Решение по делу № 2-978/2024 (2-10170/2023;) от 26.09.2023

Дело № 2-978/2024 (2-10170/2023)

УИД: 50RS0028-01-2023-009656-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мытищи, Московская область                             30 сентября 2024 г.

Мытищинский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Заякиной А.В.,

с участием прокурора Ворониной Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Челмодеевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-978/2024 (2-10170/2023) по исковому заявлению администрации г.о. Мытищи к Суворову Вячеславу Александровичу о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, обязании в течение трех месяцев осуществить их снос или привести в соответствие с требованиями градостроительных норм и правил, в случае приведения в соответствие с градостроительными нормами и правилами обязать в течение десяти дней предоставить в администрацию г.о. Мытищи экспертное заключение, подтверждающее приведение объектов в соответствие с установленными требованиями, при неисполнении решения суда о сносе самовольной постройки предоставить администрации право снести самовольные постройки с отнесением расходов на Суворова В.А., при неисполнении решения в установленный срок взыскании с ответчика судебной неустойки в размере 3 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Истец - администрация г.о.Мытищи Московской области, уточнив исковые требования, обратилась в суд с вышеуказанным иском к ФИО4, просила признать самовольными постройками объекты капитального строительства: объект с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , объект с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , объект с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>; обязать ФИО4 в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос или привести в соответствие с установленными требованиями вышеперечисленные объекты капитального строительства; в случае приведения объектов в соответствие с установленными требованиями, обязать ответчика в течение десяти дней предоставить в администрацию г.о.Мытищи Московской области экспертное заключение, подтверждающее приведение объектов с кадастровыми номерами . в соответствие с установленными требованиями. В случае неисполнения решения суда в установленный срок, предоставить администрации г.о. Мытищи Московской области право осуществить снос самовольных построек с отнесением расходов на ФИО4, а так же взыскать с ответчика в пользу Администрации г.о.Мытищи Московской области неустойку в размере 3 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения, с момента истечения срока, установленного судом для его исполнения.

Требования мотивированы тем, что истцом на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках с кадастровыми номерами площадью 930 кв.м., площадью 995 кв.м. площадью 896 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, без соответствующей разрешительной документации возведены объекты капитального строительства, параметры которых не соответствуют параметрам объектов индивидуального жилищного строительства: конструктивы зданий позволяют осуществить разделение на структурно обособленные помещения, обеспечивающие возможность прямого доступа к помещениям общего пользования и состоящие из одной или нескольких комнат, а также помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Мытищи Московской области области, земельные участки с кадастровыми номерами находятся в территориальной зоне Ж-2 «Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами», на территории земельных участков, границы которых пересекают границы поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; частично в зоне охраняемого природного ландшафта; частично в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

С учетом изложенного администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО9 требования поддержала с учетом уточнения, просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности ФИО15 в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать, ссылаясь на отсутствие нарушений при возведении строений, кроме как несоблюдение минимальных отступов от границ земельных участков, принимая во внимание отсутствие возражений от смежных землепользователей, просила в удовлетворении отказать в полном объеме.

Представители третьего лица – Государственного строительного надзора Московской области ФИО10, ФИО11 в судебном заседании поддержали заявленные истцом требования, предоставили в материалы дела письменные объяснения.

Представитель третьего лица – Местной религиозной организации «Православный приход Донского Храма г.Мытищи Сергиево-Посадской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третьи лица – ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав явившиеся стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ФИО4 принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: площадью 930 кв.м.; площадью 995 кв.м.; площадью 896 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выписками из ЕГРН. Данные земельные участки образованы в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами и

Согласно информации МБУ «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» администрации г.о.Мытищи указанные земельные участки находятся в территориальной зоне Ж-2 «Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами».

На земельных участках истцом возведены строения – объекты индивидуального жилищного строительства, право собственности на которые зарегистрировано за ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.

Так, на земельном участке с кадастровым номером возведен объект с кадастровым номером площадью 1129 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером возведен объект с кадастровым номером площадью 947,1 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером возведен объект с кадастровым номером площадью 1001,7 кв.м.

Собственником ФИО4 заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения

По факту строительства в администрацию г.о.Мытищи, Мытищинскую городскую прокуратуру поступали обращения от жителей района Перловская, владельцев близлежащих земельных участков и многоквартирного жилого дома, прихожан храма.

Актом Главстройнадзора Московской области по результатам выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес>, на земельных участках с кадастровыми номерами , установлено: на указанных земельных участках ведется строительство нескольких объектов капитального строительства, на момент осмотра выполнено устройство монолитных конструкций зданий, ведутся монолитные работы и работы по устройству кровли. Параметры объектов не соответствуют параметрам объектов индивидуального жилищного строительства, так как конструктивы зданий позволяют осуществить разделение на структурно обособленные помещения, обеспечивающие возможность прямого доступа к помещениям общего пользования и состоящие из одной или нескольких комнат, а так же помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

По факту выявления самовольных построек Главным управлением Госстройнадзора Московской области составлено Уведомление о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе инспекционного визита, проведенного в соответствии с решением Главного управления государственного строительного надзора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами по адресу: <адрес> соответственно) ведется строительство трех объектов капитального строительства. На момент инспекционного визита выполнено устройство монолитных конструкций зданий (фундамент, пилоны, плиты перекрытий, лестничные марши и межэтажные лестничные площадки), устройство части кровли. Кровля объекта на участке обрушилась, кровля объекта на участке находится в аварийном состоянии (часть деревянных временных распорок кровли деформировалась (выгнулась), часть сломалась, в этой связи произошел прогиб и смещение основных конструкций кровли под тяжестью снежного покрова), возможно ее обрушение.

Сотрудниками ГМУ МО «МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ» в ходе инструментального обследования установлено, что объекты на участках , 2 не соответствуют требованиям, установленным правилами землепользования и застройки (части территории) г.о.Мытищи Московской области, утвержденными постановлением администрации г.о.Мытищи Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отступов от границ земельных участков и максимального коэффициента застройки. Предположительно, параметры объектов не соответствуют параметрам объектов индивидуального жилищного строительства, так как строительные конструкции объектов позволяют осуществить разделение на структурно обособленные группы жилых и вспомогательных помещений, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых нужд, связанных с их проживанием в таких обособленных группах помещений общего пользования, то есть имеются признаки многоквартирного дома или гостиницы.

Кроме того, выявлены нарушения в части выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

- ширина лестничных площадок менее ширины марша;

- в наружных стенах лестничных клеток устройства для открывания окон расположены выше 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа;

- высота междуэтажного пояса по вертикали выполнена высотой менее 1,2м;

- перед эвакуационными выходами не выполнены горизонтальные входные площадки;

- на путях эвакуации в лестничной клетке ступени имеют различную высоту и ширину в пределах марша лестницы и лестничной клетки;

- зазоры маршами лестниц составляют 50мм, вместо 75мм;

- здания не обеспечены источником наружного противопожарного водоснабжения, используемого для целей пожаротушения;

- не соблюдены противопожарные расстояния между зданиями на двух смежных земельных участках.

В материалах дела имеется нотариально заверенное заявление собственника соседнего жилого дома с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером ФИО19, в котором она не возражает против отсутствия необходимого противопожарного расстояния между ее домом и домами, принадлежащими на праве собственности ФИО4

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению.

Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Такое же право предоставлено собственнику земельного участка и ст. 40 ЗК РФ.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство (реконструкция) объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором планируется строительство, и представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных поименованным кодексом.

Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Отклонение от соблюдения установленных параметров в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ возможно только при получении соответствующего разрешения.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Решение о сносе самовольной постройки либо о ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

В соответствии с пунктом 23 Постановления Верховного суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.12.2023 №44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» разъяснено, что возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой (часть 13 статьи 51.1 ГрК РФ, часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Судам следует учитывать, что до 1 марта 2031 года возведение (создание) таких объектов на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, без соблюдения порядка, предусмотренного статьей 51.1 ГрК РФ, и регистрация на них права собственности на основании только технического плана, подготовленного на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка, и правоустанавливающего документа на земельный участок являются законными действиями застройщика (часть 11 статьи 24, часть 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если строительство такого объекта осуществляется с соблюдением установленных норм и правил. Снос самовольной постройки допускается только в случае не соответствия установленным требованиям о получении градостроительных согласований и разрешений, действующих как на дату начала возведения или создания самовольной постройки, так и на дату выявления самовольной постройки.

Судом установлено, что кадастровый учет спорных строений и последующая регистрация права собственности за ФИО4 осуществлены на основании деклараций об объектах недвижимости и технических планов, что, с учетом категории и вида разрешенного использования земельного участка, действующему законодательству не противоречит.

В целях выяснения вопроса о соответствии возведенных ответчиком строений параметрам строительства, требованиям градостроительных и строительных норм и правил, правил землепользования и застройки, а также предоставленным на регистрацию планам зданий, по ходатайству представителя истца судом была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУ МО «ФИО3 областное бюро технической инвентаризации».

В заключении экспертом определены технические характеристики строений.

Объект жилой дом, назначение жилое (по факту регистрации) к кадастровым номером , площадью 1129,3 кв.м., материал стен – монолитные железобетонные с монолитными перекрытиями, 3 надземных этажа, высота объекта 16,5 м., подключен к электроснабжению, отступы от границ участка 1,8-2,5 м.

Объект жилой дом, назначение жилое (по факту регистрации) к кадастровым номером , площадью 947,1 кв.м., материал стен – монолитные железобетонные с монолитными перекрытиями, 3 надземных этажа, высота объекта 16,5 м., подключен к электроснабжению, отступы от границ участка 2,1-2,3 м.

Объект жилой дом, назначение жилое (по факту регистрации) к кадастровым номером , площадью 1001,7 кв.м., материал стен – монолитные железобетонные с монолитными перекрытиями, 3 надземных этажа, высота объекта 16,5 м., подключен к электроснабжению, отступы от границ участка 1,7-2,0 м.

Вышеперечисленные объекты являются объектами капитального строительства, относятся к классу зданий, соответствуют градостроительным регламентам в части вида разрешенного использования, этажности, высоты зданий в приаэродромной территории, в части процента застройки для земельных участков.

Соответствуют строительным нормам в части прочности и деформативности конструкций, габаритов и высоты помещений. Выявленные дефекты в конструкциях не являются критическим и являются устранимыми в процессе завершения строительства; противопожарным в части обеспечения требуемых параметров путей эвакуации и эвакуационных выходов, а также в части обеспечения подъезда пожарной техники; санитарно-эпидемиологическим и экологическим в части расположения объектов вне пределов охраняемых природных территорий, источников питьевого водоснабжения.

Экспертом выявлено несоответствие строений:

- градостроительным регламентам в части отступов каждого из объектов от границ соответствующего земельного участка (менее 3,0 м). Несоответствие нормативным отступам обусловлено наличием у объектов исследования выступающих частей: балконов и эркеров;

- в части превышения процента застройки к=43% земельного участка с кадастровым номером объектом с кадастровым номером ;

- строительным нормам в части отсутствия планировки помещений, необходимых инженерных коммуникаций, лестничных площадок на 1-х этажах объектов и , отсутствия кровли на объекте , наличия строительных дефектов, требующих устранения в процессе завершения строительства;

- противопожарным в части отсутствия необходимых противопожарных расстояний между объектами. Несоответствие нормативным расстояниям обусловлено наличием у объектов исследования выступающих частей: балконов и эркеров;

- санитарно-эпидемиологическим в части отсутствия инженерных систем, необходимых для поддержания требуемого температурно-влажностного режима и обеспечения нужд, связанных с проживанием.

Угроза жизни и здоровью граждан создается с точки зрения пожарной безопасности, т.к. при возведении спорных объектов не соблюдены требования пожарной безопасности «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» №123’ФЗ в части обеспечения противопожарных расстояний.

Права третьих лиц не нарушаются, так как исследуемые здания полностью расположены в границах земельных участков, параметры застройки земельных участков по коэффициенту застройки и по высоте не превышают предельных значений, противопожарные расстояния со строениями соседних землепользователей соблюдены, фактическое использование на момент обследования – объекты незавершенного строительства.

По результатам исследования эксперт пришел к выводу, что строения в дальнейшем могут использоваться в качестве индивидуальных жилых домов, гостевых домов, гостиниц. Характер дальнейшего использования исследуемых объектов зависит от планировки, которая будет выполнена на момент завершения строительства.

Для устранения несоответствий, являющихся нарушениями градостроительных и противопожарных требований, влияющих на законность и безопасность размещения и эксплуатации объектов, экспертом разработан вариант устранения несоответствий.

Так, для устранения несоответствий жилого дома с кадастровым номером требуется демонтировать эркер, размерами 10,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажей на главном (южном) фасаде здания; демонтировать эркер, размерами 10,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на заднем (северном) фасаде здания; демонтировать часть открытого балкона, размерами 3,2 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на восточном фасаде здания; демонтировать и переоборудовать первый марш лестницы на 1-м этаже с устройством площадки.

Для устранения несоответствий жилого дома с кадастровым номером требуется демонтировать открытые балконы, размерами 15,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-гоэтажа на южном фасаде здания;

Для устранения несоответствий жилого дома с кадастровым номером требуется демонтировать эркер, размерами 10,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на главном (южном) фасаде здания; демонтировать эркер, размерами 10,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на заднем (северном) фасаде здания; демонтировать открытые балконы, размерами 14,5x1,2м в уровне 2-го и 3-го этажа на восточном фасаде здания; демонтировать открытые балконы, размерами 14,5 х 1.2 м на уровне 2-го и 3-го этажа на западном фасаде здания; демонтировать и переоборудовать первый марш лестницы на 1-м этаже с устройством площадки.

После выполнения данных мероприятий по варианту, предложенному экспертом, исследуемые объекты будут приведены в соответствие градостроительным и противопожарным нормам. Несоответствия строительным нормам и правилам, выявленным в конструкции зданий в виде дефектов являются устранимыми и должны быть ликвидированы в процессе работ по завершению строительства объектов.

По ходатайству сторон, имеющих вопросы по представленному заключению, в судебное заседание был вызван эксперт ФИО12, который заключение поддержал, дополнительно пояснив, что при исследовании не рассматривал вопросы изменения конфигурации зданий при приведении их в соответствие с параметрами строительства в части минимальных отступов от границ земельного участка. Работы по демонтажу эркеров требуют разработки проекта. При демонтаже целостность объекта будет нарушена. При демонтаже требуется переопирание на внутренние пилоны, например, в лестнице. Лестница не упирается во внешнюю сторону эркеров, и возведение пилонов в контуре первого этажа.

Также существует способ установки противопожарной стены первого типа из бетона или кирпича без проемов, служащий препятствием распространения огня, но если ее возвести, тогда перекроется инсаляция. Имеющиеся фактические расстояния между объектами на данных участках, с учетом замеров и визуального осмотра, недостаточно пяти метров, с учетом класса конструктивной пожарной опасности необходимо минимально 10 метров. Расстояние между соседними зданиями по исследовании не учитывалось, так как они являются не жилыми.

Представитель третьего лица – Государственного строительного надзора Московской области Кавтаськина Л.Н. в письменных объяснениях указала, что предусмотренные в СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния между зданиями не подлежат сокращению, так как стены объектов, обращенные друг к другу, не являются глухими. Размещение объектов без противопожарных разрывов нарушает положения абзаца 8 п.4.13 СП 4.13130.2013, в соответствии с которым суммарная площадь застройки, включая незастроенную площадь между ними, не должна превышать значения допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека жилого здания исходя из наихудших значений степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности дома или постройки. Площадь застройки рассматриваемых жилых домов без учета расстояний между ними составляет примерно 1 134,79 кв.м., что значительно превышает установленные табл. 6.8 СП 2.12130.2020 для зданий V степени огнестойкости площади этажа в пределах пожарного отсека 500 кв.м. и 800 кв.м. (в зависимости от высоты здания). Также рассматриваемые объекты размещены с нарушением минимальных отступов от границ земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Мытищи Московской области, утвержденных Постановлением администрации городского округа Мытищи Московской области от 18.03.2021 №857. Эксперт, предлагая вариант устранения недостатков в виде демонтажа эркеров, не дал оценку конструктивной схеме здания и фактической возможности произвести демонтаж без угрозы нарушения прочности и устойчивости конструкций здания. Эркеры являются неотъемлемой частью несущего каркаса здания и могут быть демонтированы только как часть здания с разрушением общей плиты перекрытия. Полагает, что демонтаж части здания невозможен, повлечет обрушение всего объекта недвижимости и нарушит его функциональную инфраструктуру.

В связи с наличием в представленном экспертом заключении недостатков в полноте ответов на поставленные вопросы, для устранения выявленных недостатков, при отсутствии возражений сторон, судом была назначена дополнительная экспертиза.

Экспертом представлено дополнение к заключению

При дополнительном исследовании экспертом сделаны следующие выводы.

Исследуемые объекты с кадастровыми номерами являются отдельно стоящими зданиями, расположенными на отдельных земельных участках, зарегистрированы в ЕГРН индивидуальные жилые дома. На момент исследования строительные работы на объектах не завершены.

Минимальные отступы объекта с кадастровым номером от границ земельного участка составляют: по контуру стен 3,0-3,4 м., по контуру выступающих частей – 1,8-2,15 м.

По отношению к соседним строениям: до объекта жилого дома с кадастровым номером по контуру стен 6,2 м., по контуру выступающих частей 5,0 м., до объекта жилого дома с кадастровым номером контуру стен 6,0 м., по контуру выступающих частей 4,8 м., до Часовни на земельном участке с кадастровым номером по контуру стен 18,7м., по контуру выступающих частей 17,5 м. На земельных участках с кадастровыми номерами объекты отсутствуют.

Минимальные отступы объекта с кадастровым номером от границ земельного участка составляют: по контуру стен 3,2- 3,4 м., по контуру выступающих частей – 2,1-2,3 м.

По отношению к соседним строениям: до объекта жилого дома с кадастровым номером по контуру стен 6,2 м., по контуру выступающих частей 5,0 м., до Часовни на земельном участке с кадастровым номером по контуру стен 27,7м., по контуру выступающих частей 26,5 м.

Минимальные отступы объекта с кадастровым номером от границ земельного участка составляют: по контуру стен 3,0 – 3,2 м., по контуру выступающих частей – 1,7-2,0 м.

По отношению к соседним строениям: до объекта жилого дома с кадастровым номером по контуру стен 6,0 м., по контуру выступающих частей 4,8 м., до соседнего жилого дома с кадастровым номером , расположенного на земельном участке с кадастровым номером по контуру стен 9,3м., по контуру выступающих частей 8,1 м., расстояние до выступающих частей (веранды) соседнего жилого дома с кадастровым номером по контуру стен объекта 6,6 м., по контуру выступающих частей 5,6 м., расстояние до соседнего жилого дома по адресу: <адрес> по контуру стен объекта 15,5м, по контуру выступающих частей 15,0 м.

По классу функциональной пожарной опасности исследуемые объекты относятся к классу Ф1.4 Одноквартирные дома, в том числе дома блокированной застройки, по классу конструктивной пожарной опасности классу С0, степень огнестойкости II-я.

В соответствии с определёнными параметрами, экспертом определены требуемые расстояния между исследуемыми объектами и сопоставлены с данными фактических измерений.

Наименование объектов Нормативное расстояние Фактическоерасстояние Степень соответствия
Расстояние междуобъектами и ответчика 8=6,0м 6=5,0 м Не соответствует
Расстояние междуобъектами и ответчика 6=6,0 м 6=4,8 м Не соответствует
Расстояние междуобъектом ответчика и часовней на 6=17,5 м 6=10,0 М Соответствует
Расстояние    между’объектом ответчика и часовней на 6=26,5 м 6=10,0 м Соответствует
Расстояние    междуобъектом ответчика и жилым домом (КН ) на ЗУ Неустанавливается согласно и. 6.5.6 СП 2.13130.2020 6=5,6 м Соответствует
Расстояние    междуобъектом ответчика и жилым домом по адресу: <адрес> Не устанавливается согласно и. 6.5.6 СП 2.13130.2020 6=15,0 м Соответствует

Кроме того, в соответствии с п. 4.13 СП 4.13130.2013: «Возведение домов, хозяйственных построек на смежных земельных участках допускается без противопожарных разрывов по взаимному согласию собственников (домовладельцев)».

Эксперт поясняет, что исходя из требований п.5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства», а также, исходя из градостроительных регламентов, установленных для территориальной зоны «Ж_2» «Правилами землепользования и застройки г.о. Мытищи», суммарное расстояние между соседними зданиями должно составлять 6,0 м.

Фактическое расстояние между жилым домом ответчика с кадастровым номером и соседним жилым домом с кадастровым номером составляет 5,6м., (менее 6,0м), что не соответствует требованиям по обеспечению минимальных расстояний между зданиями.

Для приведения спорных объектов в соответствие требованиям нормативным требованиям, потребуется выполнить следующие мероприятия:

На объекте – жилой дом с кадастровым номером - требуется демонтировать эркер, размерами 10,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на главном (южном) фасаде здания; демонтировать эркер, размерами 10,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на заднем (северном) фасаде здания; демонтировать открытые балконы, размерами 14,5x1,2м в уровне 2-го и 3-го этажа на восточном фасаде здания; демонтировать открытые балконы, размерами 14,5 х 1.2 м на уровне 2-го и 3-го этажа на западном фасаде здания; демонтировать и переоборудовать первый марш лестницы на 1-м этаже с устройством площадки.

Эксперт пояснил, что для обеспечения прочности и устойчивости несущих конструкций, а также для обеспечения безопасной эксплуатации объекта , к данному перечню потребуется добавить следующий вид работ - устройство наружных стен в уровне 2-го и 3-го этажей на месте демонтированных конструкций эркеров, по оси стен 1-го этажа.

Объект – жилой дом с кадастровым номером - требуется демонтировать эркер, размерами 10,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажей на главном (южном) фасаде здания; демонтировать эркер, размерами 10,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на заднем (северном) фасаде здания; демонтировать часть открытого балкона, размерами 3,2 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на восточном фасаде здания; демонтировать и переоборудовать первый марш лестницы на 1-м этаже с устройством площадки.

Для обеспечения прочности и устойчивости несущих конструкций, а также для обеспечения безопасной эксплуатации объекта , к данному перечню потребуется добавить следующий вид работ - устройство наружных стен в уровне 2-го и 3-го этажей на месте демонтированных конструкций эркеров, по оси стен 1-го этажа.

Объект – жилой дом с кадастровым номером требуется демонтировать открытые балконы, размерами 15,0 х 1,2 м в уровне 2-го и 3-гоэтажа на южном фасаде здания;

После выполнения данных мероприятий по варианту, предложенному экспертом, исследуемые объекты будут приведены в соответствие градостроительным и противопожарным нормам. После производства необходимых работ, сохранение исследуемых объектов возможно, так как будет обеспечиваться их соответствие требованиям нормативных документов.

После производства работ по демонтажу частей спорных объектов - жилых домов с кадастровыми номерами , права и интересы третьих лиц не будут нарушаться, так как исследуемые объекты расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами с приведением их к нормативным показателям по отступам от границ участков и по расстоянию между соседними объектами недвижимости.

Оценив экспертное заключение и дополнение к нему по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит его соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, ФЗ от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», заключение содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, является последовательным, не допускает неоднозначного толкования ответов на поставленные перед экспертом вопросы. Кроме того, представленное дополнение к заключению сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Как указано в Обзоре судебной практики утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022 года, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности. С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом незначительным и не препятствующим возможности сохранения самовольной постройки.

Учитывая, что при проведении судебной экспертизы экспертом установлено нарушение при возведении объекта только минимальных отступов от границ земельных участков, которое не является неустранимым, не выявлено нарушений прав и законных интересов третьих лиц, возведено в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, вид разрешенного использования которых позволяет возведение объекта индивидуального жилищного строительства, суд на дату рассмотрения не находит безусловных оснований для сноса возведенных ответчиком самовольных строений, с учетом принятия в последующем истцом необходимых мер для устранения выявленных недостатков и использования спорных объектов после ввода их в эксплуатацию в соответствии с их целевым назначением – жилые дома.

Доводы истца о том, что возведенные ответчиком строения по конструктивным особенностям и планировке не соответствуют параметрам индивидуального жилого дома и могут в последующем использоваться им в иных целях в том числе в качестве гостиницы, являются преждевременными, поскольку внутренняя планировка строений не выполнена, что не позволяет сделать вывод о цели использования строения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

При этом оплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).

Исходя из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», на основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.

По смыслу статей 308.3, 330 ГК РФ, судебная неустойка направлена на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязательства под угрозой наступления неблагоприятных материальных последствий. В данном случае следует учитывать обеспечительную функцию неустойки как инструмент правового воздействия на участников гражданского оборота.

В пунктах 31, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.

Размер присуждаемой суммы определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). При этом в результате такого присуждения исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем его неисполнение.

Определяя размер присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта, суд учитывает степень затруднительности исполнения судебного акта, возможности ответчика по добровольному исполнению судебного акта, и, находя заявленный истцом размер неустойки завышенным, полагает возможным взыскать с ФИО4 в пользу администрации г.о.Мытищи Московской области неустойку в размере 500 рублей в день за каждый день просрочки исполнения решения суда, с момента истечения срока, установленного судом для его исполнения.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом результата рассмотрения дела, с ФИО4 суд взыскивает в доход бюджета г.о.Мытищи Московской области государственную пошлину в размере 900 рублей.

Руководствуясь положениями ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации г.о. Мытищи к ФИО4 о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, обязании в течение трех месяцев осуществить их снос или привести в соответствие с требованиями градостроительных норм и правил, в случае приведения в соответствие с градостроительными нормами и правилами обязать в течение десяти дней предоставить в администрацию г.о. Мытищи экспертное заключение, подтверждающее приведение объектов в соответствие с установленными требованиями, при неисполнении решения суда о сносе самовольной постройки предоставить администрации право снести самовольные постройки с отнесением расходов на ФИО4, при неисполнении решения в установленный срок взыскании с ответчика судебной неустойки в размере 3 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда, удовлетворить частично.

Признать самовольными постройками объекты капитального строительства с кадастровыми номерами , расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , по адресу: <адрес>.

Обязать ФИО4 в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с установленными требованиями градостроительных норм и правил, в том числе пожарной безопасности, самовольные постройки – объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами , по адресу: <адрес>, по варианту , предложенному в заключении судебной экспертизы.

Для приведения объекта – жилого дома с кадастровым номером в соответствие с требованиями градостроительных норм и правил обязать ФИО4 выполнить следующие мероприятия:

- демонтировать эркер, размерами 10,0*1,2 в уровне 2-го и 3-го этажа на главном (южном) фасаде здания,

- демонтировать эркер, размерами 10,0*1,2 в уровне 2-го и 3-го этажа на заднем (северном) фасаде здания,

- демонтировать часть открытого балкона, размерами 3,2*1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на восточном фасаде здания,

- демонтировать и переоборудовать первый марш лестницы на 1-м этаже с устройством площадки.

Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта обязать ФИО4 выполнить устройство наружных стен в уровне 2-го и 3-го этажей на месте демонтированных конструкций эркеров, по оси стен 1-го этажа.

Для приведения объекта – жилого дома с кадастровым номером в соответствие с требованиями градостроительных норм и правил обязать ФИО4 выполнить следующие мероприятия:

- демонтировать открытые балконы, размерами 15,0*1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на южном фасаде здания

Для приведения объекта – жилого дома с кадастровым номером в соответствие с требованиями градостроительных норм и правил обязать ФИО4 выполнить следующие мероприятия:

- демонтировать эркер, размерами 10,0*1,2 в уровне 2-го и 3-го этажа на главном (южном) фасаде здания,

- демонтировать открытый балкон размерами 10,0*1,2 в уровне 2-го и 3-го этажа на заднем (северном) фасаде здания,

- демонтировать открытые балконы, размерами 14,5*1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на восточном фасаде здания,

- демонтировать открытые балконы размерами 14,5*1,2 м в уровне 2-го и 3-го этажа на западном фасаде здания,

- демонтировать и переоборудовать первый марш лестницы на 1-м этаже с устройством площадки.

Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта обязать ФИО4 выполнить устройство наружных стен в уровне 2-го и 3-го этажей на месте демонтированных конструкций эркеров, по оси стен 1-го этажа.

Обязать ФИО4 после выполнения указанных работ по реконструкции объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами , расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , по адресу: <адрес>, предоставить в администрацию г.о. Мытищи проектную документацию, утвержденную в порядке, предусмотренном действующим законодательством, предусматривающую реконструкцию самовольных построек в целях приведения их в соответствии с установленными требованиями градостроительных норм и правил, правил землепользования и застройки территории, вида разрешенного использования земельного участка, а также заключение специалиста, и использовать спорные объекты недвижимости по их целевому назначению – жилые дома.

При неисполнении решения суда в установленный шестимесячный срок обязать ФИО4 в течение одного месяца снести самовольные постройки с кадастровыми номерами , расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , по адресу: <адрес>.

При неисполнении решения суда в части сноса самовольных построек в случае невыполнения требований о приведении их в соответствие с установленными требованиями градостроительных норм и правил, правил землепользования и застройки территории, вида разрешенного использования земельных участков, предоставить администрации городского округа Мытищи Московской области право осуществить действия по сносу самовольных построек с кадастровыми номерами , расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 50, по адресу: <адрес>, с отнесением расходов на ответчика.

При неисполнение решения суда в установленный срок взыскать с ФИО4 в пользу администрации г.о.Мытищи Московской области неустойку в размере 500 рублей в день за каждый день просрочки исполнения решения суда, с момента истечения срока, установленного судом для его исполнения.

В удовлетворении требований администрации г.о.Мытищи Московской области о взыскании неустойки в большем размере, а также о предоставлении срока для устранения выявленных нарушений три месяца со дня вступления в законную силу решения суда отказать.

Взыскать с ФИО4 в доход бюджета г.о.Мытищи Московской области государственную пошлину в размере 900 рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                    ПОДПИСЬ                Заякина А.В.

Мотивированное решение изготовлено – 31.10.2024.

Судья                    ПОДПИСЬ                Заякина А.В.

2-978/2024 (2-10170/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация городского округа МЫтищи
Ответчики
Суворов Вячеслав Александрович
Другие
Дероди Маргарита Васильевна
Андреева Елена Степановна
Ерошкина Ирина Валентиновна
Местная религиозная организация "Православный приход Донского Храма г. Мытищи Сергиево-Посадской Епархии Русской Православной Церкви"
Юренева Натаоия Георгиевна
МЧС России
Утробина Анна Владимировна
Государственный строительный надзор МО
Юсупова Лилия Ислямовна
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
mitishy.mo.sudrf.ru
26.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2023Передача материалов судье
29.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2023Подготовка дела (собеседование)
27.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.12.2023Предварительное судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
02.07.2024Производство по делу возобновлено
15.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Судебное заседание
26.09.2024Производство по делу возобновлено
27.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
31.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее