Дело № 33 – 611/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 20 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Лукьянченко Р.В.,
судей: Королёва Ю.А., Дорожко С.И.,
при секретаре: Носаль М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Главное управление жилищным фондом» о признании незаконными действий по начислению коммунальных платежей за содержание и текущий ремонт, возложении обязанности произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе ответчика ООО «ГУЖФ» на заочное решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 сентября 2018 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ответчика ООО «ГУЖФ» - Сеченова М.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Главное управление жилищным фондом» (далее ООО «ГУЖФ») и, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконными действия ответчика по начислению коммунальных платежей за содержание и текущий ремонт по адресу: г. Хабаровск-47, ул. Мира, дом 13 с 03.08.2015 по 30.10.2017, возложить на ответчика обязанность в трехдневный срок после вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет коммунальных платежей за содержание и текущий ремонт за указанный период.
В обоснование иска указано, что 27.07.2015 Министерством обороны РФ и ООО «ГУЖФ» заключен договор управления жилищным фондом № 2-УЖФ-ОЗ, действовавший с 03.08.2015 до 30.10.2017, в соответствии с которым ООО «ГУЖФ», через обособленное подразделение «Хабаровский», осуществляло работу по управлению 15 многоквартирными домами, являющимися федеральной собственностью, расположенными в закрытом военном городке г. Хабаровск-47 войсковой части 25625, в том числе домом № 13 по ул. Мира, состоящим на балансе войсковой части 25625. На основании обращений граждан - нанимателей жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами обособленного подразделения «Хабаровский» ООО «ГУЖФ» жилищного законодательства в вопросах обоснованности начислений жителям военного городка коммунальных платежей за ремонт и содержание жилых помещений с 03.08.2015 по 30.10.2017. В рамках надзорных мероприятий в действиях должностных лиц ОП «Хабаровский» ООО «ГУЖФ» выявлены нарушения требований законодательства РФ. Из сообщения командира войсковой части 25625 от 06.04.2018 № 2549ж, следует, что за текущие 20 месяцев действия договора ни одного вида работ по содержанию и текущему ремонту из Перечня работ по содержанию и текущему ремонту имущества жилого фонда, предусмотренных Правилами и постановлением Правительства Российской Федерации от 2013 г. № 290, постановлением Госстроя РФ от 2003 г. № 170, а также Договором, выполнено не было. Обособленное подразделение «Хабаровское» ООО «ГУЖФ» не только не управляет домами, но и не выполняет работы, на которые отдельно указывают жители (пользователи) в заявках. Невыполнение ООО «ГУЖФ» своих обязанностей по надлежащему управлению жилищным фондом закрытого административно-жилого городка № 1 (г. Хабаровск-47) массово нарушало права неопределенного круга лиц - жителей военного городка с 03.08.2015 по 30.10.2017. Поскольку доказательств фактического предоставления услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда ООО «ГУЖФ» не представлено, условия Договора в указанной части ООО «ГУЖФ» фактически не исполнялись, оснований для сбора платы за указанные услуги с нанимателей у ответчика не имеется.
Заочным решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.09.2018 исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными действия ООО «ГУЖФ» по начислению коммунальных платежей за содержание и текущий ремонт за период с 03.08.2015 по 30.10.2017 по адресу: Хабаровский район, г. Хабаровск-47, ул. Мира, дом 13; на ООО «ГУЖФ» возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет коммунальных платежей за содержание и текущий ремонт за период с 03.08.2015 по 30.10.2017 по многоквартирному дому № 13 ул. Мира в г. Хабаровск-47. С ООО «ГУЖФ» в доход муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск» взыскана государственная пошлина в размере 600 руб.
В апелляционной жалобе ООО «ГУЖФ» просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда в связи с неправильным установлением обстоятельств по делу, имеющих значение для правильного разрешения спора, и не применением норм материального права, подлежащих применению. В обоснование жалобы указано, что исковое заявление принято с нарушением и не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, так как круг лиц определен, в данном случае это собственники и наниматели, проживающие в спорном доме. При указанных обстоятельствах, прокурор не имел права на предъявление иска в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Выводы суда о том, что услуги по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного жилого дома управляющей компанией не производились несостоятельны, поскольку под понятие содержание включаются перечисленные в апелляционной жалобе работы и услуги, включенные в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в частности работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн, перекрытий, лестниц и т.д.) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов), оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, придомовой территории, для устранения аварий работы по аварийному обслуживанию, которые носят накопительный характер. Управляющая компания несет ежедневные текущие расходы по содержанию аварийно-диспетчерской службы и если аварии в какой-то период не происходит это не является основанием для перерасчета за весь прошедший период. Основанием для перерасчета либо освобождения от оплаты коммунальных услуг является только некачественное оказание услуг за конкретный период и только на основании подтверждающих документов, в том числе заявок потребителя и составленных на их основании актов. В материалах дела актов, подтверждающих предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, не представлено.
Определением от 30.01.2019 судебная коллегия на основании п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, поскольку дело судом первой инстанции рассмотрено без привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны РФ, как собственника специализированного жилищного фонда и стороны договора управления жилищным фондом, и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», как учреждения структурным подразделением которого является указанное прокурором в иске третье лицо - Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными ресурсами воинских частей и организаций ВВО, которое не обладает самостоятельными процессуальными правоспособностью и дееспособностью. В связи с чем, в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение суда подлежит безусловной отмене независимо от доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика ООО»ГУЖФ» по доверенности Сеченов М.А. исковые требования не признал, доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежаще о времени и месте его проведения, об уважительных причинах неявки не сообщили и об отложении слушания по делу не просили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу требований ст.ст.210, 309-310 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с ч. 4-5 ст. 330 ГПК РФ основанием для рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции и отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Исковые требования в интересах неопределенного круга лиц предъявлены военным прокурором 39 военной прокуратуры гарнизона к ООО «ГУЖФ» в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора управления жилищным фондом, заключенного с Минобороны России. Вместе с тем, Минобороны России, как собственник специализированного жилищного фонда и сторона договора управления к участию в деле судом первой инстанции не привлечено.
Кроме того, прокурором в исковом заявлении в качестве третьего лица указано Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными ресурсами воинских частей и организаций ВВО, судом первой инстанции статус данного управления также определен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
При этом, прокурором и судом не учтено, что Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными ресурсами воинских частей и организаций ВВО является структурным подразделением ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», не обладающим самостоятельными процессуальными правоспособностью и дееспособностью.
В соответствии со ст.ст. 36-37 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми организациями, обладающими также способностью своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность).
В силу действующего законодательства юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения сведений о его прекращении (ст.ст. 48-49 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Из искового заявления следует, что иск о признании незаконным начисления коммунальных платежей и возложении обязанности произвести перерасчет предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц. При этом, прокурор указал, что незаконными действиями ответчика нарушены права нанимателей жилых помещений, права военнослужащих и гражданского персонала, проживающих на территории войсковой части, дислоцированной в указанном населенном пункте.
Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Между тем, в силу положений ст.153 ЖК РФ, применительно к спорным правоотношениям в отношении жилищного фонда Минобороны России, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги лежит на нанимателе жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Таким образом, круг лиц, права и обязанности которых затронуты фактом начисления ответчиком платы за содержание жилого помещения (ч.1 ст. 154 ЖК РФ), определен лицами, заключившими договор найма жилых помещений в спорном многоквартирном доме, имеющем определенное количество жилых помещений (квартир).
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих нанимателям жилых помещений самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, которые они полагают нарушенными, равно как и отнесение их к категории наиболее уязвимых лиц, не способных защитить свои права, исковое заявление прокурора и материалы дела в целом не содержат.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении действиями (бездействием) ответчика прав и охраняемых законом интересов иных лиц, не обязанных в силу закона и договора вносить плату за содержание и текущий ремонт, которая начислялась в оспариваемый прокурором период времени нанимателям жилых помещений МКД № 13 по ул. Мира г.Хабаровск-47, истцом не представлено.
Положения ч.1 ст. 45 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями ст.ст. 26, 27 и 35 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан. Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных названной статьей случаях. Такое решение должно приниматься прокурором по результатам всесторонней проверки обращений гражданин.
В силу положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч.1 ст. 3 ГПК РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом, бремя доказывания нарушения прав согласно ст. 56 ГПК РФ лежит на самом истце, который при обращении в суд должен указать, какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.
Согласно ст. 162 ЖК РФ управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений.
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, производится в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно п. 101 указанных Правил - при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, содержится в разделе Х Правил.
В соответствии с п. 105 Правил - при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
В силу п. 106 Правил - сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом, потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
Согласно п. 107 Правил - в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.
Пункты 105 и 106 Правил основаны на приведенных законоположениях и являются основанием для реализации права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Они определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем, которым в соответствии с п. 2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п. 108 Правил – в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
В соответствии с п. 109 Правил - по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
В соответствии с п. 111 Правил - датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (п. 108 настоящих Правил); дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Факт нарушения качества коммунальной услуги, подтвердившийся в ходе проверки, оформляется актом в соответствии с п. п. 15, 109 Правил.
Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным, в том числе с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества (п. 112 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п.п. 6-8 данных Правил - в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений. Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
В силу п.10 указанных Правил в случае установления факта оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание жилого помещения определяется по предусмотренной Правилами формуле.
При этом, согласно пунктов 15 и 16 Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в соответствующем акте, который и является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения. Составляется данный акт в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Таким образом, в силу действующего законодательства перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги вследствие их ненадлежащего качества может быть произведен только по заявлению потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) с составлением ответственным лицом соответствующего акта на основании такого заявления. При этом, Правила не содержат запрета собственнику и нанимателю жилого помещения представлять суду любые доказательства, подтверждающие факт не предоставления услуг либо предоставления услуг ненадлежащего качества организацией, оказывающей такие услуги.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции, судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждено, что 27.07.2015 между Министерством обороны РФ (Заказчик) и ООО «Главное управление жилищным фондом» (Управляющей организацией) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, № 2-УЖФ-03, действовавший с 03.08.2015 до 30.10.2017, в соответствии с которым ООО «ГУЖФ» через обособленное подразделение «Хабаровский» в оспариваемый период времени осуществляло деятельность по управлению пятнадцатью многоквартирными домами, являющимися федеральной собственностью и расположенными в закрытом военном городке Хабаровск-47 войсковой части 25625, в том числе домом № 13 по ул. Мира Хабаровск-47. Данный дом является имуществом, состоящим на балансе войсковой части 25625.
В силу п. 2.1. договора от 27.07.2015 его целью является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами РФ, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
Согласно договора (пп. 2.1, 3.1, 3.1.3, 3.1.6-3.1.7, 4.1, 4.4) управляющая организация обязалась оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений и членам их семей, осуществлять расчеты и сбор платы, принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление жилищным фондом и коммунальные услуги, выдавать нанимателям платежные документы не позднее 25 числа оплачиваемого месяца. В случае оказания услуг ненадлежащего качества устранить все выявленные недостатки за свой счет.
В соответствии с пп. 3.1.13, 3.1.15 договора, в случае невыполнения работ или не предоставления услуг, предусмотренных договором и техническими соглашениями, уведомить заказчика (его уполномоченных представителей) в письменном виде в течение одних суток и нанимателей о причинах нарушения путем размещения соответствующей информации на информационных стендах дома в течение одних суток. Если невыполненные работы или не оказанные услуги могут быть выполнены (оказаны) позже, предоставить информацию о сроках их выполнения (оказания), а при невыполнении (неоказании) произвести перерасчет платы за текущий месяц. Недостаток и дефект оказанных услуг считается выявленным, если управляющая организация получила письменную заявку на их устранение.
В силу п. 3.1.23 договора управляющая компания обязана по требованию нанимателя производить сверку платы за содержание и ремнт жилого помещения и коммунальные услуги, выдавать документы, подтверждающие правильность начисления платы с учетом соответствия их качества обязательным требованиям, установленным законодательством РФ и договором.
В соответствии с п. 3.1.24 договора – предоставлять заказчику (его уполномоченному представителю) отчет о выполнении договора и технических соглашений за истекший календарный год в течение 1 квартала, следующего за истекшим годом действия договора и не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока его действия. В отчете указывается соответствие фактических перечня, количества и качества услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде и размеру платы, указанным в Договоре, количество предложений, заявлений и жалоб нанимателей, или иных пользователей помещений в жилищном фонде и принятых мерах по их устранению в установленные сроки.
Из материалов дела следует, что к прокурору обратились граждане, проживающие в жилых помещениях дома № 13 по ул. Мира г. Хабаровск-47 по факту неоказания услуг по содержанию и ремонту, в связи с чем, прокурором проведена проверка и подан иск в суд.
В подтверждение факта неисполнения ответчиком обязанностей по содержанию и текущему ремонту дома № 13 по ул. Мира, предусмотренных Договором от 27.07.2015, представлены: акт комиссии о нарушении условий Договора, утвержденный 02.11.2017 начальником ФКУ «Войсковая часть 25625», и заявки войсковой части 25625, поданные ответчику за весь исковой период, в которых содержится информация о невыполнении ООО «ГУЖФ» работ по содержанию и текущему ремонту дома и просьбы об их выполнении и предоставлении соответствующей информации.
Из анализа приведенных норм действующего жилищного законодательства следует, что единственным доказательством предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, которое служит основанием для осуществления исполнителем коммунальной услуги перерасчета платы, является соответствующий акт нарушения качества коммунальной услуги.
Доказательств того, что пользователи жилых помещений обращались с заявлениями, претензиями на ненадлежащее качество предоставляемых в период с 03.08.2015 по 30.10.2017 коммунальных услуг по содержанию и текущему ремонту – не представлено, как и соответствующих актов, подтверждающих неоказание или оказание данных коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Конкретные данные о не оказанных услугах или работах в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения, выставляемых потребителям за период с 03.08.2015 по 30.10.2017, периодах неоказания (оказания услуг ненадлежащего качества) и их стоимости, в материалах дела отсутствуют. Акты о выполнении работ ненадлежащего качества в установленном действующим законодательством порядке не составлялись. Данных о том, что наниматели обращались в управляющую организацию с заявлениями о составлении таких актов, также не представлено.
Ответчиком, в свою очередь, представлены: отчет о выполнении работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда, включая дом № 13 по ул. Мира Хабаровск-47, обособленного подразделения «Хабаровск» ООО «ГУЖФ» за период с 01.06.2017 по 28.09.2017, утвержденный 28.09.2017; паспорт готовности дома № 13 по ул. Мира г. Хабаровск-47 к эксплуатации в зимних условиях, подписанный членами комиссии.
Между тем, согласно перечня услуг по содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации, в состав таких услуг входит: техническое обслуживание и текущий ремонт зданий и внутридомового инженерного оборудования, работы по санитарной уборке лестничных клеток и придомовой территории, обслуживание мусоропроводов, работы по дератизации и дезинсекции, вывоз и размещение твердых бытовых и крупногабаритных отходов, обслуживание ВДГО, затраты на управление домом, общеэксплутационные расходы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что прокурором не представлено достаточных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих периоды, в течение которых работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не предоставлялись либо предоставлялись ненадлежащего качества, а также стоимости конкретных работ (услуг) не оказанных ответчиком либо оказанных с ненадлежащим качеством, в связи с чем, заявленные требования о перерасчете платежей являются заведомо неисполнимыми.
Доводы истца о том, что в оспариваемый период предусмотренные договором управления работы ответчиком не выполнялись, а услуги не оказывались вовсе, в соответствии со ст. ст. 56, 59, 60 ГПК РФ также не подтверждены относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами.
Кроме того, в соответствии с дополнительным соглашением № 16 от 19.09.2017 к указанному договору управления жилищным фондом стороны договорились с 01.10.2017 последовательно исключить из перечня объектов жилищного фонда, передаваемого в управление управляющей организации, в числе прочего и дом № 13 по ул. Мира г. Хабаровск-47.
В настоящее время управление, а также содержание и текущий ремонт указанного дома осуществляет не ООО «ГУЖФ», а ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, ответчик счета на оплату спорных услуг не выставляет и производить нанимателям перерасчет платы не уполномочен.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ГУЖФ», которые не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем, судебная коллегия не нашла предусмотренных законом оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 сентября 2018 года – отменить и принять по делу новое решение, которым:
В удовлетворении исковых требований военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Главное управление жилищным фондом» о признании незаконными действий по начислению коммунальных платежей за содержание и текущий ремонт, возложении обязанности произвести перерасчет - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: Р.В. Лукьянченко
Судьи: Ю.А. Королёв
С.И. Дорожко