Решение от 27.12.2023 по делу № 2-3631/2023 от 10.08.2023

Дело № 2-3631/2023

УИД 26RS0029-01-2023-003959-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2023 года                                    г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Суворовой С.М.,

при помощнике судьи Амвросовой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению администрации города Пятигорска к ФИО1, ФИО2 об освобождении земельного участка, по встречному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации города Пятигорска о признании незаконным отказа администрации города Пятигорска в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов, признании права собственности на объект незавершенного строительства,

установил:

Администрация города Пятигорска обратилась в Пятигорский городской суд Ставропольского края с иском к ФИО1, ФИО2 об освобождении земельного участка, взыскании судебной неустойки.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 03 августа 2009 года между МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» и ФИО4 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 987 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» и ФИО4 заключено соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка №     с кадастровым номером площадью 987 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО5 заключен договор уступки прав и обязанностей по указанному договору аренды. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1 (ранее ФИО11., ФИО6 заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО2 заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в настоящее время пользователями земельного участка с кадастровым номером площадью 987 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, являются ФИО1 и ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» за в адрес АгаеваА.Р. и ФИО1 направлено уведомление об отказе от исполнения договора аренды земельного участка в связи с истечением срока аренды, предусмотренного договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Ответчики - ФИО1 и ФИО2 обратились в администрацию города Пятигорска с заявлением о продлении договора аренды земельного участка сроком на 3 года на основании Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Пятигорска подготовлен ответ , согласно которому заявление о продлении договора аренды земельного участка сроком на три года не представляется рассмотреть положительно, так как не соблюдены положения п. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Отказ администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ в увеличении срока действия договора аренды земельного участка был обжалован Ответчиками в судебном порядке.

Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу исковые требования ФИО2 и ФИО1 к администрации города Пятигорска о признании незаконным решения об отказе в продлении договора аренды были удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в части признания незаконным отказа администрации города Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, это же решение в остальной части отменено.

Суд возложил на администрацию города Пятигорска обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 и ФИО1 о продлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью 987 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

На данном земельном участке расположен объект капитального строительства - хозяйственная постройка площадью 934 кв.м., которому присвоен кадастровый , принадлежащий Ответчикам на праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ? доле каждому, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными решением Думы города Пятигорска от 27 сентября 2018 года , находится в зоне «Ж-1» и предоставлен под индивидуальное жилищное строительство. Градостроительным регламентом данная зона является Зоной застройки с основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для индивидуального жилищного строительства. Вспомогательным видом разрешённого использования земельных участком и объектов капитального строительства для индивидуального жилищного строительства, предусмотрено строительство и размещение хозяйственных построек. Пользователь вправе самостоятельно выбрать вспомогательный вид разрешённого использования. Данное хозяйственное строение используетсяОтветчиками в личных целях.

Согласно актам выездного обследования от 05.05.2022, от 06.12.2022 года Отделом муниципального контроля администрации города Пятигорска установлено, что на спорном земельном участке расположенный объект капитального строительства - нежилое строение площадью 934 кв.м. хозяйственная постройка) фактически занимает весь земельный участок площадью 987 кв.м., в то время как земельный участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома.

        Кроме того, при проведении осмотра спорного земельного участка было выявлено, что других капитальных и незавершенных строительствомобъектов на участке не имеется. Вместе с тем, согласно информации, содержащейся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в пределах земельного участка с кадастровым номером 26:33:240301:147 расположен объект недвижимости (объект незавершенного строительства) с кадастровым номером 26:33:000000:2859, степеньготовности - 18%, проектируемое назначение - объект индивидуального жилищного строительства, который по факту отсутствует.

Особенностью хозяйственных построек является то, что они не могут быть использованы в качестве здания, сооружения, поскольку для их возведения не требуется получение разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию. Данные объекты носят временный характер.

Хозяйственное строение - это вспомогательный (не самостоятельный) отдельно стоящий, или пристроенный объект недвижимости хозяйственно-бытового назначения: сарай для содержания скота и птицы; сарай (бытовка) для хранения хозяйственного инвентаря; хозяйственный навес, навес для автомобилей; гараж; баня, летний душ, уборная; летняя кухня; теплица; погреб и т.п. капитальные и некапитальные постройки.

Минстроем России согласована следующая позиция (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ):

учитывая, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности, представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования;

при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией) - при этом у Ответчиков - ФИО1, ФИО2 отсутствует разрешение на строительство основного объекта - индивидуального жилищного дома, для которого и был изначально предоставлен в аренду Участок;

согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;

в этой связи допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости, определение их статуса в качестве основных или вспомогательных осуществляются также исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Росреестра от 13 апреля 2020 года № 3215- АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования» в техническом плане в отношении объекта вспомогательного использования в строке 14 «Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости» раздела «Характеристики объекта недвижимости» указываются слова «объект вспомогательного использования» и вид использования (например, «здание контрольно-пропускного пункта»), а в разделе «Заключение кадастрового инженера» целесообразно указать, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства заявленного на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта не требуется выдача разрешения на строительство, поскольку он является объектом вспомогательного использования, в частности, указать, каким документом данный объект определен в качестве вспомогательного при наличии такого документа), в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию, в чем именно данная функция заключается. В качестве обоснования отнесения объекта к вспомогательному в состав технического плана может быть включена в том числе проектная документация, подготовленная в отношении основного объекта недвижимости (если законодательством о градостроительной деятельности предусмотрена подготовка такой проектной документации в отношении основного объекта недвижимости).

Таким образом, отсутствуют основания к продлению договора аренды Участка, поскольку Участок предоставлялся для целей индивидуального жилищного строительства, а не для хозяйственного строения, которое возведено им. При этом указанное хозяйственное строение является вспомогательным и не может существовать без основного строения, таким образом, разрешенное использование Участка не соответствует целям использования такого Участка.

Кроме того, возведение на земельном участке только вспомогательного объекта, даже при наличии государственной регистрации права собственности на объект, не влечет возникновение у собственника вспомогательного объекта права на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов. Данная хозяйственная постройка, имеющая целью обслуживание основного здания, в отсутствие основного здания не может быть использована в соответствии со своим назначением.

Аналогичная правовая позиция сформулирована в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2017 года № 304-КГ17-9125.

В настоящее время срок Договора Участка истек.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ об ограничении в виде договора аренды на земельный участок с кадастровым номером прекращена.

        Просит суд обязать Ответчиков - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес> края, , паспорт: , выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС России по <адрес>, адрес регистрации: <адрес>; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес> края, СНИЛС , паспорт: , выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Ставропольскому краю, адрес регистрации: <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить незаконно занимаемый земельный участок площадью 987 кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - под незавершенным строительством жилым домом, путем сноса нежилого хозяйственного строения с кадастровым номером , расположенного на вышеуказанном участке.Признать отсутствующим право ФИО1, ФИО2 на нежилое хозяйственное строение с кадастровым номером , расположенное на земельном участке площадью 987 кв. м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - под незавершенным строительством жилым домом.Указать, что данное решение является основанием для погашения регистрационных записей от ДД.ММ.ГГГГ и в Едином государственном реестре недвижимости. Указать, что данное решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учёта объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , степень готовности - 18%, проектируемое назначение - объект индивидуального жилищного строительства, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в связи с прекращением его существования. В случае неисполнения Ответчиками - ФИО1, ФИО2 обязанности по освобождению незаконно занимаемого земельного участка площадью 987 кв. м., с кадастровым номером , г неположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - под незавершенным строительством жилым домом, путем сноса хозяйственного строения с кадастровым номером , расположенного на вышеуказанном участке, возложить на Ответчиков - ФИО1, ФИО2 в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность внесения в пользу администрации города Пятигорска за неисполнение решения суда денежной суммы в размере 100 000 (ста тысяч) рублей в месяц со дня вступления в силу решения суда. Уплату судебной неустойки возложить солидарно на Ответчиков - ФИО1, ФИО2 в пользу бюджета города-курорта Пятигорска по следующим реквизитам: р/с 40101810300000010005 в отделение Ставрополь, г. Ставрополь, БИК 040702001, ИНН 2632033540, КПП 263201001, КБК 60111607090040000140.

В судебное заседание представитель истца, будучи надлежащим образом извещённым о его времени и месте, не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

От полномочного представителя ответчиков также поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил удовлетворить встречные исковые требования, а в удовлетворении требований администрации города Пятигорска отказать в полном объеме.

Учитывая положения ч.5 ст. 167 ГПК РФсуд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя истца.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.

Исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу части 1 статьи 196 названного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 67 и частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан в мотивировочной части решения указать доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, доводы и мотивы, по которым одни доказательства приняты, а другие отвергнуты судом.

Как установлено в судебном заседании, 03 августа 2009 года между МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» и ФИО4 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 987 кв.м, расположенный по адресу:<адрес>.Срок аренды установлен с11 февраля 2009 года до 11 января 2010 года.

ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» и ФИО4 заключено соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка №     с кадастровым номером площадью 987 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Срок аренды установлен с 12 января 2010 года до 12 января 2020 года.

    ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО5 заключен договор уступки прав и обязанностей по указанному договору аренды. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1 (ранее ФИО12, ФИО6 заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО2 заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в настоящее время пользователями земельного участка с кадастровым номером 26:33:240301:147 площадью 987 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, являются ФИО1 и ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» за в адрес ФИО7 и ФИО1 направлено уведомление об отказе от исполнения договора аренды земельного участка в связи с истечением срока аренды, предусмотренного договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Ответчики - ФИО1 и ФИО2 обратились в администрацию города Пятигорска с заявлением о продлении договора аренды земельного участка сроком на 3 года на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным учреждением «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» подготовлен ответ , согласно которому заявление о продлении договора аренды земельного участка сроком на три года не представляется рассмотреть положительно, так как не соблюдены положения п. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2022 году при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,устанавливаются следующие особенности:    Правительство РоссийскойФедерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков. До ДД.ММ.ГГГГ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу исковые требования ФИО2 и ФИО1 к администрации города Пятигорска о признании незаконным решения об отказе в продлении договора аренды были удовлетворены в полном объеме.

Суд возложил на администрацию города Пятигорска обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 и ФИО1 о продлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью 987 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в части признания незаконным отказа администрации города Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, это же решение в остальной части отменено.

Кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ Пятого кассационного суда судебное решение по делу и апелляционное определение отменено полностью, дело направлено на новое рассмотрение в Пятигорский городской суд Ставропольского края.

Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу исковые требования ФИО2 и ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в продлении договора аренды оставлены без удовлетворения. Решение суда не вступило в законную силу.

На данном земельном участке расположен объект капитального строительства - хозяйственная постройка площадью 934 кв.м., которому присвоен кадастровый , принадлежащий Ответчикам на праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ по 1/2доле каждому, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными решением Думы города Пятигорска от 27 сентября 2018 года № 28-28 РД, находится в зоне «Ж-1» и предоставлен под индивидуальное жилищное строительство. Градостроительным регламентом данная зона является Зоной застройки с основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для индивидуального жилищного строительства. Вспомогательным видом разрешённого использования земельных участком и объектов капитального строительства для индивидуального жилищного строительства, предусмотрено строительство и размещение хозяйственных построек.

Согласно актам выездного обследования от 05.05.2022, от 06.12.2022 года Отделом муниципального контроля администрации города Пятигорска установлено, что на спорном земельном участке расположенный объект капитального строительства - нежилое строение площадью 934 кв.м. хозяйственная постройка) фактически занимает весь земельный участок площадью 987 кв.м., в то время как земельный участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома. При проведении осмотра спорного земельного участка было выявлено, что других капитальных и незавершенных строительствомобъектов на участке не имеется.

Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН, в пределах земельного участка с кадастровым номером 26:33:240301:147 расположен объект недвижимости (объект незавершенного строительства) с кадастровым номером 26:33:000000:2859, степеньготовности - 18%, проектируемое назначение - объект индивидуального жилищного строительства.

В рамках рассмотрения гражданского дела судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза, которая проведена ООО «Межрегиональный экспертный центр «Флагман». Согласно заключения экспертов от ДД.ММ.ГГГГ объект исследования – объект незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, является неоконченным строительством жилым домом, готовностью 60%, площадью застройки 956 кв.м., общей площадью 1845,8 кв.м. Исследуемый объект является капитальным, прочно связанным с землей, и его перемещение без соразмерного ущерба невозможно.

Строение соответствует требованиям СНиП, экологическим, противопожарным, санитарным и эпидемиологическим нормам и правилам, предъявляемым к соответствующему виду зданий.

Земельный участок с кадастровым номером имеет разрешенное использование – под незавершенным строительством жилым домом.

В заключении эксперта также указано, что строение имеет заступ на земельный участок с кадастровым номером 15 кв.м. Устранение заступа возможно путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами и 26:33:240301:147.

Возведенное строение не создает угрозу жизни и ли здоровью граждан.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 обратились в администрацию города Пятигорска с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию, в котором пояснили, что ранее возводимая ими хозяйственная постройка реконструирована в жилой дом, что также отражено в заключении экспертов, возведены жилые помещения, необходимые коммуникации и т.п. То есть устранены препятствия к предоставлению в аренду спорного земельного участка, отраженные в определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 вновь администрацией города отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов сроком на 3 года, что, по мнению суда, нарушает права ФИО1 и ФИО2 на владение и пользование принадлежащим им недвижимым имуществом.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит здание (хозяйственное строение) площадью 934 кв.м. по ? доли каждому. С целью приведения здания виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено это здание, ФИО1 и ФИО2 произведены строительные работы по реконструкции хозяйственной постройки в жилой дом, что отражено в заключении экспертов.

На основании статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно ч. 7 данной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Из анализа указанных норм права следует, что возведение на земельном участке объекта капитального строительства признается не противоречащим законодательству при установлении совокупности следующих факторов:

наличия у застройщика вещного либо обязательственного права на земельный участок;

осуществление строительства в соответствии с зонированием территории, установленным Правилами землепользования и застройки;

соответствия вида разрешенного использования земельного участка цели его использования – возведению определенного объекта капитального строительства ;

своевременной подачи застройщиком (до начала ведения строительных работ) в уполномоченный орган уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», с иском о сносе самовольной постройки прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом вправе обратиться в публичных интересах.

Согласно п. 22 данного постановления по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.

Суд полагает, что заключение судебной экспертизы является достоверным и соответствует представленным по делу доказательствам, заключение экспертов технически и научно обосновано, сделанные выводы подтверждены исследовательским путем, логичны, не противоречивы, подтверждаются другими письменными материалами дела. Исследование проведено лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов и имеющими длительный стаж экспертной работы. Методы, использованные при исследовании, и сделанные на основе исследования выводы, научно обоснованы. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Сторонам по делу была предоставлена возможность сформулировать вопросы эксперту по своему усмотрению в целях объективного, всестороннего и полного исследования доказательств и разрешения данного гражданского дела по существу при условии исключения нарушения прав и обязанностей лиц, участвующих в деле и создания равных условий как для истца, так и для ответчика и третьих лиц, что отвечает установленным основополагающим принципам гражданского судопроизводства, установленных ст.12 ГПК РФ.

С учетом того что, способ защиты права должен быть соразмерен допущенному нарушению (исходя из общих положений Конституции РФ о праве на судебную защиту, ст. 3 ГПК РФ и ст. 11 ГПК РФ) с учетом наличия в ст. 222 ГК РФ альтернативного механизма устранения допущенного нарушения ( снос либо приведение в соответствие) и установления судебной экспертизой отсутствия нарушений, судом не усмотрено достаточных оснований для принятия решения о сносе возведенного ответчиком объекта.

Таким образом, суд находит установленным, что ФИО1 и ФИО2 не допущено нарушений строительных норм и норм безопасности (нарушений норм исходя их выводов проведенной по делу судебной экспертизы не усмотрено), а потому суд, реализуя установленный ст. 222 ГК РФ механизм судебной защиты прав сторон, полагает, что требование администрации города Пятигорска о сносе объекта капитального строительства необоснованным, а требование ФИО1 и ФИО2 о признании за ними права общей долевой собственности на объект незавершенного строительства – жилой дом 60% готовности подлежащим удовлетворению.

Администрацией г. Пятигорска вновь ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении в аренду земельного участка, с указанием на то, что истцы таким право не обладают. При этом администрацией города не учтено, что ответчиками произведены строительные работы, вследствие чего на спорном земельном участке расположен объект незавершенного строительства – жилой дом, который имеет 60% готовности. Хозяйственная постройка на участке отсутствует.

В целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, Законом N 171-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе Земельный и Гражданскийкодексы Российской Федерации.

Уполномоченному органу предоставлено право обратиться в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем его продажи с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды, заключенного на аукционе, в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 239.1 ГК РФ).

С учетом нормы пункта 33 статьи 34 Закона N 171-ФЗ положения статьи 239.1 ГК РФ распространяются на договор аренды, заключенный после 1 марта 2015 г. без торгов в целях завершения строительства в порядке пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).

Из содержания статьи 239.1 ГК РФ, а также подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6, подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11, пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ следует, что при прекращении договора аренды земельного участка публичный собственник не может распорядиться как объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды, так и самим участком без судебного решения, определяющего судьбу объекта незавершенного строительства.

Подпунктом 10 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено предоставление в аренду земельного участка для завершения строительства собственнику объекта незавершенного строительства, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов.

Анализ указанных положений земельного и гражданского законодательства позволяет прийти к выводу о том, что права собственника публичного земельного участка на обращение с иском об изъятии объекта незавершенного строительства и собственника такого объекта на заключение договора аренды участка для завершения строительства связаны между собой. В отсутствие судебного акта об изъятии объекта незавершенного строительства в целях устранения юридической неопределенности судьбы объекта и земельного участка, на котором он расположен, собственник объекта вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.

В данном случае собственник спорного земельного участка не воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды, как предусмотрено подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6ЗК РФ. Следовательно, у ФИО1 и ФИО2 имеется право на предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка для завершения строительства этого объекта (Позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 308-ЭС22-3699 по делу N А63-4067/2021).

Таким образом, требование ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным отказа администрации города Пятигорска в предоставлении земельного участка площадью 987 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, без проведения торгов, а также обязании администрации города Пятигорска предоставить ФИО1 и ФИО2 в аренду сроком на 3 года с момента вступления настоящего решения в законную силу земельный участок площадью 987 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, без проведения торгов, подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав представленные истцом доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований администрации города Пятигорска и удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 и ФИО2

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, 2, ░░░░ 1022601627575 ░░░ 2632033540) ░ ░░░1 (░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░, ), ░░░2 (░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░, ) ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 987 ░░. ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 987 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 3 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 987 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░ 60% ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1845,8 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.12.2023 ░░░░.

░░░░░                                                                              ░.░. ░░░░░░░░

2-3631/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Пятигорска
Ответчики
Агаев Руслан Алексеевич
Зиновьева Ольга Петровна
Другие
Управление Росреестра по СК
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Суворова С.М.
Дело на сайте суда
piatigorsky.stv.sudrf.ru
10.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
12.12.2023Производство по делу возобновлено
15.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2024Дело оформлено
27.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее