Решение по делу № 2-238/2021 от 10.11.2020

Дело № 2-238/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2021 года                                                                          г. Оренбург

    Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

    председательствующего судьи Турковой С.А.,

    при секретаре Хасановой А.В.

      рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Оренбурга к Потемкиной Людмиле Александровне, Ульмасову Ульмасбою Азамовичу о признании строения самовольной постройкой, обязании снести самовольное строение, признании договора недействительным

       встречному иску Ульмасова Ульмасбоя Азамовича к администрации города Оренбурга, Потемкиной Людмиле Александровне о признании права собственности на нежилое здание,

установил:

администрация г. Оренбурга обратилась в суд с иском о признании строения самовольной постройкой, обязании снести самовольное строение, указав, что специалистами департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга произведен осмотр земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метра с разрешенным использованием: для размещения производственных и обслуживающих их объектов, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с актом обследования земельного участка от 06.10.2020 установлено, что на указанном земельном участке расположены объекты, эксплуатирующийся в качестве объектов общественного питания, а также осуществляется строительство объекта капитального строительства с приблизительными размерами 7х50 метров, предположительно, для дальнейшей эксплуатации в качестве гаражей либо торговых объектов. Департаментом выдавалось разрешение от 15.03.2018 на ввод здания кафе в эксплуатацию. Разрешительная документация на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, возведение которого осуществляется на сегодняшний день, на земельном участке по вышеуказанному адресу департаментом не выдавалось. Просит суд с учетом уточнений исковых требований признать самовольной постройкой объект капитального строительства с приблизительным размерами 7*50м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров – объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон). Обязать Потемкину Л.А. снести самовольно возведенный объект капитального строительства, с приблизительным размерами 7*50м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров – объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон). Признать недействительной сделку между Потемкиной Л.А. и Ульмасовым У.А., применить последствия недействительности сделки в виде аннулирования государственной регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на земельный участок с кадастровым номером .

Ульмасов У.А. обратился со встречным иском о признании права собственности на нежилое здание указав, что он является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, уч. . Земельный участок приобретен им по договору купли-продажи у Потемкиной Л.А., которая в период, когда являлась собственником земельного участка, построила на данном земельном участке нежилое здание (задние фруктово-овощного хранилища, площадью <данные изъяты> кв.м). Просит суд признать за ним право собственности на нежилое здание (самовольное строение) площадью 1 000 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Оренбург-СканСервис», ПАО "Россети Волга", ПАО «Ростелеком», ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть", Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Представитель истца по первоначальному иску, ответчик по встречному иску Шишикин С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования иска поддержал с учетом уточнений. В удовлетворении встречного иска Ульмасова У.А. просил отказать.

Ответчик Потемкина Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

    Ответчик Ульмасов У.А. в судебное заседание не явилась, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Представитель ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску Ульмасова У.А. - Бесаев Т.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования иска администрации г. Оренбурга не признал, просил в удовлетворении иска отказать, встречные исковые требования Ульмасова У.А. поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

    Представители третьих лиц ООО «Оренбург-СканСервис» Надеждин А.В., ПАО "Россети Волга" – Иванов А.В., Гринева Т.А., ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" – Вялкова Н.Г., действующие на основании доверенностей, просили исковые требования администрации г. Оренбурга удовлетворить, встречное исковое заявление Ульмасова У.А. оставить без удовлетворения.

    Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу требований ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статьей 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе и к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.

            Судом установлено, что Ульмасов У.А. на основании договора купли-продажи здания с земельным участком от 26.12.2020 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

            Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , размещается на землях населенных пунктов, предназначен для размещения здания фруктово-овощного хранилища (код 6.9 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», группа 9 приложения № 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области»); Код 4.6 – общественное питание (размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)), на земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером (объект ).

            Кроме земельного участка по договору купли-продажи от 26.12.2020 года Ульмасову У.А. перешло право собственности на здание, назначение: нежилое здание, площадь <данные изъяты> кв.м, кадастровый (объект ), а также здание кафе-закусочной, назначение: нежилое здание, площадь <данные изъяты> кв.м, кадастровый (объект ).

Из представленных документов следует, что бывшим собственником - ответчиком Потемкиной Л.А на принадлежащем ей земельном участке возведен объект капитального строительства с приблизительными размерами 7х50 метров, предположительно, для дальнейшей эксплуатации в качестве гаражей либо торговых объектов.

По результатам проверки от 06.10.2020 земельного участка с кадастровым номером прежнему собственнику строения и земельного участка Потемкиной Л.А. выдано предупреждение о незамедлительном устранении нарушений градостроительного законодательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в пределах объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером принадлежащего Ульмасову У.А. расположена кабельная канализация с кадастровым номером , назначение 7.8 сооружения связи, протяженностью <данные изъяты> метров, принадлежащая ООО «Оренбург-СканСервис», на основании технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 24.12.2020 года.

Из договора от 30.12.2020, заключенному ГУП «ОКЭС» с ПАО «Россети Волга», ПАО «Россети Волга» на праве аренды принадлежат ВЛ 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид «ЮВ-7» и ВЛ 10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП фид. «Юв-14», введенные в эксплуатацию в 1968 году.

В рамках рассмотрения дела судом по ходатайству представителя истца администрации г. Оренбурга была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

В рамках проведенной судебной экспертизы экспертом ООО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» ФИО13 (заключение -С от 19.07.2021 года) сделаны следующие выводы:

По первому вопросу «Имеются ли нарушения градостроительных, строительных, санитарных и пожарных норм при возведении объекта капитального строительства, с приблизительным размерами 7*50м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров - объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон)?»

Проверка объекта незавершенного строительства, на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров - объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон) выявила несоответствия градостроительным нормам. Согласно материалам гражданского дела разрешительная документация на строительство исследуемого объекта отсутствует, что является нарушением положений ст. 51 ГрК РФ. Исследуемый объект капитального строительства принадлежит земельному участку с кадастровым номером (категория земель - земли населённых пунктов; Разрешенное использование - размещение здания фруктово-овощного хранилища (код 6.9 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», группа 9 приложения № 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области»); Код 4.6 - общественное питание (размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)); для иных видов жилой застройки). Оснований полагать, что исследуемый объект капитального строительства по своему функциональному назначению не соответствует виду разрешенного использования земельного участка нет. Объект капитального строительства по своим параметрам, объёмно-планировочному решению и наилучшему и наиболее эффективному использованию может быть складским или торговым объектом, либо совмещать эту функцию (магазин-склад).

Однако, экспертом установлено, что площадь застройки незавершенного строительством объекта выходит за границы земельного участка с кадастровым номером . Границы незавершенного строительством объекта выходят за границы земельного участка с кадастровым номером имеется заступ на прилегающую территорию (участок не сформирован).

Так же экспертом дана оценка размещению исследуемого объекта в границах земельного участка с кадастровым номером . В материалах гражданского дела представлен Градостроительный план , подготовленный на основании заявления от 03.10.2017 г. (заявитель ООО «Владимир»). В нем содержится информация о земельном участке, в частности о его границах, границах зон действия публичных сервитутов, видах разрешенного использования, предельных параметрах застройки участка (ст. 57.3 ГрК РФ). Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи, то есть к моменту начала самовольной градостроительной деятельности по возведению исследуемого объекта, документ не утратил своей актуальности. Градостроительный план , подготовленный на основании заявления от 03.10.2017 г. (заявитель ООО «Владимир») содержит сведения о частях участка в которых допустимо возведение объектов капитального строительства. Совместное прочтение градостроительного план и результатов геодезических работ, позволяет сформировать вывод о том, что площадь застройки исследуемого объекта вышла за границы частей участка в которых допустимо размещение зданий, строений, сооружений.

При этом конфигурация части участка с кадастровым номером обозначенная как «Зона действия публичных сервитутов, охранные зоны (ограничения в пользовании) совпадает с конфигурацией части земельного участка очерченной в топосъёмке как охранная зона ВЛ (топосъёмка представлена в приложении к отзыву на исковое заявление [Т. 5 л.д. 108-109] от 29.03.2021 г. направленному в Центральный районный суд г. Оренбурга Филиалом ПАО «Россети Волга» - «Оренбургэнерго» Оренбургского производственного отделения). В представленной топосъёмке в границах земельного участка с кадастровым номером (написание кадастрового номера выполнено пишущим прибором с чернилами фиолетового цвета), обозначены опоры ВЛ, воздушная линия электропередачи (нанесена карандашом), произведено условное обозначение охранной зоны, в виде прямых линий по обе стороны от линии передач отстоящих от крайних проводов (нанесена карандашом).

Установлено, что площадь застройки исследуемого объекта выходит за пределы части участка с кадастровым номером , на которой в соответствии с Градостроительным планом , подготовленным на основании заявления от 03.10.2017 г. (заявитель ООО «Владимир») допускается размещение зданий, строений, сооружений. Проверка объекта незавершенного строительства, на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Местоположение установлено относительно ориентиров - объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон) не выявила несоответствий строительным нормам на данной степени строительной готовности.

Общее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций объекта экспертизы оценивается как ограниченно-работоспособное, безопасность эксплуатации здания и механическая безопасность здания (сооружения) обеспечиваются. Ограниченно-работоспособное техническое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).

Безопасность эксплуатации здания (сооружения) - комплексное свойство объекта противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта; степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера; совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации; нормативами по эксплуатации и степенью их реального осуществления.

Механическая безопасность здания (сооружения) - состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части. Произвести проверку объекта незавершенного строительства, на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров - объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон), на соответствие санитарным и противопожарным нормам не представляется возможным в силу того, что строительство объекта не завершено, функциональное назначение однозначно не определено (объект капитального строительства по своим параметрам, объёмно-планировочному решению и наилучшему и наиболее эффективному использованию может быть складским или торговым объектом, либо совмещать эту функцию (магазин-склад)).

По второму вопросу «Расположена ли под строящимся объектом капитального строительства, с приблизительным размерами 7*50м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров - объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон) кабельная канализация (назначение: 7.8 сооружения связи), а также канализационный колодцы кабельной канализации?»

Согласно данным публичной кадастровой карты (справочно-информационный ресурс для предоставления пользователям сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на территории Российской Федерации) через земельный участок с кадастровым номером выполнена трассировка линейного объекта кабельная канализация (назначение: 7.8 сооружения связи), а также выполнено размещение канализационных колодцев кабельной канализации (один колодец в контуре застройки здания). Факт нахождения колодцев связи определен экспертным осмотром, траектория трассировки кабеля и факт принадлежности участка линейного сооружения к земельному участку с кадастровым номером определены методом геодезических спутниковых измерений. Фактическое нахождение объекта недвижимости (сооружение) кабельная канализация с кадастровым номером , соответствует сведениям о его местонахождении по данным ЕГРН

По третьему вопросу «Расположен ли строящийся объект капитального строительства, с приблизительным размерами 7*50 м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров – объект капитального строительства с кадастровым номером «кафе», объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон» в пределах охранной зоны воздушной линии: В Л 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-14» и В Л 10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «ЮВ-7» или иной охранной зоне?»?

Объект электросетевого хозяйства воздушной линии: ВЛ 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-14» и ВЛ 10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «ЮВ-7» расположенный в непосредственной близости от исследуемого объекта капитального строительства характеризуется отсутствием охранной зоны (согласование границ охранной зоны в отношении данного объекта электросетевого хозяйства, с

последующим внесением данных в ЕГРН не проводилось).

На момент осуществления самовольной градостроительной деятельности в границах земельного участка с кадастровым номером , равно как и на время производства настоящего исследования сведения об установлении охранной зоны в отношении объекта электросетевого хозяйства воздушная линия: ВЛ 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-14» и ВЛ 10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «ЮВ-7» отсутствовали.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в состав ЕГРН входит самостоятельный реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территории и прочих зон, так или иначе обременяющих земельные участки.

На основании внесенных в реестр границ сведений о зоне с особыми условиями использования территорий, определяются земельные участки, ограничения, в использовании которых установлены требованиями нормативно-правовых документов (статья 56 Земельного кодекса РФ). Зона с особыми условиями использования территорий считается установленной с момента внесения сведений о ее границах в Единый государственный реестр недвижимости. Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Так же согласно материалам Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством», утверждённой Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года, при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки. Соответственно, формально нарушения охранной зоны в отношении объекта электросетевого хозяйства воздушная линия: ВЛ 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-14» и ВЛ 10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «ЮВ-7» отсутствовали.

По четвертому вопросу «Нарушены ли при возведении объекта капитального строительства, с приблизительным размерами 7*50м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров – объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон) требования Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», ПУЭ?»

Несмотря на близкое взаимное расположение исследуемого незавершённого строительством объекта и объекта электросетевого хозяйства воздушной линии: ВЛ 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-14» и ВЛ 10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «ЮВ-7» прямого нарушения требований Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» не выявлено:

- объект электросетевого хозяйства характеризуется отсутствием охранной зоны (согласование границ охранной зоны в отношении данного объекта электросетевого хозяйства, с последующим внесением данных в ЕГРН не проводилось).

Техническая документация, определяющая местонахождения объекта электросетевого хозяйства воздушной линии: ВЛ 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-14» и ВЛ 10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «ЮВ-7» в материалах гражданского дела не представлена. Однако в приложении к отзыву на исковое заявление от 29.03.2021 г. направленному в Центральный районный суд г. Оренбурга Филиалом ПАО «Россети Волга» - «Оренбургэнерго» Оренбургского производственного отделения представлена топосъёмка, на которой в границах земельного участка с кадастровым номером (написание кадастрового номера выполнено пишущим прибором с чернилами фиолетового цвета), обозначены опоры ВЛ, воздушная линия электропередачи (нанесена карандашом), произведено условное обозначение охранной зоны, в виде прямых линий по обе стороны от линии передач отстоящих от крайних проводов (нанесена карандашом). Согласно данному документу имеет место прохождение воздушной линии электропередач (ВЛ 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-14» и ВЛ 10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «ЮВ-7») над исследуемым объектом капитального строительства.

Согласно п.2.5.215 ПУЭ Прохождение ВЛ над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается.

Допускается прохождение ВЛ над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I и II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330-750 кВ только над производственными зданиями электрических станций и подстанций). При этом расстояние по вертикали от проводов ВЛ до вышеуказанных зданий и сооружений при наибольшей стреле провеса должно быть не менее приведенных в табл. 2.5.22.

Металлические кровли, над которыми проходят ВЛ, должны быть заземлены.

Сопротивление заземления должно быть не более указанного в табл.2.5.19. Для ВЛ 330 кВ и выше должна быть обеспечена защита персонала, находящегося внутри производственных зданий электрических станций и подстанций, от влияния электрического поля, а заземление металлической кровли должно выполняться не менее чем в двух точках. Исследуемый объект капитального строительства не относится к категории объектов, в отношении которых допускается прохождение ВЛ над производственными зданиями и сооружениями, поскольку не принадлежит к промышленным предприятиям.

Соответственно, имеет место нарушение требований п. 2.5.215 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) (7-ое издание), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 г. №187, в части прохождение ВЛ над зданиями и сооружениями (в рассматриваемом случае возведение объектов капитального строительства под ВЛ).

По пятому вопросу «Создает ли строящийся объект недвижимости угрозу жизни и здоровью граждан или порчи имущества граждан?»

Строящийся объект недвижимости создает прямую угрозу жизни и здоровью граждан при осуществлении строительных работ (монтаж плит перекрытия) в непосредственной близости от воздушной линии электропередач. Оценка возможного негативного действия электромагнитного поля на здоровье людей не рассматривалась.

Строящийся объект недвижимости создает прямую угрозу порчи имущества граждан, а именно угрозу разрушения объекта недвижимости (сооружение) кабельная канализация с кадастровым номером .

Согласно п. 10. «Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 578 в городах и других населенных пунктах прохождение трасс подземных кабельных линий связи определяется по табличкам на зданиях, опорах воздушных линий связи, линий электропередач, ограждениях, а также по технической документации. Границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии. Охранная зона объекта недвижимости (сооружение) кабельная канализация с кадастровым номером не сформирована (сведения о том, что выполнено согласование границ охранной зоны с последующим внесением данных в ЕГРН, отсутствуют).

По шестому вопросу: «Какие мероприятия необходимо выполнить для исключения угрозы жизни и здоровью граждан и исключения угрозы порчи имущества, устранения нарушения прав? В случае наличия возможности, определить наиболее экономически целесообразный вариант устранения нарушений прав третьих лиц без сноса здания?»

Наличие угрозы для жизни и здоровью граждан или порчи имущества граждан обусловлено особенностями размещения незавершённого строительством объекта в границах земельного участка, а так же особенности взаимного расположения исследуемого объекта и объектов инженерной инфраструктуры:

- размещение исследуемого объекта над объектом недвижимости (сооружение) кабельная канализация с кадастровым номером (нахождение исследуемого объекта в проекции проводов воздушной линии электропередачи);

- размещение исследуемого объекта за пределами части участка с кадастровым номером , на которой в соответствии с Градостроительным планом , подготовленным на основании заявления от 03.10.2017 г. №9191 (заявитель ООО «Владимир») допускается размещение зданий, строений, сооружений (размещение исследуемого объекта в проекции проводов воздушной линии электропередачи);

- «заступ» площади застройки исследуемого объекта за границы земельного участка с кадастровым номером .

Статьей 130 «Недвижимые и движимые вещи» ГК РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Соответственно, устранение недостатков посредством перемещения исследуемого объекта невозможно.

В материалах гражданского дела представлен Договор на разработку технических условий на вынос линии электропередач от 24.12.2020 г. заключенный между ПАО «Россети Волга» и Потемкиной Л.В. и Акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ) от 15.01.2021 г.. Из указанных документов не следует, были ли разработаны Технические условия на вынос линии электропередач, а так же в отношении какого объекта электросетевого хозяйства надлежало разработать документы. Кроме того в последующем ПАО «Россети Волга» представили отзыв на исковое заявление от 29.03.2021 из которого следует, что вопрос согласованием выноса линии электропередач остался неразрешенным. Устранение выявленных нарушений возможно только посредством реконструкции незавершённого строительством объекта, направленной на уменьшение площади застройки с целью прекращения размещения здания над сооружением связи, под линиями электропередач, устранения заступов за границы земельного участка и приведение местонахождения объекта в соответствии с положениями Градостроительного плана , подготовленного на основании заявления от 03.10.2017 г. №9191 (заявитель ООО «Владимир»). Корректные параметры застройки могут быть определены после выполнения процедуры согласования границ охранных зон в отношении сооружения связи и объекта электросетевого хозяйства, с последующим внесением данных в ЕГРН.

Из пояснений эксперта ФИО13, данных в судебном заседании, следует, что фасад строящегося здания выходящий на <адрес>, расположен за границей земельного участка на 1,13 метра выходит на территорию общего пользования, заступ строящегося здания в направлении на <адрес> составляет 0,6 м. на территорию общего пользования, там имеется тропинка для пешеходов. На момент производства экспертизы ей не были предоставлены данные о том, что линия электропередач возведена в 1968 году, в связи с чем, выводы сделаны с учетом требований Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Под выводами о возможной реконструкции понимается либо реконструкция путем перенесения линий электропередач, либо полный демонтаж строения с последующим возведением нового строительства, в зоне допустимого строительства. Поскольку установлено, что линия электропередачи возведена в 1968 году - объект находится в охранной зоне. На схеме 5 ст. 21 заключения указано место нахождения кабельной линии, также указано наличие колодца. Наличие колодца очевидно визуально просматривается, не заметить его невозможно.

Суд не находит оснований не доверять экспертному заключению составленному экспертом ФИО13, так как экспертиза проведена с соблюдением процессуальных норм, с предупреждением эксперта по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, эксперт не является заинтересованным в исходе дела лицом, выводы эксперта аргументированы, компетентность эксперта не вызывает сомнений, заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных и проведенных исследованиях, а также с использованием при проведении исследования научной и методической литературы.

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, согласно статье 51 Градостроительного кодекса, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 указанного кодекса).

Согласно части 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В ходе судебного разбирательства стороны не оспаривали то обстоятельство, что разрешение на строительство объекта капитального строительства с размерами 7х50м органами местного самоуправления не выдавалось. На земельном участке, принадлежащем ответчику Ульмасову У.А., ответчиком Потемкиной Л.А. возведено строение – объект капитального строительства с размерами 7х50м в отсутствие разрешения на строительство.

В соответствии с пунктами 2-4 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее - Правила) в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.

Охранные зоны устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 10 метров в каждую сторону (для ВЛ 10 кВ);

б) вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра;

д) вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии 10 метров (для ТП 10/0,4 кВт).

В районе земельного участка ответчика проходят две линии электропередачи ВЛ 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-14» и ВЛ 10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «ЮВ-7», а также кабельная канализация с кадастровым номером , назначение 7.8 сооружения связи, протяженностью <данные изъяты> метров.

Отсутствие зарегистрированных в ЕГРН охранных зон не свидетельствует об их фактическом отсутствии.

На вышеперечисленные объекты, введенные в эксплуатацию в 1968 году, охранная зона установлена в соответствии с действующим на тот момент законодательством – Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета министров СССР №255 от 26 марта 1984 года, по которым охранная зона устанавливается в силу факта постройки высоковольтной линии.

Таким образом, учитывая год постройки линии электропередачи 1968, положения Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета министров СССР №255 от 26 марта 1984 года, охранная зона является установленной.

Из представленной в материалы дела топосъёмке в границах земельного участка с кадастровым номером обозначены опоры ВЛ, воздушная линия электропередачи, произведено условное обозначение охранной зоны, в виде прямых линий по обе стороны от линии передач отстоящих от крайних проводов. Установлено, что площадь застройки исследуемого объекта выходит за пределы части участка с кадастровым номером , на которой в соответствии с Градостроительным планом , подготовленным на основании заявления от 03.10.2017 г. допускается размещение зданий, строений, сооружений.

На основании пункта 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

         В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 вышеназванных Правил №160 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 указанных Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Для объектов, перечисленных в пункте 9 названных Правил, установленный запрет на размещение в пределах охранных зон является безусловным.

Поскольку линия электропередач была построена в 1968 году, на момент ее возведения действовали Правила охраны высоковольтных сетей, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255, утратившие свою силу в связи с утверждением Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, в соответствии пп. а) п. 11 которых в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, а также в силу которых земельный участок на расстоянии 10 метров вдоль воздушной линии электропередач напряжением до 20 кВ в обе стороны относится к охранной зоне. Кроме того, в данном случае действие охранной зоны и связанных с этих ограничений по использованию земельного участка в охранной зоне вытекает не из реализации конкретных мероприятий по определению соответствующей охранной зоны, а из фактического существования линии электропередач.

Суд приходит к выводу, что наличие линии электропередачи являлось очевидным при возведении самовольной постройки и при должной осмотрительности застройщик должен был соблюсти положения, которым предусмотрен запрет на строительство строений и сооружений в охранной зоне.

Согласно п. 2.5.215 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) (7-ое издание), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 г. №187, прохождение воздушных линий над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается.

Допускается прохождение ВЛ над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I и II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330-750 кВ только над производственными зданиями электрических станций и подстанций). При этом расстояние по вертикали от проводов ВЛ до вышеуказанных зданий и сооружений при наибольшей стреле провеса должно быть не менее приведенных в табл. 2.5.22.

Металлические кровли, над которыми проходят ВЛ, должны быть заземлены. Сопротивление заземления должно быть не более указанного в табл.2.5.19.

Для ВЛ 330 кВ и выше должна быть обеспечена защита персонала, находящегося внутри производственных зданий электрических станций и подстанций, от влияния электрического поля, а заземление металлической кровли должно выполняться не менее чем в двух точках.

Соответственно, имеет место нарушение требований п. 2.5.215 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) (7-ое издание), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 г. №187, в части прохождение ВЛ над зданиями и сооружениями.

Охранная зона объекта недвижимости (сооружение) кабельная канализация с кадастровым номером не сформирована (сведения о том, что выполнено согласование границ охранной зоны с последующим внесением данных в ЕГРН, отсутствуют).

Согласно п. 10. «Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 578 в городах и других населенных пунктах прохождение трасс подземных кабельных линий связи определяется по табличкам на зданиях, опорах воздушных линий связи, линий электропередач, ограждениях, а также по технической документации. Границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии.

Объект недвижимости (сооружение) кабельная канализация с кадастровым номером возведен в 2006 году, то есть кабельная канализация существовала как на момент начала строительства спорного объекта, так и на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером – 14.10.2016 года.

Согласно данным публичной кадастровой карты через земельный участок с кадастровым номером выполнена трассировка линейного объекта кабельная канализация (назначение: 7.8 сооружения связи), а также выполнено размещение канализационных колодцев кабельной канализации, в том числе, один колодец расположен в контуре застройки здания, и виден визуально.

Между тем, согласование с третьими лицами – ПАО «Россети Волга», ООО «Оренбург-СканСервис» о проводимом строительстве в нарушение вышеуказанных правил не проводилось.

Согласно заключению эксперта -С от 19.07.2021 строящийся объект недвижимости создает прямую угрозу жизни и здоровью граждан при осуществлении строительных работ (монтаж плит перекрытия) в непосредственной близости от воздушной линии электропередач; создает прямую угрозу порчи имущества граждан, а именно угрозу разрушения объекта недвижимости (сооружение) - кабельная канализация с кадастровым номером .

Помимо указанных нарушений ответчиком при строительстве допущены нарушения градостроительных норм, поскольку площадь застройки незавершенного строительством объекта выходит за границы земельного участка с кадастровым номером , имеется заступ на прилегающую территорию (участок не сформирован).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.04.2019 года по делу суд обязал бывшего собственника земельного участка с кадастровым номером ООО «Владимир» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу восстановить положение, обеспечивающее безопасную эксплуатацию воздушной линии электропередачи путем выноса ВЛ 10кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-14», инвентарный , расположенной на <адрес> от опоры до опоры с использованием стоек марки СК-22.2-11 комплектно с линейной арматурой к ним, для подвеса на опорах применить провод маркт СИП-3 сечением 1х150мм2. Существующую ВЛ демонтировать. Габарит пересечения провода СИП с автодорогой обеспечить не менее 7м. Также суд обязал ООО «Владимир» восстановить положение, обеспечивающее безопасную эксплуатацию воздушной линии электропередачи путем реконструкции ВЛ10 кВ от п/ст «Юго-Восточная» до РП 10 фид. «Юв-7» от опоры до опоры , инвентарный , посредством замены на земельном участке с кадастровым номером на существующих опорах траверсы и линейной арматуры на новые с применением надставок и (L1400мм). Габарит наименьшего расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли обеспечить не менее 7 м.

Указанное решение суда не исполнено.

Таким образом, спорное строение находится в охранной зоне объектов электроэнергетики, возведено без согласования с владельцем линий электропередач, создает опасность причинения ущерба как собственнику имущества, так и третьим лицам, с нарушением требований градостроительных регламентов и правил землепользования и застройки, может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде возникновения аварийной ситуации и причинение ущерба здоровья и имуществу граждан, находящихся в охранной зоне, что является основанием для удовлетворения первоначальных требований о сносе самовольной постройки и отказа в удовлетворении встречных требований о признании права на самовольную постройку.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что охранная зона линии электропередач составляет 10 метров от крайних проводов в обе стороны от линии электропередачи, линия электропередачи расположена вдоль всего спорного строения и в сторону <адрес>, а также установлено, что спорное строение возведено непосредственно над подземным линейным объектом кабельной канализации (назначение: 7.8 сооружения связи), а также в зоне размещения канализационных колодцев кабельной канализации, суд приходит к выводу, что устранение выявленных нарушений посредством реконструкции части незавершённого строительством объекта, направленной на уменьшение площади застройки невозможно.

В соответствии с частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию к получению которых, лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры, а также при установлении, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Поскольку отсутствие разрешения на строительство спорного объекта является не единственным признаком самовольной постройки, у суда не имеется правовых оснований для признания за Ульмасовым У.А. права собственности на нежилое здание – (самовольное строение) площадью 1 000 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Принимая решение о сносе самовольной постройки, суд возлагает обязанность по его исполнению на нового собственника земельного участка Ульмасова У.А..

Оснований для удовлетворения требований в указанной части к Потемкиной Л.А. у суда не имеется, поскольку собственником спорного земельного участка Потемкина Л.А. на момент вынесения решения не является.

Оснований для признания недействительной сделки между Потемкиной Л.А. и Ульмасовым У.А. по купле-продаже земельного участка с кадастровым номером , и применении последствий недействительной сделки, суд не находит, поскольку какие-либо объективные данные о том, что ответчики действовали с противоправной целью или заведомо недобросовестно осуществляли свои гражданские права, в материалах дела отсутствуют.

     В соответствии со ст.85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа от предварительной оплаты экспертизы, эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч.1ст.96 и ст.98ГПК РФ.

Согласно счету на оплату от 19.07.2021 эксперта ФИО13 стоимость судебной экспертизы составляет 44 000 рублей.

Судом установлено, что расходы по оплате экспертизы в размере 44 000 рублей не оплачены, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать указанные расходы с ответчика Ульмасова У.А..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Администрации г. Оренбурга удовлетворить частично.

Признать самовольной постройкой объект капитального строительства – нежилое здание размером <данные изъяты>.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров – объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон).

Обязать Ульмасова Ульмасбоя Азамовича снести объект капитального строительства – нежилое здание размером <данные изъяты>.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>. Местоположение установлено относительно ориентиров – объект капитального строительства с кадастровым номером (кафе), объект капитального строительства с кадастровым номером (торговый павильон) в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований Администрации г. Оренбурга отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований Ульмасову Ульмасбою Азамовичу – отказать.

Взыскать с Ульмасова Ульмасбоя Азамовича в пользу ООО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» расходы по оплате судебной экспертизы в размере 44 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение составлено 11 августа 2021 года.

2-238/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация г.Оренбурга
Ответчики
Ульмасов Ульмасбой Азамович
Потемкина Людмила Александровна
Другие
ПАО «Ростелеком»
ПАО "Россети Волга"
ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть"
ООО «Оренбург-СканСервис»
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Судья
Туркова С.А.
Дело на сайте суда
centralny.orb.sudrf.ru
10.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2020Подготовка дела (собеседование)
26.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
04.08.2021Производство по делу возобновлено
04.08.2021Судебное заседание
06.08.2021Судебное заседание
11.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021Дело оформлено
06.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее