Решение по делу № 2а-1518/2020 от 14.05.2020

Дело № 2а-1518/2020

УИД 74RS0030-01-2019-003163-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         26 мая 2020 РіРѕРґР°         Рі.Магнитогорск

Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:

Председательствующего Исаевой Ю.В.,

РїСЂРё секретаре Р§СѓРіСѓРЅРѕРІРѕР№ Р®.Р’.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области к Амирханову С.И. о взыскании недоимки по пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Амирханову С.И. о взыскании недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 55 410, 94 руб.

В обоснование требований указано, что Амирханов С.И. является собственником объектов недвижимого имущества, указанных в налоговом уведомлении, обязан уплатить установленные законом налоги и сборы. На дату составления заявления Амирхановым С.И. не исполнены требования налогового органа по уплате задолженности по пени.

Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления в связи с несвоевременным получением копии определения об отмене судебного приказа (л.д. 15).

Представитель административного истца Волегов В.И., действующий на основании доверенности от 18 сентября 2019 года, в судебном заседании ходатайство о восстановлении срока, а также требования административного иска поддержал в полном объеме, указал, что пенеобразующая недоимка взыскана решениями Орджоникидзевского районного суда г.Магнитогорска, погашена налогоплательщиком.

Административный ответчик Амирханов С.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что в настоящее время не является собственником части объектов недвижимости, указанных в налоговом уведомлении, в связи с прекращением их существования.

Представитель административного ответчика Медведев В.С., действующий на основании доверенности от 17 октября 2018 года, в судебном заседании заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что административным истцом не было предпринято мер для своевременного обращения в суд с настоящим иском, передача карточки расчетов с бюджетом в другой налоговый орган, несвоевременное получение определения об отмене судебного приказа не является уважительной причиной для восстановления срока. Требование о взыскании пеней на недоимки за 2013, 2014 годы являются незаконными, поскольку данные недоимки и начисленные на них пени подлежат списанию на основании Федерального закона № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суммы недоимок, на которые начислены пени, в настоящее время обжалуются административным ответчиком.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения ст.3, ст.23 Налогового кодекса РФ устанавливают обязанность каждого налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы. В силу 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налогоплательщиками налога в соответствии со ст. 400 НК РФ, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения в силу ст. 401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Исходя из положений ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об исчислении налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, в случае если законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стиомости объектов налогообложения. В противном случае налоговая база определяется исходя из действующей на текущий момент инвентаризационной стиомости объектов.

Согласно п.6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.

Согласно ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Амирханов С.И. являлся собственником объектов недвижимости:

-склад с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Донецк, пер. Станционный, 1, площадь - 227,6 кв. м, дата регистрации владения - 12 декабря 2013 года;

-склад с кадастровым номером № расположенный по адресу: Ростовская область, г. Донецк, пер. Станционный. 1, площадь - 148.9 кв. м, дата регистрации владения - 12 декабря 2013 года;

производственное помещение с кадастровым номером № расположенный по адресу: Ростовская область, г. Донецк, пер. Станционный. 1, площадь - 940,5 кв. м, дата регистрации владения - 12 декабря 2013 года;

-производственный цех с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Донецк, пер. Станционный, 4. площадь - 319 кв. м. дата регистрации владения - 12 декабря 2013 года;

здание конторы с пристройкой с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 346330. Ростовская обл., г. Донецк, пер. Станционный, 1, площадь - 231.2 кв. м. дата регистрации владения - 12 декабря 2013 года;

- жилой дом с кадастровым номером № расположенный по адресу: 455030, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Вишневая, д.2.

Согласно налоговому уведомлению № 145594079 от 18 октября 2016 года, Амирханову С.И. начислен налог на имущество физических лиц в размере 310 625 руб., который предложено оплатить не позднее 01 декабря 2016 года (л.д. 9).

Как следует из решения Орджоникидзевского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 04 июля 2016 года, искового заявления Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области, с Амирханова С.И. была взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014 год и пени за 2015 год в общей сумме 282 238,32 руб. (л.д. 163-164, 172-174).

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 17 сентября 2018 года с Амирханова С.И. в пользу Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области была взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 310 625 руб., пени 1967,29 руб. (л.д. 165-167).

Определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 декабря 2018 года принят отказ Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области от административного искового заявления, решение Орджоникидзевского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 17 сентября 2018 года отменено, производство по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области к Амирханову с.И. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 года и пени прекращено (л.д. 168-169).

Как следует из карточки расчета с бюджетом, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 270 816 руб., 310 625 руб., на которые налоговым органом начислены пени, оплачены Амирхановым С.И. (л.д. 64-68).

В связи с несвоевременной оплатой налога на имущество физических лиц, Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области Амирханову С.И. были начислены пени (л.д. 11).

В требовании № 9888 от 02 марта 2017 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 02 марта 2017 года, направленном в адрес Амирханова СИ., ему указывалось на необходимость в срок до 18 апреля 2017 года произвести оплату пени по налогу на имущество физических лиц в размере 55 410,94 руб. (л.д. 10-14).

01 августа 2017 года мировым судьей судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Амирханова С.И. в пользу налогового органа задолженности в размере 55 410,94 руб. (л.д. 54).

17 декабря 2018 года от должника Амирханова С.И. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем определением мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 17 декабря 2018 года судебный приказ был отменен (л.д. 58, 59).

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением 01 ноября 2019 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д. 3).

Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предоставлено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

С учетом пп. 1, 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд обшей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о впускании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, по смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным иди крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

Требование об уплате недоимки по уплате пени Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области в адрес Амирханова С.И. выставлено по состоянию на 02 марта 2017 года со сроком исполнения до 18 апреля 2017 года, с заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 21 по Ростовской области обратилась 19 июля 2017 года, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте (л.д. 52).

Установленный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения с заявлением к мировому судье налоговым органом пропущен не был (18 апреля 2017 года + 6 месяцев =18 октября 2017 года).

Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области подала административное исковое заявление 01 ноября 2019 года, пропустила шестимесячный срок обращения в суд с административным иском после отмены судебного приказа 17 декабря 2018 года.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока для обращения с административным исковым заявлением в суд, Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области указано, что карточка расчетов с бюджетом была передана Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области в Межрайонную ИФНС России № 17 по Челябинской области 20 февраля 2018 года, копия определения об отмене судебного приказа от 17 декабря 2018 года в адрес Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области мировым судьей судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области не направлялась, получена административным истцом 01 августа 2019 года (л.д. 15).

Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области 01 апреля 2019 года обращалась в районные отделы службы судебных приставов г.Магнитогорска с заявлением о предоставлении информации о возбуждении исполнительного производства; 11 июня 2019 года - к мировому судье судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска с заявлением о выдаче дубликата судебного приказа (л.д. 17, 18).

Письмом от 26 июня 2019 года заявление Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области о выдаче дубликата судебного приказа было возвращено мировым судьей в связи с тем, что определением от 17 декабря 2018 года судебный приказ был отменен, кроме того, указанным письмом мировым судьей было сообщено налоговому органу о том, что 20 декабря 2018 года копия определения об отмене судебного приказа была направлена взыскателю Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Ленина, д. 15 (л.д. 19).

19 июля 2019 года Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обращалась в Межрайонную ИФНС России № 21 по Ростовской области с требованием о предоставлении сведений о получении копии определения об отмене судебного приказа от 17 декабря 2018 года, об обращении по отмененному судебному приказу с административным исковым заявлением в суд (л.д. 20).

Письмом от 26 июля 2019 года Межрайонная ИФНС России № 21 по Ростовской области сообщила Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области о том, что судебный приказ от 01 августа 2017 года и определение от 17 декабря 2018 года об отмене судебного приказа 2-2128/2017 в Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области отсутствуют, в связи с чем в адрес мирового судьи сделан соответствующий запрос о выдаче копий запрашиваемых документов (л.д. 21).

Определение об отмене судебного приказа по делу № 2-2128/2017 в адрес Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области было направлено простым письмом, что следует из реестра простых писем от 11 января 2019 года и списка простых почтовых отправлений от 11 января 2019 года (л.д. 115, 116), однако реестр и список не отвечают требованиям ч.1 ст. 61 КАС РФ, т.к. реестр писем содержит 46 адресатов, среди которых имеется Межрайонная ИФНС России № 21 по Ростовской области, однако на указанном реестре нет штемпеля почтового отделения о принятии, а в реестре почтовых отправлений со штемпелем почтового отделения от 11 января 2019 года указан 41 адресат, при том, что реестр простых писем от 11 января 2019 года содержит 46 адресатов.

Иных доказательств направления копии определения об отмене судебного приказа от 17 декабря 2018 года суду не представлено.

Согласно запросу налогового органа, поступившему 01 августа 2019 года в адрес мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области о выдаче копии определения об отмене судебного приказа, представителем налогового органа была получена копия определения об отмене судебного приказа от 17 декабря 2018 года 01 августа 2019 года, что подтверждается отметкой на справочном листе дела 2-2128/2017 (л.д. 60).

Учитывая, что в отсутствие сведений о вынесении определения об отмене судебного приказа налоговый орган не имел возможности обратиться в суд с административным иском в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа, а обратился 01 ноября 2019 года только после того, как была получена копия определения об отмене судебного приказа, суд признает, что срок для обращения в суд налоговым органом пропущен по уважительной причине, обстоятельства, препятствующие восстановлению пропущенного срока по настоящему административному делу, отсутствуют.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, суд, принимая во внимание, что налоговым органом принимались меры по принудительному взысканию задолженности по пени в установленном законом порядке, приходит к выводу о возможности восстановления административному истцу срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

Представленный административным истцом расчет пени судом проверен, признан соответствующим действующему на момент взимания налога законодательству.

Вместе с тем, суд полагает, что требования административного истца о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц в размере 86,58 руб., начисленные на недоимку в размере 10 494 руб. за 2013 год за период с 01 ноября 2015 года по 30 ноября 2015 года, в размере 1654,29 руб., начисленные на недоимку в размере 10 494 руб. за 2013 год в период с 01 декабря 2015 года по 01 марта 2017 года удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», безнадежными к взысканию признаются и подлежат списанию не только недоимка по налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, но и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (пункт 1 статьи 12).

Поскольку предъявленная к взысканию задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц размере 86,58 руб. и 1654,29 руб. за периоды до 2014 года имели место по состоянию на 1 января 2015 года, в силу прямого указания законодателя является безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом в соответствии с Законом № 436-ФЗ. Кроме того, суд учитывает, что доказательств взыскания налоговым органом недоимки за 2013 год в размере 10 494 руб. Межрайонной ИФНС № 17 по Челябинской области не представлено.

Административным ответчиком доказательств того, что Амирханов С.И. не являлся собственником объектов недвижимого имущества, на которые была начислена недоимка и пени, в 2014-2015 годах, суду не представлено.

Таким образом, с административного ответчика Амирханова С.И. в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области подлежит взысканию недоимка по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 53 670,07 руб. (1392,49 + 2234,23 + 42 691,89 + 7351,46).

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст. 175-178, 293-294 КАС РФ, суд,

решил:

Восстановить Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области срок для обращения с заявлением о взыскании с Амирханова С.И. недоимки по пени.

Взыскать с Амирханова С.И. в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области недоимку по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов, в размере 53 670,07 руб.

В удовлетворении оставшихся исковых требований отказать.

Взыскать с Амирханова С.И. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Правобережный районный суд г.Магнитогорска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 09 июня 2020 года.

2а-1518/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России №17
Ответчики
Амирханов Сулейман Ибрагимович
Другие
Медведев Виктор Станиславович
Суд
Правобережный районный суд г. Магнитогорск
Судья
Исаева Ю.В.
Дело на сайте суда
magprav.chel.sudrf.ru
15.05.2020[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
15.05.2020[Адм.] Передача материалов судье
16.05.2020[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2020[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2020[Адм.] Судебное заседание
10.06.2020[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее