УИД № 11RS0002-02-2024-000259-86
г. Сыктывкар Дело № 2-2-307/2024 (№ 33-6171/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Костенко Е.Л., Никитенковой Е.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2024 года дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Водоканал» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым
исковые требования Семенда ФИО7 к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об обязании установить тарифную ставку (оклад), произвести перерасчет заработной платы, о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда, - удовлетворены частично;
на общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН <Номер обезличен> возложена обязанность установить Семенда ФИО8 (паспорт <Номер обезличен> <Номер обезличен>) с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) в размере 29560,44 руб., произвести перерасчёт заработной платы и выплатить задолженность с <Дата обезличена> с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудовым кодексом Российской Федерации;
с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН <Номер обезличен>) в пользу Семенда ФИО9 (паспорт <Номер обезличен> <Номер обезличен>) взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей 00 копеек;
в остальной части в удовлетворении иска Семенда ФИО10 к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» отказано;
с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН <Номер обезличен>) в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» взыскана государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Заслушав доклад судьи Никитенковой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семенда А.В. обратился в суд с иском к ООО «Водоканал» о возложении обязанности с <Дата обезличена> установить тарифную ставку (оклад) в размере 29560,44 руб., произвести индексацию, перерасчет заработной платы с <Дата обезличена> с учётом индексации, проведённой предприятием в соответствующем году, выплатить задолженность по заработной плате, компенсацию за задержку заработной платы, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
В обоснование требований истец указал, что работает в должности электромонтера 5 разряда в ООО «Водоканал», дополнительным соглашением к трудовому договору от <Дата обезличена> с <Дата обезличена> ему установлен оклад в размере 22445 руб. <Дата обезличена> заключено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы». Согласно приложению <Номер обезличен> к ФОТС минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда в ООО «Водоканал» должна быть установлена в размере МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год. Локальным актом работодателя от <Дата обезличена> <Номер обезличен>т «Об утверждении тарифной сетки с <Дата обезличена>» утверждена тарифная сетка по оплате труда работников ООО «Водоканал». Поскольку в ООО «Водоканал» нет коллективного договора, работодатель обязан руководствоваться положениями ФОТС и локальным актом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>т, при применении которых тарифная ставка для работника 4 разряда с <Дата обезличена> должна составлять 29560,44 руб. (16242 руб. (МРОТ)*1,82 (тарифный коэффициент для 5 разряда)).
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ООО «Водоканал», указывая на его незаконность и необоснованность.
Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая вопрос о применении срока исковой давности в части требований об установлении тарифной ставки (оклада) за январь-март 2023 года, перерасчете заработной платы, суд первой инстанции, принимая во внимание ходатайство ответчика, с учетом положений ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что о нарушении своего права истец мог знать, получая заработную плату в установленный срок – каждого 15 числа месяца, следующего за расчётным, однако, с исковым заявлением обратился в суд <Дата обезличена>, т.е. с пропуском срока установленного законом.
Решение суда в указанной части не обжалуется и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно трудовому договору от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и приказу о приёме на работу от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-л/с с <Дата обезличена> Семенда А.В. принят на работу в ООО «Водоканал» на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда в Ремонтно-эксплуатационную энергетическую службу <Номер обезличен> с тарифной ставкой (окладом) 6633 руб., месячной премией в размере 25%.
Из приказа о постоянном переводе работника на другую работу от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-л/с следует, что с <Дата обезличена> Семенда А.В. переведен на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда в Ремонтно-эксплуатационную энергетическую службу <Номер обезличен> с тарифной ставкой (окладом) 7439 руб.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от <Дата обезличена> Семенда А.В. установлен оклад с <Дата обезличена> в размере 21174 руб.
Дополнительным соглашением от <Дата обезличена> истцу установлен оклад с <Дата обезличена> в размере 22445 руб.
Согласно приказу ООО «Водоканал» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>т «Об утверждении тарифной сетки с <Дата обезличена> утверждена схема тарифных коэффициентов на основании 18-ти разрядной тарифной сетки, для 5 разряда установлен тарифный коэффициент – 1,82.
Согласно п. 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал» с <Дата обезличена> размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности - за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения <Дата обезличена> утверждено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы», опубликованное <Дата обезличена> на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с <Дата обезличена>.
Основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
В соответствии с п. 2.3 ФОТС установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению <Номер обезличен> к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и <Дата обезличена> составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В соответствии с п. 1.8 ФОТС мотивированность отказа определяется исходя из норм Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего ФОТС. Отказ признается мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий: составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФО<Номер обезличен> - на основании порядка, утвержденного сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение <Номер обезличен> к ФОТС; поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций; направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма-предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-тидневного срока, установленного ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
ООО «Водоканал» <Дата обезличена> направил в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС, зарегистрированный в Минтруде России <Дата обезличена> под № В-76816, в котором указал, что у него отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом и направлять протокол таких консультаций вместе с отказом от присоединения к ФОТС.Согласно протоколу учредительного собрания работников ООО «Водоканал» «Об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал» от <Дата обезличена>, принято решение об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал».
Из ответа Минтруда России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/В-367 следует, что отказ ООО «Водоканал» от присоединения к ФОТС поступил в Минтруд России письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (входящий номер В-76816 от <Дата обезличена>), протокол консультаций к отказу не приложен.
Удовлетворяя заявленные требования в части оклада с <Дата обезличена>, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, несмотря на своевременное направление работодателем в Минтруд России отказа от присоединения к ФОТС, несоблюдение им требования о приложении к данному отказу протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, свидетельствует о несоблюдении работодателем порядка отказа, и как следствие, данный отказ не может быть признан таковым в контексте ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, ФОТС на 2023-2025 годы распространяется на ООО «Водоканал».
Рассчитывая размер тарифной ставки (оклада), суд исходил из положений Федерального закона от <Дата обезличена> № 522-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений», которым установлен минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с <Дата обезличена>, а также тарифного коэффициента, предусмотренного приказом ООО «Водоканал» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>т.
Установив, что заработная плата в спорный период выплачивалась в меньшем размере, суд удовлетворил требования о возложении обязанности выплачивать Семенда А.В. заработную плату в соответствии с ФОТС, установив с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) в размере 29560,44 руб., перерасчете заработной платы и выплате недоплаты, с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о несоблюдении работодателем порядка отказа от присоединения к ФОТС, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ООО «Водоканал» о том, что проведение консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации не представлялось возможным ввиду того, что на момент составления отказа ППО не представляла интересы всех или большинства работников, так как было представлено 249 заявлений об уплате членских взносов, что составляло менее 50% от фактической численности работников – 531 человек (штатная – 591), по следующим основаниям.
Положения ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации прямо предусматривают, что к мотивированному письменному отказу работодателя должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Пунктом 1.8 ФОТС предусмотрено, что мотивированность отказа определяется при единовременном соблюдении перечисленных условий, в том числе поддержании выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций.
Этим же пунктом Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что в случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент направления ООО «Водоканал» отказа от присоединения к ФОТС в Обществе была создана первичная профсоюзная организация Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал».
Соответственно, работодатель был обязан выполнить требования ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации и приложить к отказу протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, поскольку указанная норма является специальной применительно к порядку присоединения либо отказа от присоединения работодателя к отраслевому тарифному соглашению.
При этом, ни ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, ни п. 1.8 ФОТС не содержат указаний в части большинства работников – членов первичной профсоюзной организации. Юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт наличия выборной первичной профсоюзной организации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает несостоятельными доводы ООО «Водоканал» о том, что профсоюзная организация не представила достоверных доказательств о количестве членов профсоюза на <Дата обезличена>.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на ч. 1 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации не может служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
По буквальному смыслу ч. 1 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников, учитывается при принятии локального нормативного акта только в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.
Таким образом, ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации напрямую регулирует порядок принятия локального нормативного акта.
В то же время по смыслу действующего трудового законодательства локальный нормативный акт - это внутренний документ работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий права и обязанности организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Из буквального толкования ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что соглашения не относятся к трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ст. 5, ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации), однако в силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателе лежит обязанность соблюдать не только трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но также и соглашений.
В ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соглашения имеют большую юридическую силу, чем локальные нормативные акты; локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Пунктом 1.3 ФОТС предусмотрено, что настоящее соглашение это правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Таким образом, ФОТС не относится к локальному нормативному акту, который принимается работодателем в соответствии с ч. 1 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылки ответчика на положения ст. 29, ст. 31 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих перечень представителей работников в социальном партнерстве, также не являются основанием к отмене оспариваемого решения суда, поскольку материалами дела достоверно установлено, что на момент направления ООО «Водоканал» отказа от присоединения к ФОТС в обществе имелась первичная профсоюзная организация, с которой работодатель обязан был провести консультации в соответствии с ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу ст. 24 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов социального партнерства является соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы ответчика об отказе от присоединения к отраслевому тарифному соглашению не принимаются во внимание, как основание для отмены судебного акта.
Ссылка на иную судебную практику не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах, в связи с чем, является несостоятельной.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>.