Дело № 12-42/2016
Решение
г. Звенигово 01 июня 2016 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., с участием: заявителя – лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Желонкина И.Е., заместителя прокурора <адрес> Ю.А.А., представителя ОНД и ПР Звениговского и <адрес>ов УНД и ПР Главного управления МЧС России по <адрес> Эл Е.А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – заместителя директора муниципального образовательного учреждения «<.....>» Желонкина И. Е. на постановление по делу об административном правонарушении № от <дата>,
установил:
постановлением заместителя начальника ОНД и ПР Звениговского и <адрес>ов УНД и ПР Главного управления МЧС России по <адрес> Эл О.А.А. № от <дата> должностное лицо – заместитель директора по административно-хозяйственной части муниципального образовательного учреждения «<.....>» (далее – <.....>») Желонкин И.Е. привлечен к административной ответственности по частям 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ и ему в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Желонкин И.Е. обратился с жалобой в Звениговский районный суд, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также малозначительностью совершенного деяния, обосновывая, в том числе свои доводы отсутствием в бюджете школы достаточных средств для выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности.
Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.
В судебном заседании Желонкин И.Е. доводы жалобы поддержал в полном объеме, не отрицал наличия выявленных нарушений пожарной безопасности, но просил жалобу удовлетворить, поскольку им, как должностным лицом, приняты все зависящие меры по их недопущению.
Представитель ОНД и ПР Звениговского и <адрес>ов УНД и ПР Главного управления МЧС России по <адрес> Эл Е.А.Н. с доводами жалобы не согласился, находит обжалуемое постановление законным и обоснованным, пояснил, что все отраженные в обжалуемом постановлении нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в ходе проверки, проведенной <адрес> Республики Марий Эл, и заявителем не оспаривались, объяснялись отсутствием достаточных финансовых средств для их соблюдения.
Кроме того, Е.А.Н. пояснил, что допущенные нарушения требований пожарной безопасности являются существенными, поскольку создают реальную угрозу жизни учащихся и работников учреждения, а также уничтожению, либо повреждению имущества.
Заместитель прокурора <адрес> Ю.А.А. поддержал мнение представителя ОНД и ПР Звениговского и <адрес>ов УНД и ПР Главного управления МЧС России по <адрес> Эл Е.А.Н.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные на судебную проверку материалы, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления в связи со следующим.
<адрес> Республики Марий Эл совместно с ОНД и ПР Звениговского и <адрес>ов УНД и ПР Главного управления МЧС России по <адрес> Эл в период с 15 по <дата> была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Суслонгерская СОШ», расположенном по адресу: <адрес> Эл, <адрес>.
В ходе проверки были установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, в том числе при эксплуатации помещения школы по адресу: <адрес> Эл, <адрес>:
- в нарушение п. 475 Правил противопожарного режима в РФ отсутствуют паспорта на огнетушители, установленные на объекте;
- в нарушение п. 23 «ж» Правил противопожарного режима в РФ загроможден выход из подсобного помещения кабинета №, а также эвакуационный выход №;
- в нарушение п. 43 Правил противопожарного режима в РФ не обеспечено исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы;
- в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима в РФ не обеспечено полное открывание дверей пожарных шкафов не менее чем на 90 градусов;
- в нарушение п. 26 Правил противопожарного режима в РФ приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий не очищены от мусора и посторонних предметов;
- в нарушение п. 42 «в» Правил противопожарного режима в РФ эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника: в женском туалете на втором этаже в крыле начальных классов; в общем коридоре первого этажа; в помещении хранения инвентаря на первом этаже; в спортзале; над дверным проемом при выходе из хозяйственного помещения столовой;
- в нарушение п. 70 Правил противопожарного режима в РФ в кабинете физики № отсутствует огнетушитель.
<дата> по результатам проведенной проверки в отношении должностного лица – заместителя директора по административно-хозяйственной части МОУ «Суслонгерская СОШ» Желонкина И.Е., ответственного за выполнение требований пожарной безопасности в данном образовательном учреждении, прокурором <адрес> возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанных дел об административных правонарушениях должностное лицо – заместитель директора по административно-хозяйственной части МОУ «Суслонгерская СОШ» Желонкин И.Е. <дата> привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ и ему в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3-8 настоящей статьи, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусматривает административную ответственность по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Частью 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от <дата> утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации: запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 «в»); каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер (пункт 475); запрещается загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир; (пункт 23 «Ж»); приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий должны быть очищены от мусора и посторонних предметов (пункт 26); руководитель организации обязан обеспечить исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (пункт 43); руководитель организации обязан обеспечить полное открывание дверей пожарных шкафов не менее чем на 90 градусов (пункт 57); руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя (пункт 70).
Согласно приказу о приеме на работу № заместителем директора по административно-хозяйственной части МОУ «Суслонгерская СОШ» с <дата> назначен Желонкин И.Е.
Из должностной инструкции заместителя директора по административно-хозяйственной части МОУ «Суслонгерская СОШ» следует, что в его должностные обязанности входит организация административно-хозяйственной деятельности учреждения, в том числе: организация соблюдения требований пожарной безопасности зданий и сооружений; контроль за исправностью средств пожаротушения, составление нормативной документации по противопожарной безопасности, обеспечение учета, хранение противопожарного инвентаря; контроль за содержанием в безопасном состоянии и в надлежащем порядке подвальных, чердачных, хозяйственных, подсобных, технических помещений учреждения, обеспечение условий их безопасного содержания.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, выводы административного органа о нарушении заместителем директора по административно-хозяйственной части МОУ «Суслонгеркая СОШ» Желонкиным И.Е. приведенных выше требований пожарной безопасности являются законными и обоснованными, поскольку он, как должностное лицо – заместитель директора по административно-хозяйственной части был обязан обеспечить их неукоснительное соблюдение, поэтому действия заявителя верно квалифицированы по ч.ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Установленные надзорным органом обстоятельства административных правонарушений полностью подтверждаются:
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <дата>, проведенного сотрудниками прокуратуры <адрес> с участием представителя ОНД и ПР Звениговского и <адрес>ов УНД и ПР Главного управления МЧС России по <адрес>, директора Ж.С.Е., заместителя директора по административно-хозяйственной части Желонкина И.Е., в ходе которого были выявлены указанные выше нарушения требований пожарной безопасности;
- письменным объяснением Желонкина И.Е. от <дата>, в котором он согласился с наличием выявленных при проверке нарушений требований пожарной безопасности;
- постановлениями прокурора от <дата> о возбуждении в отношении Желонкина И.Е. дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ;
- должностной инструкцией заместителя директора по административно-хозяйственной части МОУ «<.....>»;
- приказом № от <дата> о назначении Желонкина И.Е. на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части МОУ «<.....>».
Данные доказательства административным органом были оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ и им дана верная оценка.
Вопреки доводам жалобы процессуальных нарушений закона, в том числе при проведении прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Суслонгерская СОШ», не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дел об административных правонарушениях и принять правильное решение, должностными лицами не допущено.
Проверка деятельности юридического лица проведена в полном соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> № «О прокуратуре Российской Федерации», в пределах предоставленных прокурору полномочий по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а производство по делу об административном правонарушении – в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждения заявителя о допущенных нарушениях при составлении протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <дата>, не соответствуют материалам дела об административных правонарушениях, объективно опровергаются подписями участвующих в осмотре лиц с отметками об отсутствии замечаний на содержание протокола, в том числе подписями Желонкина И.Е. об этом, кроме того наличие в действительности на момент проверки указанных выше нарушений требований пожарной безопасности заявителем как не оспаривалось ранее, так не оспаривается при рассмотрении жалобы.
Доводы Желонкина И.Е. об отсутствии в его действиях вмененных ему составов административных правонарушений в связи с отсутствием достаточных средств, являются необоснованными, противоречат действующему законодательству, не освобождают ответственное должностное лицо в полной мере обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований, как и принятия всех зависящих от должностного лица мер по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Недостаточное финансирование таким обстоятельством не является и, исходя из характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых не требовало каких-либо значительных материальных затрат, не может служить основанием для вывода об отсутствии в действиях заявителя составов административных правонарушений.
Кроме того, как следует из материалов административного дела, препятствий для обеспечения финансирования поставленных перед руководством школы задач не имелось, поскольку оно могло быть достигнуто своевременно с учетом грамотного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативно-правовыми актами задач и обязанностей в области обеспечения пожарной безопасности.
Доводы Желонкина И.Е. о незаконном привлечении его к административной ответственности по частям 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ совместно с привлечением к административной ответственности за эти же правонарушения директора школы Ж.С.Е., основаны на неверном толковании норм права, поскольку, как было указано выше, административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут как руководители организаций, так и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ, ст. 2.4 КоАП РФ).
Иные доводы жалобы не опровергают выводов административного органа, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
Наказание Желонкину И.Е. назначено с соблюдением требований ст.ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ, является минимальным.
Доводы Желонкина И.Е. о малозначительности административных правонарушений не соответствуют фактическим обстоятельствам их совершения.
Так, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако данное решение является правом, а не обязанностью лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 21 Постановления от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание изложенное, учитывая высокую степень общественной опасности совершенных деяний, оснований для признания правонарушений малозначительными не имеется, поскольку соблюдение требований пожарной безопасности направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, а нарушение указанных правил свидетельствует о наличии существенной угрозы их жизни и здоровью и могут привести к тяжким последствиям.
В связи с этим постановление о назначении Желонкину И.Е. административного наказания отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя начальника ОНД и ПР Звениговского и <адрес>ов УНД и ПР Главного управления МЧС России по <адрес> Эл О.А.А. № от <дата> о назначении Желонкину И. Е. наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Желонкина И.Е. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.В. Смирнов