Решение по делу № 33-5074/2020 от 28.04.2020

Судья Набиюллина А.Г.

Дело № 33-5074-2020

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,

при секретаре судебного заседания Косогоровой К.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 03 июня 2020 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Магомедова Магомед Магомедовича на решение Чердынского районного суда г.Перми от 12 ноября 2019 года, которым постановлено:

В исковых требованиях Магомедова Магомеда Магомедовича к ФКУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России о признании решения жилищно-бытовой комиссии ФКУОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю от 30 июня 2017 года о не включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы – незаконным и о признании права Магомедова Магомеда Магомедовича и М. на участие программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы – отказать.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение представителя ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском к ФКУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России о признании решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю от 30 июня 2017 года об отказе включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы- незаконным и о признании права на участие в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы. Свои требования обосновывает тем, что с 23.04.2010 года он был уволен с должности *** колонии-поселения № ** ФБУ ОИК-** с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.

21. 06.2017года он обратился в ЖБК ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о включении его и дочь М. дата рождения в состав участников подпрограммы.

30.06.2017 года решением ЖБК ему было отказано, по причинам: недостоверность сведений, неполное предоставление документов.

Считает отказ необоснованным, так как он с 26.06.2009 года по 18.06.2014года был зарегистрирован и проживал по адресу: ****, а с 18.06.2014года по настоящее время зарегистрирован и проживает в ****. По месту регистрации он не проживает, так как постоянно проживать нет возможности, в поселке отсутствует инфраструктура, которая необходима для проживания, нет транспортного сообщения, медицинских учреждений, энергоснабжения, водоснабжения, детских образовательных и торговых учреждений. В связи с чем он проживает в г. Перми.

Истец и представитель истца адвокат Сурсяков И.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчиков ФКУ ОИК-**, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России Собянина И.А. в судебном заседании просит отказать в иске.

    Судом постановлено вышеуказанное решение с которым в апелляционной жалобе не согласился истец, повторяя основания иска настаивает, что представил жилищно-бытовой комиссии полный пакет документов, в решении не указанно какие именно документы не представлены. Полагает, что документы в отношении матери несовершеннолетней дочери представлять не обязан. Что касается фактического проживания по адресу: ****, то по указанному адресу постоянно проживать нет возможности. Настаивает, что место регистрации является местом жительства. Просит решение отменить, иск удовлетворить.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

    Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ истец 21 июня 2017 г. обратился в ЖБК ФЕТУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю с заявлением о включении его и несовершеннолетней дочери М. дата рождения в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", так как он проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности, граждане данных поселков подлежат переселению.

Решением жилищно-бытовой комиссии от 30 июня 2017года отказано во включении Магомедова М.М. и М. в состав участников подпрограммы, так как в результате проверки факта проживания истца на территории поселка, установлено, что он не проживает по месту регистрации в жилом помещении, расположенном по адресу: ****, в связи с чем в выдаче справки о проживании истца на территории поселка отказано. Кроме того им не представлены документы в отношении дочери М. и её матери. Магомедов М.М. не соответствовал требованиям п. п."б" п. 5 Правил и не мог быть отнесен к числу граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Согласно договору социального найма жилого помещения ** от 02.06.2014 Магомедов М.М. является нанимателем жилого помещения по адресу: ****. По указанному адресу Магомедов М.М. зарегистрирован с 18.06.2014.

Истец фактически по указанному месту регистрации и заключения договора социального найма не проживает.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН по Пермскому краю от 30.06.2017г. по итогам рассмотрения заявления Магомедова М.М. отказано во включении его в состав участников подпрограммы. В соответствии с подпунктом «в» пункта 22 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является не достоверность сведений, содержащихся в представленных документах. В результате проверки факта проживания истца на территории поселка установлено, что Магомедова М.М. не проживает по месту регистрации в ****, в связи с чем в выдаче справки о проживании истца на территории поселка отказано. Комиссия пришла к выводу, что Магомедов М.М. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности;

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что истец постоянно в предоставленном по договору социального найма жилом помещении в пос.Валай    не проживает, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит, а сам по себе факт регистрации по месту жительства в течение определенного времени на территории поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности, не является безусловным основанием для возникновения права у истца для включения ее в число участников подпрограммы и получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы», включающая в себя Подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство».

На основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

В настоящее время утверждены аналогичные федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и Правила.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 2065-р от 03.11.2012г. **** включен в Перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

На момент принятия решения жилищно-бытовой комиссией действовали Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 и Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительно системе», утвержденная Приказом ФСИН России от 16.05.2012г. № 267.

В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие указанным в п. 5 Правил требованиям и изъявившие такое желание. Порядок обращения с заявлением об участии в подпрограмме и перечень прилагаемых к нему документов предусмотрены п. 19 Правил.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка).

Согласно пп. "а" п. 18 Правил, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификатов, указанным в пп. "а" и "б" п. 5 Правил сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), содержащимся за счет средств федерального бюджета и увольняемым со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а также гражданам, уволенным со службы по указанным основаниям, и состоящим после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Таким образом, Правилами прямо установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (подпункт "б" пункта 5).

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил, подают заявление об участии в подпрограмме с приложением необходимых документов, в том числе справки о проживании на территории поселка - для граждан, проживающих в таком поселке (подпункт "а" пункта 19).

Требования о предоставлении справки о проживании на территории поселка были предусмотрены Инструкцией, утвержденной Приказом ФСИН России от 16.05.2012г. № 267 и действовавшей на момент обращения истца в жилищно-бытовую комиссию.

Согласно пункта 5 раздела II данной Инструкции установлено, что граждане, проживающие на территории поселка, помимо документов, перечисленных в пункте 4 настоящей Инструкции, предоставляют справку соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании на территории поселка согласно приложению № 2 к настоящей Инструкции. Данная справка выдается начальником соответствующего территориального органа ФСИН России по результатам проверки проживания гражданина на территории поселка.

Из материалов дела следует, что указанная справка о проживании на территории поселка истцу не выдавалась и в комиссию не предоставлялась. В результате проверки факта проживания истца на территории поселка установлено, что Магомедов М.М. не проживает по месту регистрации в ****.

Таким образом, истцом были указаны недостоверные сведения о проживании на территории поселка, что в соответствии с подпунктом "в" пункта 22 Правил является самостоятельным основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы.

Кроме того, основанием для отказа в признании гражданина участников подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил (подпункт «а» пункта 22 Правил).

Из анализа положений приведенных нормативно-правовых актов следует, что основанием к выдаче государственных жилищных сертификатов является фактическое проживание граждан в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. При этом, наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативно правовыми актами, должно иметь место не только на момент включения в список участников подпрограммы, но и в период реализации непосредственно самого права.

Между тем, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о постоянном проживании в **** ни на момент обращения в комиссию, ни в настоящее время. Напротив, в ходе рассмотрения дела стороной истца не оспаривалось то обстоятельство, что Магомедов М.М. фактически проживает в г.Перми.

Доводы жалобы истца относительности вынужденного выезда из указанного помещения в виду отсутствия в поселке необходимой инфраструктуры, состоятельными признаны быть не могут и объективно материалами дела не подтверждены. Доказательств невозможности проживания в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что сохранение истцом регистрации по месту жительства в **** не обусловлено причинами, связанными с фактическим проживанием в поселке.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, наличие у истца регистрации в ****, включенном в перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием государственной жилищной субсидии, при фактическом не проживании в данном поселке не может свидетельствовать о его праве на участие в подпрограмме.

Как прямо предусмотрено вышеуказанным нормативным актом, основанием к выдаче государственных жилищных сертификатов является фактическое проживание граждан в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Соответственно, одним из обязательных условий постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты является фактическое проживание граждан в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Поскольку данное условие в отношении истца не соблюдено, такие доказательства, равно как и доказательства вынужденного характера выезда из поселка, стороной истца в соответствии со ст.56 ГПК РФ представлены не были, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, право истца на получение государственного жилищного сертификата не может быть реализовано при отсутствии документов, перечень которых является обязательным, в связи с чем у комиссии не имелось оснований для включения истца в число участников подпрограммы.

Доводы апелляционной жалобы истца выводы суда не опровергают, по существу повторяют доводы искового заявления, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чердынского районного суда Пермского края от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Магомедова Магомеда Магомедовича без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5074/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Магомедов Магомед Магомедович
Ответчики
ФСИН России
ФКУ "ИК № 4 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУ ФСИН по ПК"
ГУФСИН России по Пермскому краю
Другие
ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Казанцева Елена Станиславовна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.04.2020Передача дела судье
03.06.2020Судебное заседание
09.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2020Передано в экспедицию
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее