Дело №2-4267/2019
64RS0047-01-2019-004643-72
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2019 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Забайлович Т.В.,
при секретаре Эндрусенко М.А.,
с участием:
представителя истца заместителя прокурора Кировского района г. Саратова: Коршунова А.Р., представившего удостоверение № и доверенность от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Саратова к индивидуальному предпринимателю Сумачевой О.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области, Орлов Б.В. об обязании демонтировать незаконно установленную вывеску на фасаде здания,
установил:
заместитель прокурора Кировского района г. Саратова обратился с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Сумачевой О.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области, Орлов Б.В. об обязании демонтировать незаконно установленную вывеску на фасаде здания, в обоснование которых указал, что прокуратурой Кировского района г. Саратова во исполнение решения межведомственного совещания от <дата> «Об исполнении законодательства об охране объектов культурного наследия» совместно
с Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения индивидуальным предпринимателем Сумачевой О.В. требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Индивидуальный предприниматель Сумачева О.В. на основании договора аренды нежилого помещения осуществляет деятельность в маникюрном салоне, расположенном в нежилом помещении по адресу: <адрес>, которое является объектом культурного наследия регионального значения - «Доходный дом А.А. Ананьиной, 1890-е г.г.».
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закона 73-ФЗ), объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В ходе проведенного осмотра установлено, что на фасаде указанного здания расположена вывеска «Ногтепильня».
Размещенные на объектах культурного наследия вывески должны соответствовать проектной документации, согласованной с управлением. Проектная документация разрабатывается в соответствии с порядком согласования проекта и размещения вывесок на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия и их территориях в Саратовской области (приказ управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области
от 3 декабря 2015 г. № 47) и с утвержденным дизайн-кодом (решение Саратовской городской Думы от 21 апреля 2017г. № 15- 131 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 27.09.2007 № 20-185 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов»).
В соответствии с п. 2.3 приказа управления от 3 декабря 2015 г. № 47 «Об утверждении Порядка согласования проекта и размещения вывесок на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия и их
территориях в Саратовской области» фасадная вывеска должна быть выполнена в
горизонтальном исполнении в виде отдельных объемных букв. Высота букв не
более 300 мм.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм действующего законодательства
вывеска «Ногтепильня», расположенная на фасаде дома № 106 по
ул. Московская г. Саратова, в котором осуществляет деятельность ИП Сумачева
О.В., с управлением по охране объектов культурного наследия Правительства
Саратовской области не согласована.
Размещение указанной вывески без разрешения уполномоченного органа в
сфере охраны объектов культурного наследия может привести к повреждению
фасада, его разрушению и иным неблагоприятным последствиям, что в
значительной степени нарушает требования действующего федерального и
регионального законодательств по охране объектов культурного наследия, а
также приводит к уничтожению объекта культурного наследия и причиняет вред
интересам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в лице
Саратовской области.
На основании изложенного, прокурором заявлено первоначально требование об обязании ответчика согласовать размещение вывески «Ногтепильная», установленной на фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>, с управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области. Однако, в последствии, истец уточнил исковые требования и окончательно просил суд обязать индивидуального предпринимателя Сумачеву О.В. демонтировать незаконно установленную вывеску «Ногтепильня», установленную на фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание ответчик Сумачева О.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Орлов Б.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в соответствии со ст.113 ГПК РФ.
Представитель истца не возражал рассмотреть дело в отсутствии ответчика и третьего лица.
Принимая во внимание мнение представителя истца и, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствии ответчика и третьего лица.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кировского района
г. Саратова во исполнение решения межведомственного совещания от 30.05.2017
«Об исполнении законодательства об охране объектов культурного наследия» совместно с Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что индивидуальным предпринимателем Сумачевой О.В. нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия.
Истец считает, что в нарушение норм действующего законодательства вывеска «Ногтепильня», расположенная на фасаде <адрес>, в котором осуществляет деятельность ИП Сумачева О.В., с управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области не согласована.
При рассмотрении дела установлено, что что собственником нежилого помещения, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> является Орлов Б.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата> также следует, что нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> является региональным объектом культурного наследия, основанием государственной регистрации является охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры от <дата>.
<дата> между ФИО (Арендодатель), действующий от своего имени на основании свидетельства серии
№ от <дата> и доверенности от собственника помещения Орлова Б.В. с одной стороны и ИП Сумачевой О.В., именуемая в дальнейшем «Арендатор» действующий от своего имени на основании свидетельства с другой стороны, заключили договор аренды, на основании которого, арендодатель обязуется предоставить по настоящему договору арендатору в аренду нежилое помещение общей площадью 154,3 кв.м., расположенное по адресу:
<адрес>
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статья 40 названного закона определяет понятие «сохранение объекта культурного наследия» как меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Как предусмотрено в п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В силу положений п.п. 1, 7 п. 1 ст. 47.3, п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
При этом правообладатель объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ (п.п. 3 п. 3 ст. 47.2 названного закона).
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм осуществление собственником объекта культурного наследия мер по его сохранению должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями, установленными законом и иными нормативными актами, в том числе регионального значения, поскольку собственник объекта культурного наследия несет обязанность по его содержанию и сохранению с момента государственной регистрации права собственности на такой объект.
В пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ определен круг лиц (собственников или иных законных владельцев объекта культурного значения), которые обязаны выполнять охранное обязательство: физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора; унитарные предприятия или учреждения, которым объект предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления; юридические лица, которым объект передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора; федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества, если объект не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование.
В названный перечень лиц, обязанных выполнять охранное обязательство, арендатор объекта культурного наследия не включен.
Согласно пункту 11 статьи 48 Закона № 73-ФЗ распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Закона.
Пунктом 11 ст. 47.6 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", установлен, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с п. 7 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) охранное обязательство утверждается актом федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).
Пунктом 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Таким образом, действующая редакция Закона N 73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018)
Договором от <дата> на ИП Сумачеву О.В. обязанности по демонтажу вывески «Ногтепильня», расположенную на фасаде <адрес> не возложены.
Кроме того, как следует из представленного стороной истца объяснения от <дата> ответчика Сумачевой О.В., размещение вывески по адресу: <адрес>, было согласовано с собственником данного помещения.
Поскольку ИП Сумачева О.В. владеет и пользуется объектом возмездно на основании договора аренды недвижимого имущества от <дата>, обязанность по выполнению требований охранного обязательства в силу закона несет собственник объекта культурного наследия.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Кировского района г. Саратова к индивидуальному предпринимателю Сумачевой О.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области, Орлов Б.В. об обязании демонтировать незаконно установленную вывеску на фасаде здания, у не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░