Дело № 2-3930/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2022 г. г. Нальчик
Нальчикский городской суд, в составе председательствующего судьи Тхазаплижевой Б.М., при секретаре – Аттоевой А.Ш.,
с участием представителя истца – Абазова А.З., выступающего по доверенности от 24.05.2022, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа Хозаевой Л.А.,
представителя ответчика и третьего лица Прокуратуры КБР – Хутатова М.Ю., выступающего в порядке поручения по доверенности от 03.06.2022 №8-32-2022, выданной прокурору КБР Хабарову Н.А., и по доверенности от 24.05.2022 №Дов-1030-2022,
третьего лица Туменова Б.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туменова ФИО25 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, третьи лица Туменова ФИО26, Туменов ФИО27, Туменов ФИО28, Туменова ФИО29, ТУ Росимущества в КБР, Прокурор КБР, Туменов Бауцу Хадисович, Туменова Асият Далхатовна о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании его утратившим прав пользования жилыми помещениями, принадлежащими его отцу, о признании факта постановки на учёт с даты подачи заявления, о возложении обязанности на ответчика передать в собственность жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Туменов ФИО30 с 28.09.1997 года по 17.06.2021 года работал на различных должностях прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики.
02 ноября 2005 года на основании пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре РФ» в связи с отсутствием в собственности жилого помещения и проживанием с семьей на съёмной квартире им на имя Прокурора КБР было подано заявление о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. По результатам рассмотрения его заявления жилищной комиссией Прокуратуры КБР он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет.
В связи с отсутствием у него жилого помещения Протоколом заседания жилищной комиссии прокуратуры КБР от 02 марта 2012 года было принято решение: «Предоставить служебную трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: КБР, <адрес> по договору найма, начальнику отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры КБР Туменову Э.Б.».
Приказом Прокурора КБР №71 квартира, расположенная по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Кирова, д. 19, кв. 32, была закреплена за Туменовым Э.Б., в качестве служебного жилья и была передана ему согласно Акта приёма-передачи жилого помещения от 03.03.2012 года.
03 марта 2012 года Прокуратурой КБР с Туменовым Э.Б. был заключён Договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: КБР<адрес>
Согласно пункту 4 указанного Договора совместно с ним в указанную квартиру были вселены члены его семьи Туменова ФИО31 – супруга, Туменов ФИО32 - сын, Туменов ФИО33 – сын и Туменова ФИО34 – дочь.
При этом он продолжил состоять в статусе нуждающегося в улучшении жилищных условий.
07 июля 2015 года Приказом Прокурора КБР №311 на основании протокола заседания жилищной комиссии прокуратуры КБР №1 от 29 июня 2015 года и Распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР от 27 ноября 2014 года №196-р «Об отнесении к специализированному жилищному фонду жилых помещений закреплённых в оперативном управлении за прокуратурой КБР», отделу материально-технического обеспечения прокуратуры КБР было предписано расторгнуть с работниками прокуратуры КБР действовавшие на тот момент договоры найма служебных жилых помещений и этим же приказом, произведено их перезакрепление.
В соответствии с пунктом 2 этого же Приказа жилое помещение по адресу КБР, Нальчик, ул. Кирова, д. 19, кв. 32 вновь было закреплено за ним.
05 августа 2015 года Прокуратурой КБР с Туменовым Э.Б. был заключен новый договор найма названного жилого помещения под порядковым номером 3.
С 03 марта 2012 года и по настоящее время, Туменов Э.Б. совместно с членами его семьи постоянно проживают в указанном служебном жилом помещении.
Протоколом заседания жилищной комиссии прокуратуры КБР № 6 от 28 июня 2019 года решено: «Вынести предложение прокурору КБР о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ материалов для признания начальника отдела прокуратуры КБР Туменова Эльдара Баучуевича нуждающимся в жилых помещениях, принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении Туменову ФИО35 занимаемого служебного помещения расположенного по адресу: КБР, Нальчик, ул. Кирова, д. 19, кв. 32, в собственность.».
28.06.2019 года материалы учётного жилищного дела Туменова Эльдара Баучуевича были направлены в Генеральную прокуратуру РФ за исх. № 10/1-2019/88.
В мае 2022 года в адрес Туменова ФИО36 поступило письмо председателя жилищной комиссии прокуратуры КБР №Отв-6-56-22 от 11 мая 2022 года, в котором указано, что на состоявшемся 18 февраля 2022 года заседании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ, было принято решение об отказе в признании его нуждающимся в жилых помещениях и что в течении 1 месяца ему необходимо освободить занимаемое служебное жилое помещение.
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ № 1 от 18 февраля 2022 года решено: «отказать Туменову Э.Б. в признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.6 Положения утверждённого приказом генерального прокурора РФ от 02.10.2018 №624, поскольку имеются факты прекращения права пользования принадлежащим родителям Туменова Э.Б., четырехкомнатной квартирой общей площадью 84,50 кв.м. расположенной по адресу: КБР, Нальчик, ул. Тарчокова, д. 54-в, кв. 79 и жилым домом общей площадью 111,9 кв.м расположенным по адресу: КБР, Нальчик, ул. Туриста, д. 58. В связи с этим не выходить с предложением к Генеральному прокурору РФ о наличии оснований для предоставления ему в собственность занимаемого им служебного помещения. Прокуратуре КБР провести мероприятия по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 05.08.2015 года №3 и освобождению квартиры по адресу: КБР, Нальчик, Кирова, д. 19, кв. 32, для последующего распределения между состоящими на учёте нуждающихся в служебных жилых помещениях.».
Истец, не согласившись с указанным решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ, полагая его незаконным и нарушающим его права и права его семьи на обеспечение жильём, 8 июня 2022г. обратился в Нальчикский городской суд с иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в котором просил суд: признать его утратившим с 20 января 2001 года право пользования жилыми помещениями принадлежащих на праве собственности его отцу Туменову ФИО37 и его матери Туменовой ФИО38, в связи с прекращением семейных отношений по нормам Жилищного кодекса РФ;
Признать факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики с даты подачи им заявления – 02 ноября 2005 года;
Признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 года об отказе в признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и в выходе с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления в собственность занимаемого им служебного жилого помещения расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.<адрес>, общей площадью 58,9 квадратных метров, кадастровый номер 07:09:0104004:1647;
Признать его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, с правом вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений получения в собственность жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.<адрес> общей площадью 58,9 квадратных метров, кадастровый номер 07:09:0104004:1647, в соответствии с пунктом 2 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»;
Обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации передать ему в собственность жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул. Кирова, дом 19, квартира 32, общей площадью 58,9 квадратных метров, кадастровый номер 07:09:0104004:1647.
В обоснование своих требований истцом указано, что при принятии оспариваемого решения об отказе в признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления мне единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений жилищная комиссия Генеральной прокуратуры РФ не приняла во внимание то обстоятельство, что нуждающимся в улучшении его жилищных условий, он был признан Решением жилищной комиссии Прокуратуры КБР в 2005 году по заявлению от 02 ноября 2005 года, поданному на основании пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре РФ» (в редакции с 27.07.2005 по 18.11.2005) которое по настоящее время никто не отменял.
В обоснование своего Решения жилищная комиссия Генеральной прокуратуры РФ указывает, что «имеются факты прекращения права пользования принадлежащей его родителям, четырёхкомнатной квартирой общей площадью 84,50 кв.м., расположенной по адресу: КБР, Нальчик, ул. Тарчокова, д. 54-в, кв. 79, а также жилым домом общей площадью 111,9 кв.м., расположенным по адресу: КБР, Нальчик, ул. Туриста, д. 58.».
Ответчик ссылался на подпункт 1 пункта 2.6 Положения, утверждённого приказом Генерального прокурора РФ от 02.10.2018 №624, которая регламентирует в качестве оснований для отказа обстоятельства при которых: «сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты».
Истец указал, что жилой дом, расположенный по адресу: КБР, <адрес>, принадлежит на праве собственности его отцу Туменову Бауцу Хадисовичу, в нем он проживал со с момента своего рождения до 2001 года.
С даты вступления в брак с Туменовой ФИО39 право пользования жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности отцу Туменову ФИО40 и матери Туменовой ФИО41 по нормам Жилищного кодекса РФ утратил, в связи с прекращением семейных отношений, так как с указанного времени и по настоящее время он и члены его семьи совместно с его родителями ни в одном из принадлежащих им жилых помещениях не проживали и не проживают.
С родителями с 20 января 2001 года по настоящее время общее хозяйство не ведёт, имеют разный семейный бюджет.
С 20 января 2001 года он и члены его семьи до момента предоставления служебного жилого помещения (03 марта 2012 года) по адресу: КБР, <адрес>, проживали на съёмных квартирах в различных районах города Нальчика.
Данные факты были установлены жилищной комиссией прокуратуры КБР как при постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2005 году, так и при решении в 2012 году вопроса о предоставлении ему и членам его семьи служебного жилого помещения.
В связи с отсутствием собственного жилого помещения он был зарегистрирован по адресу: КБР, г<адрес> до 26 августа 2019 г., но факт регистрации не подтверждает, что он являлся членом семьи собственника указанного жилого помещения.
Тот факт, что он не являлся членом семьи собственника был дополнительно подтверждён жилищной комиссией прокуратуры КБР, в ходе рассмотрения вопроса о наличии оснований для признания его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления в собственность занимаемого служебного жилья, что отражено в Протоколе жилищной комиссии прокуратуры КБР №6 от 28 июня 2019 года.
Соглашений, между ним и его родителями, по пользованию принадлежащих им на праве собственности жилыми помещениями не заключалось и таких намерений они не имели.
Истец указал, что поскольку Жилищное и иное Законодательство Российской Федерации не определяют учреждения либо организации, правомочные выдавать надлежащие документы, удостоверяющие факт прекращения семейных отношений в соответствии с Жилищным законодательством, то предоставить в жилищную комиссию такие сведения возможно только после принятия такого решения судом, что является одним из его исковых требований.
Туменов Э.Б. заявил, что квартира, расположенная по адресу: КБР, <адрес>, была приобретена его родителями в совместную собственность в 2006 г. До 26.08.2019 года в разное время его супруга, с нашими детьми в связи с отсутствием иной возможности были зарегистрированы по указанному адресу, однако там никогда не проживали. Однако в качестве членов семьи собственниками указанной квартиры они не вселялись, проживали совместно с ним на съёмных квартирах в городе Нальчике. Также истец указал, что в соответствии в Жилищным кодексом РФ, ни его супруга, ни дети к членам семьи моих родителей (собственников жилых помещений) не относятся.
В судебное заседание истец, будучи надлежаще извещён о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.
Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца Абазов А.З. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске, а также поскольку доводы истца подтверждаются письменными пояснениями его материал, пояснениями отца, а также свидетельскими показаниями.
В судебном заседании по ходатайству истца опрошен свидетель Бозиев ФИО42, который суду пояснил, что проживает по соседству с отцом Туменова Э.Б. по ул. Ессентукская, д.1, расположенном напротив домовладения Туменова ФИО43. Свидетель пояснил, что учился вместе с Туменовым Э.Б., подтвердил, что истец после вступления в брак с родителями не проживал, он знает, что тот проживал с женой и детьми на съемных квартирах до того, как получил служебное жилье.
Третье лицо Туменов ФИО44 поддержал заявленные требования, подтвердил, что после создания семьи его сын уехал из дома, проживал на съемных квартира, так как их дом не располагал свободной комнаты для молодой семьи, при этом в доме проживают он, его супруга инвалид, которая нуждается в постоянном уходе и дочь, которая ухаживает за матерью. Туменов Б.Х. сообщил суду, что квартиру они с супругой приобретали для дочери, но в ней его сын с семьёй не проживали, зарегистрированы были только сноха с детьми для того, чтобы получить направление в школу.
В судебное заседание третье лицо Туменова ФИО45, будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, поддержала заявленные требования.
Третьи лица Туменова ФИО46, Туменов ФИО47, Туменов ФИО48, Туменова ФИО49, ТУ Росимущества в КБР, Прокурор КБР, будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании представитель ответчика Хутатов М.Ю. исковые требования не признал, поддержал доводы письменных возражений, просил в иске отказать за необоснованностью.
Выслушав представителей сторон, третье лицо, опросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, учетного дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 ст. 31 ЖК РФ. Для признания супруга, а также детей и родителей данного собственника, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, наличие или отсутствие регистрации лица по месту жительства в жилом помещении не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании или отказе в признании гражданина членом семьи собственника жилого помещения, необходимо установление факта совместного проживания в этом жилом помещении.
Следовательно при вынесении оспариваемого решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 года Ответчику необходимо было установить не только факт регистрации истца или членов его семьи в жилых помещениях, принадлежащих его родителям, но и факт совместного проживания и ведения общего хозяйства.
Между тем, доказательств этих фактов в материалах учетного дела истца не имелось, в суд ответчиком они также не предоставлены вопреки нормам ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определённый срок на основании решения суда.
Суду представлено свидетельство о заключении брака Туменова Э.Б. и Бечеловой (ныне Туменовой Э.А.), из которого следует, что истец вступил в брак 20.01.2001.
Судом установлено, что после вступления в брак Туменов Э.Б. со своими родителями не проживал, членом их семьи не был, общего хозяйства с ними не вёл.
Третье лицо Туменов Б.Х. подтвердил суду, что при создании своей семьи после заключения брака истец прекратил проживание с ним в его доме, общее хозяйство все годы с 2001г. не вел.
Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что сама по себе регистрация не является доказательством наличия права пользования жилым помещением. Для установления права пользования жилым помещением как члена семьи необходимо доказать факт совместного проживания.
Суд согласен с доводом истца о том, что с указанного времени ввиду того, что не проживал с отцом и матерью перестал быть их членом семьи.
Этот факт был подтверждён отцом Туменовым Б.Х., свидетельскими показаниями, а кроме того был предметом рассмотрения в жилищной комиссии Прокуратуры КБР, которая этот факт также установила, признав истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Следовательно судом установлены обстоятельства подтверждающие факт утраты истцом с 20 января 2001 года право пользования жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности его отцу Туменову Бауцу Хадисовичу и его матери Туменовой Асият Далхатовне, в связи с прекращением семейных отношений по нормам Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что он ухудшил свои жилищные условия в связи с прекращением права пользования принадлежащим родителям жилыми помещениями не обоснован.
Факт снятия с регистрации супруги истца и членов его семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности родителям истца вообще не может рассматриваться как ухудшение жилищных условий, так как в соответствии с нормами Жилищного кодекса, Семейного кодекса Российской Федерации сноха и внуки не являются членами семьи.
Доводы представителя ответчика суд полагает не обоснованными, так как обстоятельствами, подлежащим доказыванию по заявленным требованиям по настоящему делу являются лишь факт совместного проживания истца с родителями, поскольку только в указанном случае могли быть признаны законными основания оспариваемого решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 года об отказе в признании Туменова Эльдара Баучуевича нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
11 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. №492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" статьей 1 которого пункт 4 статьи 44 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» признан утратившим силу, а сам Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» был дополнен статьей 44.1 «Обеспечение прокуроров жилыми помещениями» пунктом 1 которым установлено, что - Обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
С этого момента, для целей обеспечения прокурорских работников жилыми помещениями в Закон введено понятие единовременной социальной выплаты.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. №492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации"-
1. Действие положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется в том числе на лиц из числа прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.
2. За лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, состоящими на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на таком учете, в том числе в случае утраты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона оснований, которые давали им право на получение жилых помещений.
3. За лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, проживающими в служебных жилых помещениях, сохраняется право на проживание в таких жилых помещениях в случае утраты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона оснований, которые давали им право на проживание в служебных жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2.10 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44-1 ФЗ «О прокуратуре РФ», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 № 624, датой принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях является дата подачи прокурорами (гражданами) заявления по месту службы (последнему месту службы) прокуроров, на основании которого было принято решение о признании их нуждающимися в жилых помещениях. При этом заявление считается поданным со дня его принятия жилищной комиссией по месту службы (последнему месту службы) прокурора вместе со всеми необходимыми документами.
Пунктом 3.8 вышеуказанного Положения предусмотрено, что прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемое жилое помещение в собственность с приложением необходимых документов.
В соответствии с требованиями п.п. «а» пункта 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» - Право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 2 октября 2018 г. N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями" - Прокуроры (граждане), признанные нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, суд полагает обоснованными требования истца о признании факта постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики с даты подачи им заявления со 02 ноября 2005 года.
Из материалов учётного дела следует, что 02 ноября 2005 года на основании пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре РФ» (в редакции с 27.07.2005 по 18.11.2005) в связи с отсутствием в собственности жилого помещения и проживанием с семьей на съёмной квартире им на имя Прокурора КБР было подано заявление о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. По результатам рассмотрения его заявления жилищной комиссией Прокуратуры КБР он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет.
После признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий истец жилым помещением, обеспечен не был. Решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях не отменено.
В соответствии со ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 20.10.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
2. Прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
3. Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.
4. В целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор:
а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
в) проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
г) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
д) проживающий в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения;
е) проживающий в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размера занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с прокурором совершеннолетние дети, состоящие в браке.
5. При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
6. При определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.
При расчете размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, в соответствии с настоящим Федеральным законом в составе семьи прокурора учитываются супруга (супруг), состоящие в браке с прокурором или состоявшие в браке с погибшим (умершим) прокурором на день гибели (смерти), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения по основным образовательным программам.
7. При расчете размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, применяются следующие нормы предоставления площади жилого помещения:
а) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека;
б) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;
в) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
8. Прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения.
При расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право прокуроров на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения, а при предоставлении жилого помещения в собственность - в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения.
При наличии у прокурора и (или) членов его семьи права на дополнительную площадь жилого помещения по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае, если прокуроры являются членами одной семьи, размеры дополнительной площади не суммируются.
9. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома может быть предоставлено в собственность жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 и 8 настоящей статьи с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.
10. Жилые помещения могут быть предоставлены прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, в собственность с их согласия с превышением размера общей площади жилого помещения, определенного на основании пунктов 7 - 9 настоящей статьи, при условии оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения, превышающей этот размер, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 - 9 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. Единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
12. Прокуроры и лица, указанные в пункте 17 настоящей статьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющие трех и более детей, совместно с ними проживающих, либо награжденные нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами или инвалидами боевых действий, имеют право на предоставление единовременной социальной выплаты в первую очередь по отношению к прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, принятым на учет в том же году.
13. Право лиц, указанных в пункте 12 настоящей статьи, на первоочередное предоставление им единовременной социальной выплаты реализуется с учетом даты подачи ими заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
14. Прокуроры, которые с намерением получить единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
15. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокурора, относятся действия прокурора или членов его семьи, связанные:
а) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруги (супруга), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
б) с меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями);
в) с невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;
г) с выделением долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения;
д) с отчуждением жилых помещений или их частей.
16. Порядок расчета размера единовременной социальной выплаты и ее перечисления прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
17. Право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях:
а) лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами "б" - "е" пункта 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
б) проживавшими совместно с прокурором членами его семьи в случае гибели (смерти) прокурора вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, независимо от стажа службы погибшего (умершего) прокурора, если указанные члены семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент гибели (смерти) прокурора и сохранились после его гибели (смерти). При этом предоставление единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется указанным членам семьи в равных долях. За вдовами (вдовцами) прокуроров право на предоставление единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность сохраняется до повторного вступления в брак;
в) инвалидами I и II групп, которые уволены из органов прокуратуры по состоянию здоровья независимо от стажа службы и инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент их увольнения.
Истцу отказано в признании Туменова Эльдара Баучуевича нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях поскольку имеются факты прекращения права пользования принадлежащими родителям квартиры и жилого дома в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.6 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)", утвержденного Приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624 (Далее Положение).
Между тем, согласно названного подпункта 1 пункта 2.6 Положения 2.6. основаниями для отказа в признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях являются следующие обстоятельства:
1) сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты;
2) прокурорами (гражданами) не представлены необходимые документы и требуемые сведения, указанные в заявлении, форма которого предусмотрена в приложении N 1 к Положению;
3) прокурорами (гражданами) и (или) членами их семьи совершены намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий в течение пяти предшествующих лет до подачи заявления, кроме случаев, когда отчуждение прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей не исключает признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях с учетом отчужденных жилых помещений (частей жилых помещений).
Судом по делу установлено, что истцом действий по ухудшению своих жилищных условий в течение пяти предшествующих лет до подачи заявления не совершалось, так как он не выезжал из жилых помещений, принадлежащих родителям, поскольку с 2001г. в них не проживал.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд полагает подлежащими требования истца о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, с правом вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений получения в собственность жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул. Кирова, дом 19, квартира 32, общей площадью 58,9 квадратных метров, кадастровый номер 07:09:0104004:1647, в соответствии с пунктом 2 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202- I «О прокуратуре Российской Федерации».
Судом установлено, что Прокуратурой КБР 28.06.2019 года материалы учётного жилищного дела Туменова Эльдара Баучуевича были направлены в Генеральную прокуратуру РФ за исх. № 10/1-2019/88 с предложением согласования предоставления Туменову ФИО60 занимаемого служебного помещения расположенного по адресу: <адрес> в собственность.
Судом установлено, что истец является лицом, имеющим право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принят на учет в 2005г., является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ответчиком вопреки нормам ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказано условий признания наличия намеренных действий истца, повлекших ухудшение жилищных условий прокурора, предусмотренных ст. 44.1 Закона «О прокуратуре», так как не не вселял в занимаемое жилое помещение иных лиц, не обменивал жилых помещений, не выделелял долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения, не отчуждал жилых помещений или их частей, а также не нарушал условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;
Жилищной комиссией прокуратуры КБР протоколом заседания № 6 от 28 июня 2019 года которой было решено: «Вынести предложение прокурору КБР о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ материалов для признания начальника отдела прокуратуры КБР Туменова ФИО59 нуждающимся в жилых помещениях, принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении Туменову ФИО57 занимаемого служебного помещения расположенного по адресу: КБР, <адрес>, в собственность.» были установлены значимые обстоятельства, решение принято в соответствии с законом, в связи с чем оснований для отказа в его согласовании не имелось.
Суд полагает в связи с этим подлежащими удовлетворению требования о признании Туменова Эльдара Баучуевича нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, с правом вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений получения в собственность жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, общей площадью 58,9 квадратных метров, кадастровый номер 07:09:0104004:1647, в соответствии с пунктом 2 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202- I «О прокуратуре Российской Федерации», а также о возложении обязанности на ответчика передать в собственность Туменова ФИО58 жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.<адрес>, общей площадью 58,9 квадратных метров, кадастровый номер 07:09:0104004:1647.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Туменова ФИО50 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации удовлетворить.
Признать Туменова ФИО51 утратившим с 20 января 2001 года право пользования жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности его отцу Туменову ФИО52 и его матери Туменовой ФИО53, в связи с прекращением семейных отношений по нормам Жилищного кодекса РФ.
Признать факт постановки Туменова ФИО54 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики с даты подачи им заявления со 02 ноября 2005 года;
Признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 года об отказе в признании Туменова ФИО55 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и в выходе с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления в собственность занимаемого им служебного жилого помещения расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.<адрес>, общей площадью 58,9 квадратных метров, кадастровый номер 07:09:0104004:1647.
Признать Туменова ФИО56 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, с правом вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений получения в собственность жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул. Кирова, дом 19, квартира 32, общей площадью 58,9 квадратных метров, кадастровый номер 07:09:0104004:1647, в соответствии с пунктом 2 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202- I «О прокуратуре Российской Федерации».
Обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации передать в собственность Туменова Эльдара Баучуевича жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г.<адрес> общей площадью 58,9 квадратных метров, кадастровый номер 07:09:0104004:1647.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 3 ноября 2022 года.
Председательствующий Б.М.Тхазаплижева
копия верна:
Судья Нальчикского городского суда Б.М.Тхазаплижева