К делу № 2а-2798/2020
МАЙКОПСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2020 г. г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Республике ФИО4 к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС № по Республике ФИО4 обратилась в ФИО2 городской суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам.
В обоснование своих требований административный истец указал, что на налоговом учете в МИФНС России по РА ФИО1 состоит в качестве индивидуального предпринимателя.
За административным ответчиком образовалась задолженность по страховым взносам. В адрес административного ответчика были направлены требования об уплате страховых взносов, однако указанные требования административным ответчиком не исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам и пени.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ был отменен на основании заявления административного ответчика.
Просит взыскать с административного ответчика недоимки по:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. –пеня в размере 494,10 руб.,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. – налог в размере 4016,25 руб., пеня в размере 53,01 руб.,
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.) – налог в размере 13 475 руб.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС № по Республике ФИО4 не явился.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежаще уведомлена о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело.
Исследовав материалы настоящего дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В период осуществления индивидуальным предпринимательством в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ), действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) но результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, административный ответчик ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховым взносов. Однако обязанность по уплате страховых взносов надлежащим образом не исполняется, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 18 038,36 рублей.
В связи с неуплатой страховых взносов, административному ответчику было направлено Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до 08.02.2018г. что свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Однако, административный истец обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа лишь ДД.ММ.ГГГГ и мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам и пени – 09.12.2018г., то есть административный истце обратился в суд по истечении 6 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ был отменен на основании заявления административного ответчика.
Пунктом 2 ст. 48 ПК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций, в соответствии со ст. 123.1 и частью 3.1 ст. 1 КАС РФ, рассматривается в порядке приказного производства.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Для определения срока обращения в суд необходимо руководствоваться положениями п. 3 ст. 48 НК РФ во взаимосвязи с положениями п. 2 ст. 48 НК РФ.
Соответственно, по смыслу вышеприведенных норм, Межрайонная ИФНС России № по РА вправе была обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании страховых взносов в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов и после отмены судебного приказа административный истец вправе был обратиться в суд в порядке искового производства также в течение 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Однако с заявлением о вынесении судебного приказа о задолженности по страховым взносам Межрайонная ИФНС России № по РА обратилась к мировому судье по истечении установленного шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Поскольку административным истцом пропущен срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, то соответственно нарушен и срок обращения в суд в порядке искового производства с исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам.
Кроме того, положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии счастью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Пунктом 4 ст. 289 КАС РФ определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Пунктом 7 ст. 219 КАС РФ установлено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом п. 8 ст. 219 КАС РФ определяется, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом учитывается, то обстоятельство, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи, с чем он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением и взыскании обязательных платежей и санкций.
Административным истцом не представлено доказательств, объективно подтверждающих уважительность пропуска сроков обращения в суд, а также ходатайство о восстановлении срока обращения в суд.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований административного истца к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, отказать ввиду пропуска срока обращением в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № по Республике ФИО4 к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам отказать в связи с пропуском сроков обращения в суд.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Майкопский городской суд.
Председательствующий: подпись М.И.Катбамбетов
УИД 01RS0004-01-2020-005520-50
Подлинник находится в деле № 2а-2798/2020
В Майкопском городском суде