Дело №2-1081/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
06 августа 2018 года ст. Кагальницкая Ростовской области
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В. единолично, при секретаре Асланян К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Останина С. П. к Администрации Кировского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области, третьему лицу – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о государственной регистрации перехода права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Останин С.П. обратился в суд с данным иском, указав следующее. 30.12.2017 умерла его мать ФИО1. На дату смерти ей принадлежало следующее имущество: - <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 862 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; - <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый №, площадью 66,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. 30.05.2015 ФИО1 подарила своему сыну Останину С.П. вышеуказанное имущество. Из-за юридической неграмотности Останин С.П. и ФИО1 своевременно не обратились в Управление Росреестра по <адрес> для регистрации перехода права на спорное имущество. В настоящее время в связи со смертью матери истец лишен возможности зарегистрировать за собой право собственности на подаренное ему имущество. Останин С.П. просил произвести государственную регистрацию перехода права собственности от ФИО1 к Останину С.П. на:
- <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 862 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;
- <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый №, площадью 66,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Истец ФИО2, представители ответчика и третьего лица надлежащим образом извещены о слушании дела, в судебное заседание не явились; в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца – Шемякин Д.В., действующий на основании доверенности, иск поддержал в полном объёме, подтвердил доводы иска, просил иск удовлетворить.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (пункт 2 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч.3 ст.551 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
30.12.2017 умерла ФИО1, что подтверждается свидетельством о её смерти (л.д.9).
ФИО1 является матерью Останина С.П., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.8).
Согласно нотариально удостоверенному договору дарения от 30.05.2015, ФИО1 подарила своему сыну Останину С.П. - <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 862 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; - <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый №, площадью 66,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.10-11).
Согласно свидетельству о праве собственности от 30.05.2015, выданному нотариусом Кагальницкого нотариального округа, ФИО1 являющейся пережившей супругой ФИО3, принадлежит <данные изъяты> доля в праве в общем совместном имуществе супругов на жилой дом, площадью 66,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.17).
Согласно свидетельству о праве собственности от 30.05.2015, выданному нотариусом Кагальницкого нотариального округа, ФИО1 являющейся пережившей супругой ФИО3, принадлежит <данные изъяты> доля в праве в общем совместном имуществе супругов на земельный участок, кадастровый №, площадью 862 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.19).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 30.05.2015 наследницей имущества ФИО3, умершего 22.08.2014, в <данные изъяты> доле в праве является ФИО1. Наследство состоит из ? доли в праве собственности на земельный участок, кадастровый №, площадью 862 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.18).
Согласно свидетельствам о праве на наследство по закону от 30.05.2015 наследником имущества ФИО3, умершего 22.08.2014, в <данные изъяты> доле в праве является Останин С.П.. Наследство состоит из <данные изъяты> доли в праве на земельный участок, кадастровый №, площадью 862 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и <данные изъяты> доли в праве на жилой дом, площадью 66,8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (л.д.20,21).
Согласно выпискам из ЕГРН от 20.02.2018, ФИО3 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (л.д.12-13,14-15).
Согласно сообщению нотариуса от 17.07.2018, в нотариальной конторе Кагальницкого нотариального округа наследственное дело после умершей 30.12.2017 ФИО1 не заводилось (л.д.29).
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абзац второй п. 2 ст. 218 и п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
В п. 1 ст. 1110 ГК РФ закреплено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является свидетельство о праве на наследство. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных данным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Вступившим в силу с 1 января 2017 г. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, свидетельство о праве на наследство (п. 4 ч. 2 ст. 14).
При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется (ч. 2 ст. 59 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Право собственности ФИО3, на спорные объекты недвижимости было зарегистрировано в установленном порядке и никем не оспорено.
После смерти ФИО3, в установленном законом порядке (абзац второй п. 2 ст. 218 и п. 4 ст. 1152 ГК РФ) ФИО1 в порядке наследования приобрела право собственности на спорные объекты недвижимости: <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, Её право на данное имущество никем не оспорено.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права производится на основании заявления сторон договора.
Поскольку ФИО1, являвшаяся стороной договора дарения от 30.05.2015, умерла 30.12.2017, то истец Останин С.П. в настоящее время лишен возможности осуществить регистрацию перехода права на подаренное ему недвижимое имущество.
С учетом того что действующим законодательством не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности в случае смерти стороны договора до подачи заявления о переходе права, суд учитывает следующее.
Согласно п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда гражданские отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Как следует из п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу ч.3 ст.551 ГК РФ, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Учитывая, что для истца решение суда является единственно возможным основанием для государственной регистрации перехода права собственности на спорное имущество, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 862 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ 66,8 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░