года, с 22 апреля 2010 года по 31 декабря 2014 года;

- обязать ОСФР по городу Севастополю произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости истцу с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Семенченко И.В. за периоды его работы с 25 марта 2002 года по 8 апреля 2010 года, с 22 апреля 2010 года по 31 декабря 2014 года в организациях Черноморского флота Российской Федерации с произведением индексаций расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов до 1 января 2015 года, в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Семенченко И.В., на величину коэффициентов индексаций, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации, и обязать произвести выплату Семенченко И.В., денежной суммы в объеме полагавшихся ему пенсионных выплат с даты установления (назначения) страховой пенсии по старости с 29 января 2020 года по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 мая 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права. Отмечает, что суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание доводы пенсионного органа о том, что с 1 января 2002 года трудовой вклад пенсионера определяется суммой страховых взносов, поступивших на его индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования для формирования индивидуального пенсионного коэффициента

В период с 2002 года по 2014 год не существовало механизма постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и городе Севастополе, что исключало возможность перечисления страхователем (работодателем) страховых взносов Пенсионный фонд России. Денежные средства на уплату взносов на всех работников войсковых частей (независимо от гражданства) предусматривались, выделялись, доводились до финансовых органов и уплачивались в Пенсионный фонд Украины.

Исходя из положений пункта 1 резолютивной части Определения Конституционного суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П периоды работы, за которые не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат включению в страховой стаж.

С учетом данного положения период работы истца с 25 марта 2002 года по 31 декабря 2014 года органом пенсионного обеспечения засчитан в страховой стаж истца.

При этом, индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при исчислении пенсии за данные периоды, равен нулю в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.

Полагает, что судебные акты об удовлетворении требований истца, подлежат отмене, а исковые требования – оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Истец Семенченко И.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился. Судебное извещение вручено адресату.

Ответчик ОСФР по городу Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – ФКУ «Управление Черноморского флота», представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебное извещение, направленное в адрес ответчика, вручено адресату, извещение, направленное в адрес третьего лица – возвращено в связи с истечением срока хранения.

Каких-либо дополнений или возражений относительно доводов кассационной жалобы, и иных процессуальных обращений, от лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции не поступило.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

В целях скорейшего разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, истец Семенченко И.В. является гражданином Российской Федерации.

Из материалов пенсионного (выплатного) дела на имя Семенченко И.В. усматривается, что последний с 1 ноября 2015 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом: с 27 июля 1976 года по 16 марта 1994 года.

С 25 марта 2002 года истец осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украины на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в организациях (учреждениях) Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в городе Севастополе, а именно: с 25 марта 2002 года в Отделе Государственного технического надзора на ЧФ в должностях инженера I категории, ведущего инженера, ведущего инженера 960 отдела Государственного технического надзора, ведущего инженера 80 отдела Государственного технического надзора. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, представленными архивными справками, материалами выплатного (пенсионного) дела. Ответчиком не опровергаются.

С 29 марта 2011 года истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

Из материалов пенсионного (выплатного) дела на имя Семенченко И.В. также усматривается, что истец с 23 декабря 2019 года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер которой определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 25 марта 2002 года по 8 апреля 2010 года, с 22 апреля 2010 года по 31 декабря 2014 года включительно на территории иностранного государства Украины и города Севастополя.

23 ноября 2023 истец обратился в ОСФР по городу Севастополю с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в том числе, с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, включенных в страховой стаж, с учетом индексации расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2009-2014 гг., на величину коэффициентов индексаций, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.

Решением ОСФР по городу Севастополю от 24 ноября 2023 года № 124783/23 в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости в части увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы с 25 марта 2002 года по 8 апреля 2010 года, с 22 апреля 2010 года по 31 декабря 2014 года отказано ввиду отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица до 1 января 2015 года.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 39 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанным в городе Киеве от 28 мая 1997 года, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу, и, имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу том, что невыполнение работодателем истца действий по уплате за него страховых взносов не может быть поставлено истцу в вину, и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Истец являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, а потому, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии Семенченко И.В. не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объеме получать страховую пенсию по старости, в связи с чем, суд удовлетворил заявленные истцом требования в полном объеме.

    Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

    Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.

    Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

    Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также – страховые взносы) – обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).

    Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, относятся, в том числе, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

    Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

    Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона                                       от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

    В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

    Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

    Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

    Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом                               от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к страхованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

    28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.

    Судом установлено, что истец Семенченко И.В. является гражданином Российской Федерации, в период с 25 марта 2002 года по 8 апреля 2010 года, с 22 апреля 2010 года по 16 марта 2014 года, осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украины, и с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года на должности гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в организациях (учреждениях) Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в городе Севастополе.

    Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, представленными архивными справками, в том числе о заработной плате, материалами выплатного (пенсионного) дела. Ответчиком не опровергаются.

    Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года, и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

    Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.

    Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

    В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы 3 и 4 пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года              № 188-О-П «По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).

    Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, – независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года                                 № 188-О-П).

    Абзацем 1 пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года                                   № 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

    29 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации было издано постановление № 1097 «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац первый пункта 1 названного постановления. Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации                                     от 24 января 2017 года № 65).

    Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

    Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

    На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 года воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

    Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе, дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.

    Применяя приведенные выше нормы Федерального закона «О страховых взносах», судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с 25 марта 2002 года                              по 31 декабря 2014 года добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморскою флота, постоянно дислоцированных                              в городе Севастополе, и являлся лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Поскольку в соответствии с действующим законодательством обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца, на включение в стаж спорных периодов, и получение пенсии, соответствующей имеющемуся стажу работы, не должно быть нарушено.

    Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов ввиду отсутствия механизма не может быть поставлено в вину истцу, и не опровергает факт работы истца в Вооруженных Силах Российской Федерации, а так же не может лишать истца права на получение пенсии в установленном законом размере.

    Доводы ответчика о том, что в спорные периоды работодатели истца не являлись плательщиком страховых взносов в пенсионный орган, не может повлечь ущемление пенсионных прав гражданина, поскольку, в судебном заседании, как суда первой инстанции, так и апелляционной инстанции, факт работы истца в спорный период времени и получение им заработной платы нашли свое подтверждение.

    Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.

    С учетом изложенного, при разрешении спора судом первой инстанции была принята во внимание последовательно изложенная в судебном акте правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из которой неуплата войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированными в городе Севастополе, страховых взносов за спорные периоды работы истца, имевшие место с 25 марта 2002 года                          по 31 декабря 2014 года (на территории Украины и города Севастополя) в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации его права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию по старости.

    С указанными выводами суда, судебная коллегия соглашается. Изложенные в кассационной жалобе иные доводы ОСФР по городу Севастополю по существу повторяют позицию при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, которая получила надлежащую правовую оценку, нашедшую отражение в обжалуемых судебных постановлениях. Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, однако их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют.

    Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

    При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 февраля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю – без удовлетворения.

Председательствующий                             М.А. Парасотченко

    Судьи    И.И. Мотина

                                            А.Р. Сиюхов

8Г-19841/2024 [88-22559/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Семенченко Игорь Владимирович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
ФКУ "Управление Черноморского Флота"
Куревлев Олег Глебович
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Парасотченко М. А.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
01.08.2024Судебное заседание
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее