Судья Шелепанова И.Г.
Дело № 13-177/2024
Дело № 33-281/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е10 апреля 2024 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу правительства Еврейской автономной области на определение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 07.02.2024, которым постановлено:
в удовлетворении заявления правительства Еврейской автономной области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-1256/2018 по исковому заявлению заместителя прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к правительству Еврейской автономной области об обязании - отказать.
У С Т А Н О В И Л:
Правительство Еврейской автономной области (далее - правительство ЕАО) обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Требования мотивированы тем, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.07.2018 на правительство ЕАО возложена обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства территории Еврейской автономной области в срок до 01.12.2018. Между КУГИ ЕАО и ООО «Гелиос» 26.06.2018 заключен государственный контракт на выполнение землеустроительных работ по описанию границ Еврейской автономной области между субъектами Российской Федерации Амурской областью и Хабаровским краем. Правительством области проводятся мероприятия по исполнению решения суда, 02.11.2023 в Управление Росреестра по ЕАО направлено землеустроительное дело по установлению границы для осуществления государственной экспертизы о границе между субъектами Еврейской автономной областью и Хабаровским краем, положительное заключение которой влечет постановку границ на государственный кадастровый учет. Однако в ходе экспертизы была установлена необходимость в проведении землеустроительных работ по уточнению местоположения узловой точки между ЕАО и Амурской областью, в связи с чем документы были отозваны с государственной экспертизы. В связи с необходимостью выполнения дополнительных работ просило предоставить отсрочку исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-1256/2018 на срок до 31.12.2024.
В возражениях относительно заявления прокурор города Балаев В.В. полагал его не подлежащим удовлетворению.
Суд постановил указанное определение.
В частной жалобе правительство ЕАО просило его отменить, вынести новое определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 31.12.2024.
Указало, что при разрешении заявления судом не учтено, что установление границ между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем в 2023 году не произведено по независящим от правительства области обстоятельствам, а именно, вследствие наличия реестровой ошибки в местоположении узловой точки между Еврейской автономной областью и Амурской областью, обнаруженной в процессе государственной экспертизы землеустроительной документации о границе между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем. Указанные замечания являются существенными, препятствуют вынесению положительного заключения государственной экспертизы и постановке границы на государственный кадастровый учет. В настоящее время ведутся работы по устранению замечаний. В целях устранения замечаний ДУГИ ЕАО принят приказ от 16.02.2024, согласно утвержденному им плану мероприятий, направление карты (плана) и землеустроительного дела в ППК «Роскадастр» для постановки границы на государственный кадастровый учет планируется в срок до 06.10.2024, в связи с чем правительству необходима отсрочка исполнения судебного акта.
В возражениях на частную жалобу заместитель прокурора области Погоняев П.В. просил об оставлении её без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу требований статьи 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присуждённых денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий. При этом, лицо, ходатайствующее об отсрочке исполнения судебного акта, должно доказать не только затруднительность исполнения судебного акта в настоящее время, но и реальную возможность его исполнения в течение срока, на который указанное лицо просит отсрочить исполнение судебного акта.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу 11.08.2018 решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.07.2018 на правительство ЕАО возложена обязанность в срок до 01.12.2018 разработать карту (план) объекта землеустройства - территории Еврейской автономной области и направить её в предусмотренном законом порядке в Управление Росреестра по ЕАО для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
07.12.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 2 в отношении должника правительства ЕАО возбуждено исполнительное производство № <...>-ИП.
26.12.2018 определением Биробиджанского районного суда ЕАО правительству ЕАО была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.10.2019. В последующем определениями этого же суда правительству ЕАО предоставлялась отсрочка исполнения решения: определением от 20.09.2019 на срок до 01.10.2020, определением от 12.10.2020 на срок до 31.12.2021, определением от 10.01.2022 на срок до 31.12.2022; определением суда ЕАО от 01.03.2023 отменено определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.12.2022 и должнику предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 31.12.2023.
Отказывая в удовлетворении настоящего заявления правительства ЕАО, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные заявителем основания не являются исключительными, влекущими предоставление отсрочки.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции и считает обоснованными доводы частной жалобы правительства ЕАО, по следующим основаниям.
Согласно материалам дела 26.06.2018 между КУГИ ЕАО и ООО «Гелиос» заключен государственный контракт на выполнение землеустроительных работ по описанию границ Еврейской автономной области с Амурской областью, а также с Хабаровским краем.
В письме ООО «Гелиос» от 13.11.2018 сообщило заказчику о невозможности завершения землеустроительных работ в срок и приостановлении исполнения государственного контракта в связи с тем, что при подготовке карты (плана) установлено пересечение границ земельных участков, которое свидетельствует о недостоверности сведений в согласованных описании границы и каталоге координат поворотных точек границы между Хабаровским краем и Еврейской автономной областью. В связи с этим необходимо привести в соответствие границы земельного участка с кадастровым номером 79:06:2801001:188 путём исправления реестровой ошибки, провести землеустроительную экспертизу в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю и Управлении Росреестра по ЕАО, согласовать и утвердить описание и каталог координат поворотных точек границы между Хабаровским краем и Еврейской автономной областью.
Для урегулирования возникшего вопроса уполномоченными лицами правительства ЕАО на протяжении всего периода после вынесения решения суда проводилась работа, направленная на исполнение вступившего в законную силу судебного акта (состоялись рабочие встречи, велась переписка по данному вопросу с различными органами). С целью описания границ Еврейской автономной области ФГУП «Рослесинфорг» ФГБУ «Дальлеспроект» проводился анализ пересечений границ земельных участков Хабаровского края и Еврейской автономной области (по лесному фонду); для постановки на государственный кадастровый учет границы между Хабаровским краем и Еврейской автономной областью длительное время проводились работы по устранению реестровых ошибок, постановке смежным субъектом - Хабаровским краем на государственный кадастровый учет границ земельных участков муниципальных образований Хабаровского края. По итогам проведения этих работ 24.08.2023 между ЕАО и Хабаровским краем было подписано соглашение об описании местоположения границы между указанными субъектами.
Приказом департамента по управлению государственным имуществом правительства ЕАО от 28.12.2022 № <...> утверждён План мероприятий по подготовке документов, содержащих описание местоположения границы между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем, в пункте 9 раздела 5 которого предусмотрена предварительная проверка Управлением Росреестра по ЕАО карты (плана) границы между субъектами и землеустроительного дела, проведение экспертизы, внесение изменений и дополнений по её результатам (с 05.08.2023 по 05.11.2023). Срок направления карты (плана) и землеустроительного дела в ППК «Роскадастр» для постановки границы на государственный кадастровый учёт установлен не позднее 06.11.2023 (заключительный пункт 10 плана).
02.11.2023 департаментом по управлению государственным имуществом в ЕАО в адрес Росреестра по ЕАО направлено землеустроительное дело по установлению границы для осуществления государственной экспертизы землеустроительной документации.
Однако в ходе подготовки к заседанию экспертной комиссии Росреестра по осуществлению государственной экспертизы землеустроительной документации по описанию местоположения границы между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем были выявлены нарушения, в числе которых указано, что при сопоставлении значений координат узловой (общей) характерной точки, расположенной на стыке Хабаровского края, Еврейской автономной и Амурской областей, содержащихся в землеустроительном деле, и значений координат такой характерной точки границы между субъектами Российской Федерации - Амурской областью и Еврейской автономной областью с реестровым номером 28.79-2.1 (кадастровый округ «Амурский»), и с реестровым номером 79.28-2.1. (кадастровый округ «Еврейский»), имеющих общую точку с границей, выявлены расхождения. Для обеспечения внесения в ЕГРН сведений о границе необходимо уточнить местоположение узловой характерной точки границы либо представить дополнительное землеустроительное дело по уточнению (исправлению) местоположения узловой точки границы между субъектами - Амурской областью и Еврейской автономной областью с реестровыми номерами 28.79-2.1 и 79.28-2.1. Данная информация доведена до ДУГИ ЕАО в письме от 07.12.2023 и предложено устранить имеющиеся замечания в срок до 14.12.2023.
В этой связи ДУГИ ЕАО обратился в ООО «Гелиос» с запросом о возможности устранения замечаний. По информации от 11.12.2023, представленной ООО «Гелиос», устранить замечания, указанные в вышеназванном письме, в срок до 14.12.2023 не представляется возможным, в связи с необходимостью устранения ошибки координат характерной узловой (общей) точки, а также корректировки границы между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем по природным объектам местности (водных объектов).
В этой связи 11.12.2023 ДУГИ ЕАО отозвало с государственной экспертизы землеустроительную документацию.
Из материалов дела следует, что приказом ДУГИ ЕАО от 16.02.2024 № <...> утверждён План мероприятий по подготовке документов, содержащих описание местоположения границы между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем в 2024 году, согласованный 20.02.2024 с директором ООО «Гелиос» Пановой Е.В. и руководителем Управления Росреестра по ЕАО Зуевой С.Е., в соответствии с которым срок направления карты (плана) и землеустроительного дела в ППК «Роскадастр» для постановки границы на государственный кадастровый учёт установлен 06.11.2024.
При этом из представленных к частной жалобе документов следует, что в рамках исправления реестровой ошибки в части установления узловой точки правительством ЕАО проводится работа с уполномоченными органами Амурской области. В том числе 07.02.2024 в Министерство имущественных отношений Амурской области направлено письмо на согласование координаты узловой точки, 09.02.2024 указанным органом осуществлено согласование.
Таким образом, материалами дела с достоверностью установлено, что должник не уклоняется от исполнения решения суда, меры, направленные на его исполнение в полном объёме последним принимаются в течение всего периода времени после принятия судебного акта. Вместе с тем, имеются обстоятельства, носящие исключительный характер, выявленные в ходе проведения Управлением Росреестра по ЕАО государственной экспертизы землеустроительной документации, о которых ранее должнику известно не было, и которые не позволяют правительству ЕАО исполнить решение суда в установленный судом срок.
Поскольку постановка границы области на государственный кадастровый учет невозможна без положительного заключения государственной экспертизы землеустроительной документации, которое, в свою очередь, невозможно без устранения выявленных нарушений, в том числе в местоположении узловой точки, расположенной между Еврейской автономной и Амурской областью, правительство ЕАО не имеет объективной возможности исполнить решение суда.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания, препятствующие исполнению должником судебного акта, влекущие предоставление правительству ЕАО отсрочки исполнения решения суда.
Учитывая объём работ, подлежащих проведению для исполнения решения суда и сроки их проведения, установленные утвержденным 16.02.2024 планом, суд апелляционной инстанции считает возможным заявление удовлетворить частично, предоставив правительству ЕАО отсрочку исполнения решения суда на срок до 01.11.2024. При этом суд апелляционной инстанции полагает, что предоставление отсрочки при установленных обстоятельствах не нарушит баланс прав и интересов сторон.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение подлежит отмене с вынесением нового определения.
Руководствуясь статьёй 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.02.2024 отменить, принять по делу новое определение, которым заявление правительства Еврейской автономной области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворить частично.
Предоставить правительству Еврейской автономной области отсрочку исполнения решения Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 05.07.2018 по гражданскому делу № 2-1256/2018 по иску заместителя прокурора ЕАО в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности разработать карту (план) объекта землеустройства на срок до 01.11.2024.
Частную жалобу правительства Еврейской автономной области считать удовлетворённой частично.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Мотивированное определение изготовлено 17.04.2024
Дело № 13-177/2024
Дело № 33-281/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е10 апреля 2024 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу правительства Еврейской автономной области на определение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 07.02.2024, которым постановлено:
в удовлетворении заявления правительства Еврейской автономной области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-1256/2018 по исковому заявлению заместителя прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к правительству Еврейской автономной области об обязании - отказать.
У С Т А Н О В И Л:
Правительство Еврейской автономной области (далее - правительство ЕАО) обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Требования мотивированы тем, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.07.2018 на правительство ЕАО возложена обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства территории Еврейской автономной области в срок до 01.12.2018. Между КУГИ ЕАО и ООО «Гелиос» 26.06.2018 заключен государственный контракт на выполнение землеустроительных работ по описанию границ Еврейской автономной области между субъектами Российской Федерации Амурской областью и Хабаровским краем. Правительством области проводятся мероприятия по исполнению решения суда, 02.11.2023 в Управление Росреестра по ЕАО направлено землеустроительное дело по установлению границы для осуществления государственной экспертизы о границе между субъектами Еврейской автономной областью и Хабаровским краем, положительное заключение которой влечет постановку границ на государственный кадастровый учет. Однако в ходе экспертизы была установлена необходимость в проведении землеустроительных работ по уточнению местоположения узловой точки между ЕАО и Амурской областью, в связи с чем документы были отозваны с государственной экспертизы. В связи с необходимостью выполнения дополнительных работ просило предоставить отсрочку исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-1256/2018 на срок до 31.12.2024.
В возражениях относительно заявления прокурор города Балаев В.В. полагал его не подлежащим удовлетворению.
Суд постановил указанное определение.
В частной жалобе правительство ЕАО просило его отменить, вынести новое определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 31.12.2024.
Указало, что при разрешении заявления судом не учтено, что установление границ между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем в 2023 году не произведено по независящим от правительства области обстоятельствам, а именно, вследствие наличия реестровой ошибки в местоположении узловой точки между Еврейской автономной областью и Амурской областью, обнаруженной в процессе государственной экспертизы землеустроительной документации о границе между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем. Указанные замечания являются существенными, препятствуют вынесению положительного заключения государственной экспертизы и постановке границы на государственный кадастровый учет. В настоящее время ведутся работы по устранению замечаний. В целях устранения замечаний ДУГИ ЕАО принят приказ от 16.02.2024, согласно утвержденному им плану мероприятий, направление карты (плана) и землеустроительного дела в ППК «Роскадастр» для постановки границы на государственный кадастровый учет планируется в срок до 06.10.2024, в связи с чем правительству необходима отсрочка исполнения судебного акта.
В возражениях на частную жалобу заместитель прокурора области Погоняев П.В. просил об оставлении её без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу требований статьи 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присуждённых денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий. При этом, лицо, ходатайствующее об отсрочке исполнения судебного акта, должно доказать не только затруднительность исполнения судебного акта в настоящее время, но и реальную возможность его исполнения в течение срока, на который указанное лицо просит отсрочить исполнение судебного акта.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу 11.08.2018 решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.07.2018 на правительство ЕАО возложена обязанность в срок до 01.12.2018 разработать карту (план) объекта землеустройства - территории Еврейской автономной области и направить её в предусмотренном законом порядке в Управление Росреестра по ЕАО для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
07.12.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 2 в отношении должника правительства ЕАО возбуждено исполнительное производство № <...>-ИП.
26.12.2018 определением Биробиджанского районного суда ЕАО правительству ЕАО была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.10.2019. В последующем определениями этого же суда правительству ЕАО предоставлялась отсрочка исполнения решения: определением от 20.09.2019 на срок до 01.10.2020, определением от 12.10.2020 на срок до 31.12.2021, определением от 10.01.2022 на срок до 31.12.2022; определением суда ЕАО от 01.03.2023 отменено определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.12.2022 и должнику предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 31.12.2023.
Отказывая в удовлетворении настоящего заявления правительства ЕАО, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные заявителем основания не являются исключительными, влекущими предоставление отсрочки.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции и считает обоснованными доводы частной жалобы правительства ЕАО, по следующим основаниям.
Согласно материалам дела 26.06.2018 между КУГИ ЕАО и ООО «Гелиос» заключен государственный контракт на выполнение землеустроительных работ по описанию границ Еврейской автономной области с Амурской областью, а также с Хабаровским краем.
В письме ООО «Гелиос» от 13.11.2018 сообщило заказчику о невозможности завершения землеустроительных работ в срок и приостановлении исполнения государственного контракта в связи с тем, что при подготовке карты (плана) установлено пересечение границ земельных участков, которое свидетельствует о недостоверности сведений в согласованных описании границы и каталоге координат поворотных точек границы между Хабаровским краем и Еврейской автономной областью. В связи с этим необходимо привести в соответствие границы земельного участка с кадастровым номером 79:06:2801001:188 путём исправления реестровой ошибки, провести землеустроительную экспертизу в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю и Управлении Росреестра по ЕАО, согласовать и утвердить описание и каталог координат поворотных точек границы между Хабаровским краем и Еврейской автономной областью.
Для урегулирования возникшего вопроса уполномоченными лицами правительства ЕАО на протяжении всего периода после вынесения решения суда проводилась работа, направленная на исполнение вступившего в законную силу судебного акта (состоялись рабочие встречи, велась переписка по данному вопросу с различными органами). С целью описания границ Еврейской автономной области ФГУП «Рослесинфорг» ФГБУ «Дальлеспроект» проводился анализ пересечений границ земельных участков Хабаровского края и Еврейской автономной области (по лесному фонду); для постановки на государственный кадастровый учет границы между Хабаровским краем и Еврейской автономной областью длительное время проводились работы по устранению реестровых ошибок, постановке смежным субъектом - Хабаровским краем на государственный кадастровый учет границ земельных участков муниципальных образований Хабаровского края. По итогам проведения этих работ 24.08.2023 между ЕАО и Хабаровским краем было подписано соглашение об описании местоположения границы между указанными субъектами.
Приказом департамента по управлению государственным имуществом правительства ЕАО от 28.12.2022 № <...> утверждён План мероприятий по подготовке документов, содержащих описание местоположения границы между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем, в пункте 9 раздела 5 которого предусмотрена предварительная проверка Управлением Росреестра по ЕАО карты (плана) границы между субъектами и землеустроительного дела, проведение экспертизы, внесение изменений и дополнений по её результатам (с 05.08.2023 по 05.11.2023). Срок направления карты (плана) и землеустроительного дела в ППК «Роскадастр» для постановки границы на государственный кадастровый учёт установлен не позднее 06.11.2023 (заключительный пункт 10 плана).
02.11.2023 департаментом по управлению государственным имуществом в ЕАО в адрес Росреестра по ЕАО направлено землеустроительное дело по установлению границы для осуществления государственной экспертизы землеустроительной документации.
Однако в ходе подготовки к заседанию экспертной комиссии Росреестра по осуществлению государственной экспертизы землеустроительной документации по описанию местоположения границы между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем были выявлены нарушения, в числе которых указано, что при сопоставлении значений координат узловой (общей) характерной точки, расположенной на стыке Хабаровского края, Еврейской автономной и Амурской областей, содержащихся в землеустроительном деле, и значений координат такой характерной точки границы между субъектами Российской Федерации - Амурской областью и Еврейской автономной областью с реестровым номером 28.79-2.1 (кадастровый округ «Амурский»), и с реестровым номером 79.28-2.1. (кадастровый округ «Еврейский»), имеющих общую точку с границей, выявлены расхождения. Для обеспечения внесения в ЕГРН сведений о границе необходимо уточнить местоположение узловой характерной точки границы либо представить дополнительное землеустроительное дело по уточнению (исправлению) местоположения узловой точки границы между субъектами - Амурской областью и Еврейской автономной областью с реестровыми номерами 28.79-2.1 и 79.28-2.1. Данная информация доведена до ДУГИ ЕАО в письме от 07.12.2023 и предложено устранить имеющиеся замечания в срок до 14.12.2023.
В этой связи ДУГИ ЕАО обратился в ООО «Гелиос» с запросом о возможности устранения замечаний. По информации от 11.12.2023, представленной ООО «Гелиос», устранить замечания, указанные в вышеназванном письме, в срок до 14.12.2023 не представляется возможным, в связи с необходимостью устранения ошибки координат характерной узловой (общей) точки, а также корректировки границы между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем по природным объектам местности (водных объектов).
В этой связи 11.12.2023 ДУГИ ЕАО отозвало с государственной экспертизы землеустроительную документацию.
Из материалов дела следует, что приказом ДУГИ ЕАО от 16.02.2024 № <...> утверждён План мероприятий по подготовке документов, содержащих описание местоположения границы между Еврейской автономной областью и Хабаровским краем в 2024 году, согласованный 20.02.2024 с директором ООО «Гелиос» Пановой Е.В. и руководителем Управления Росреестра по ЕАО Зуевой С.Е., в соответствии с которым срок направления карты (плана) и землеустроительного дела в ППК «Роскадастр» для постановки границы на государственный кадастровый учёт установлен 06.11.2024.
При этом из представленных к частной жалобе документов следует, что в рамках исправления реестровой ошибки в части установления узловой точки правительством ЕАО проводится работа с уполномоченными органами Амурской области. В том числе 07.02.2024 в Министерство имущественных отношений Амурской области направлено письмо на согласование координаты узловой точки, 09.02.2024 указанным органом осуществлено согласование.
Таким образом, материалами дела с достоверностью установлено, что должник не уклоняется от исполнения решения суда, меры, направленные на его исполнение в полном объёме последним принимаются в течение всего периода времени после принятия судебного акта. Вместе с тем, имеются обстоятельства, носящие исключительный характер, выявленные в ходе проведения Управлением Росреестра по ЕАО государственной экспертизы землеустроительной документации, о которых ранее должнику известно не было, и которые не позволяют правительству ЕАО исполнить решение суда в установленный судом срок.
Поскольку постановка границы области на государственный кадастровый учет невозможна без положительного заключения государственной экспертизы землеустроительной документации, которое, в свою очередь, невозможно без устранения выявленных нарушений, в том числе в местоположении узловой точки, расположенной между Еврейской автономной и Амурской областью, правительство ЕАО не имеет объективной возможности исполнить решение суда.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания, препятствующие исполнению должником судебного акта, влекущие предоставление правительству ЕАО отсрочки исполнения решения суда.
Учитывая объём работ, подлежащих проведению для исполнения решения суда и сроки их проведения, установленные утвержденным 16.02.2024 планом, суд апелляционной инстанции считает возможным заявление удовлетворить частично, предоставив правительству ЕАО отсрочку исполнения решения суда на срок до 01.11.2024. При этом суд апелляционной инстанции полагает, что предоставление отсрочки при установленных обстоятельствах не нарушит баланс прав и интересов сторон.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение подлежит отмене с вынесением нового определения.
Руководствуясь статьёй 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.02.2024 отменить, принять по делу новое определение, которым заявление правительства Еврейской автономной области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворить частично.
Предоставить правительству Еврейской автономной области отсрочку исполнения решения Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 05.07.2018 по гражданскому делу № 2-1256/2018 по иску заместителя прокурора ЕАО в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности разработать карту (план) объекта землеустройства на срок до 01.11.2024.
Частную жалобу правительства Еврейской автономной области считать удовлетворённой частично.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Мотивированное определение изготовлено 17.04.2024