Дело № 2а-1156/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в городе Ухте Республики Коми 04 апреля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми к Колбасову В.И. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми (далее также – МИФНС № 3) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Колбасову В.И. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017 год, транспортного налога за 2015 год и пени по указанным видам налогов, в обоснование иска указав, что ответчик в установленные сроки не уплатил налогов, по этой причине ему были начислены также и пени.
Настоящее дело, по определению суда от 02.04.2019, подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а от административного ответчика соответствующие возражения в установленный определением от 11.03.2019 срок не поступили.
Исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела
№ 2а-262/19 суд приходит к следующим выводам.
В 2015 году ответчик являлся собственником транспортного средства Фиат, государственный регистрационный знак .....
В 2017 году ответчик являлся собственником строения, расположенного по адресу:
....
МИФНС № 3 посредством направления налоговых уведомлений № 47000199 от 05.09.2018 и № 89558875 от 17.09.2016 сообщила ответчику о необходимости уплаты транспортного налога за 2015 год в сумме ... руб. (за 3 месяца 2015 года), налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме ... руб.
Поскольку в установленный законом срок ответчик обязанности по уплате налогов не исполнил, ему через личный кабинет налогоплательщика в порядке
п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ были направлены требования об уплате налога и пени № 20403 от 18.12.2018 и № 17885 от 19.12.2016 в соответствии с которыми, ответчик должен был кроме налогов, уплатить также и пени. Сведений об отказе Колбасова В.И. от личного кабинета в материалах дела не имеется.
В силу ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящему главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые ставки в отношении транспортных средств определяются на основании ст. 361 Налогового кодекса РФ и ст. 2 Закона Республики Коми «О транспортном налоге» от 26.11.2002 № 110-РЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 01 декабря (налоговый период 2015 год), года следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 402 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса РФ уплата налога производится не позднее 01 декабря (налоговый период 2017 год) года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку в срок, установленный законом, ответчик не уплатил указанных налогов, ему начислена пеня, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ.
20.07.2016 года Арбитражным судом РК принято к производству заявление
Колбасова В.И. о признании должника банкротом.
Решением Арбитражного суда РК от 28.11.2016 (полный текст решения составлен 05.12.2016) по делу № А82-9648/16 Колбасов В.И. признан банкротом, в отношении должника введена процедура реализации имущества.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также – Закон о банкротстве), с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений ст. 2, 5 Закона о банкротстве налоги, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в том числе пени, отнесены к обязательным платежам. Они в свою очередь могут являться и текущими платежами, при условии что они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 15.12.2004 г. "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, взыскание текущих налоговых платежей, обязанность по уплате которых возникла после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, производится в порядке, установленном
48 Налогового кодекса РФ.
В рассматриваемом случае административный ответчик обязан был исполнить требование об уплате налога и пени № 17885 от 19.12.2016 до 27.01.2017, а требование
№ 20403 от 18.12.2018 до 21.01.2019.
Процедура банкротства в отношении Колбасова В.И. введена 28.11.2016 – дата резолютивной части решения по делу А82-9648/16.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что если обязанность по уплате налогов и пени наступила после введения соответствующей процедуры банкротства, такие платежи относятся в силу Закона о банкротстве к текущим платежам, а вопрос об удовлетворении таких требований рассматривается вне рамок дела о банкротстве в порядке ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Порядок взыскания налогов с физических лиц предусмотрен в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции закона действующей в рассматриваемые периоды) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Самое ранее из требований об уплате налогов и пени (№ 17885 от 19.12.2016) ответчик должен был исполнить до 27.01.2017. Поскольку в течение трех лет со дня истечения срока исполнения указанного требования общая сумма налога и пени, подлежащих уплате, превысила сумму в 3000 руб., налоговый орган должен был обратиться в суд за выдачей судебного приказа в течение шести месяцев с даты, когда указанная сумма превысила 3000 руб., то есть шестимесячный срок необходимо исчислять с 21.01.2019 (требование № 20403 от 18.12.2018), тем самым, последним днем для обращения с таким заявлением будет являться только 21.07.2019 (21.01.2019 + 6 мес.), которое еще не наступило. Таким образом, нарушения срока, установленного пп. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ не установлено.
МИФНС № 3 обращалась к мировому судье Тиманского судебного участка г. Ухта Республики Коми, однако определением мирового судьи от 21.02.2019 судебный приказ от 08.02.2019 отменен по заявлению Колбасова В.И.
Нарушения шестимесячного срока при обращении МИФНС № 3 с исковым заявлением в порядке п. 3 ст. 48 НК РФ также не имеется, поскольку административное исковое заявление сдано в Ухтинский городской суд РК 06.03.2019, в то время как МИФНС № 3 имеет право обратится в суд с такими требованиями до 21.08.2019
(21.02.2019 – дата определения об отмене судебного приказа + 6 месяцев).
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить требования административного истца.
В порядке ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми.
Взыскать с Колбасова В.И. в пользу Межрайонной ИФНС
России № 3 по Республике Коми транспортный налог за 2015 год в сумме ... руб., пени по транспортному налогу в сумме ... руб. ... коп., налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме ... руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме
... руб. ... коп., всего ... руб. ... коп.
Взыскать с Колбасова В.И. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» государственную пошлину в размере
... руб. ... коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков