Решение по делу № 33-3808/2019 от 03.10.2019

    дело № 33-3808/19                                              Судья Федулавнина Е.Ю.

Категория 132 г                           (дело №2-2322/2017)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 декабря 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи       - Радовиля В.Л.,

судей                                        - Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,

при секретаре                             - Выскребенцевой В.Ю.,

с участием

представителя истца            - Коваль К.К.,

ответчика                    - Шульги В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шульги В. А. на решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 18 декабря 2017 года,

    по гражданскому делу по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Мошниной О. А., Шульге В. А. о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,

заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к Мошниной О.А., Шульге В.А. о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок площадью 700 кв.м, расположенный в Балаклавском районе города Севастополя, <адрес>, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок, выделен в собственность ответчика Мошниной О.А. на основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок входит в состав земель лесного фонда и на момент передачи ответчику находился в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Решение об изъятии участка из земель лесного фонда не принималось, земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 декабря 2017 года исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя удовлетворены частично. Истребован из незаконного владения Шульги В.А. земельный участок площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

В апелляционной жалобе Шульга В.А. просит об отмене данного решения суда, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещен не был, поскольку судом первой инстанции не предпринимались надлежащие меры по установлению его места жительства и он был лишен права ознакомиться с исковым заявлением и предоставить на него свои возражения, в связи с чем были нарушены права Шульги В.А. на доступ к правосудию и на справедливое, объективное разбирательство дела.

Ссылается на рассмотрения дела в незаконном составе, поскольку исковое заявление было принято к производству судьей Милошенко Н.В., в последствие передано судье Федулавниной Е.Ю., при этом в материалах дела отсутствует процессуальный документ о замене одного судьи другим. В материалах дела имеются документы составленные на украинском языке и не имеющие перевода на русский язык, что является нарушением ч.1 ст.9 ГПК РФ. Полагает, что земельный участок предоставлен в собственность на законных основаниях, Шульга В.А. является добросовестным приобретателем. Указывает, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно не привлек к участию в деле специалиста по землеустройству и не обсудил вопрос о назначении по делу судебной экспертизы. В дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что имеет право на признание право собственности на спорный земельный участок без каких-либо ограничений в силу Федерального закона №280 –ФЗ от 29 июля 2017 года.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 ноября 2019 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд первой инстанции рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствии ответчика Шульги В.А., не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно материалам дела, судебные повестки о времени и месте рассмотрения дела направлялись ответчику Шульге В.А.      по адресу <адрес>; на дату вынесения решения судом ДД.ММ.ГГГГ Шульга В.А. о времени и месте рассмотрения дела не уведомлялся; согласно сведениям УМВД РФ по г.Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ Шульга В.А. зарегистрированным в г.Севастополе не значится, вместе с тем, на дату заключения договора купли-продажи и рассмотрения данного гражданского дела Шульга В.А. был зарегистрирован и проживал по адресу :<адрес>.

С учетом изложенного и на основании части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит безусловной отмене, поскольку ответчик Шульга В.А. о времени и месте рассмотрения дела не уведомлялся.

В судебное заседание явились ответчик Мошнина О.А., представители третьих лиц Главного управления природных ресурсов и экологии г.Севастополя. Управления государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили. Судебная повестка, направленная в адрес ответчика Мошниной О.А., возвращена в суд с пометкой по истечению срока хранения.

По смыслу положений ст. 3, ст. 154 ГПК РФ, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст. ст. 113-119 ГПК РФ, ст. 54 ГК РФ, суд находит поведение ответчика, выражающееся в неполучении направленных в его адрес судебных извещений, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, считает поступившие в адрес суда сведения о невручении почтовой корреспонденции с судебными извещениями, сведениями о надлежащем извещении ответчика, о времени и месте рассмотрения дела, и полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, поскольку судом были предприняты все возможные меры для извещения ответчика.

Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона 22.12.2008г. № 262-ФЗ, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Севастопольского городского суда в сети Интернет, и ответчик имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, доводы искового заявления с учетом доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство Украины, действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым.

Статьей 14 Конституции Украины установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на несколько категорий. В том числе, определена категория земель лесного фонда.

Согласно частям 1,2,4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины                     к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

В силу положений статей 56,57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Порядок использования земель лесного фонда определяется законом.

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

Как следует из пункта «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины охрана земель включает в себя, в том числе, и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.

Таким образом, законом определено, что земли лесного фонда используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.

Как установлено в статье 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.

В силу статьи 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся                    в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу статьи 13 Земельного кодекса Украины является Кабинет Министров Украины. К землям государственной собственности согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины относятся все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт «г» части 4 статьи 84 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.

Согласно части 1 статьи 57 Земельного кодекса Украины земельные участки лесохозяйственного назначения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.

Как определено в статье 27 Лесного кодекса Украины передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждено градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства - квартала индивидуальной дачной застройки членами ОК «ДТ «Сокол» в районе <адрес> Решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие членам кооператива на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков.

В соответствии с решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, принятым на основании решений Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, , ответчику Мошниной О.А. в собственность передан земельный участок площадью 700 кв.м, расположенный в Балаклавском районе города Севастополя, <адрес>, выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок.

Мошнина О.А. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение спорного земельного участка в собственность Шульги В.А.

Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с определением целевого назначения (вида разрешенного использования) - для индивидуального дачного строительства.

Согласно материалам дела, земельный участок на момент его передачи в собственность членам кооператива, в том числе и ответчику, находился в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство», в составе угодий, которые Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся -р от ДД.ММ.ГГГГ распределены Севастопольскому лесхоззагу.

Расположение земельного участка в составе лесного участка Орлиновского лесничества подтверждается государственным лесным кадастром города Севастополя 2011 года, планово-картографическими материалами 1999 и 2011 годов, заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом на земельный участок .

Земельный участок общей площадью 9 га, в состав которого входит                  и спорный, не являлся замкнутым земельным участком в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий. ОК «ДТ «Сокол» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.

С учетом изложенного, земельный участок площадью 9 га мог быть передан ОК «ДТ «Сокол» только после изъятия земельного участка у постоянного пользователя и на основании распоряжения Кабинета Министров Украины.

Согласно материалам дела, такое распоряжение не издавалось, процедура изъятия не осуществлялась.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и в силу действующего на тот момент законодательства не мог быть передан ответчику Мошниной О.А., которая впоследствии произвела его отчуждение в собственность Шульги В.А.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные апелляционной жалобе и дополнении к ней, согласно которым ответчик Шульга В.А. вправе признать право собственности на спорный земельный участок без каких-либо ограничений в силу Федерального закона №280 –ФЗ от 29 июля 2017 года, заслуживает внимания в силу следующего.

11 августа 2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".

В частности, указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:

- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Закона N 280-ФЗ) земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

При этом согласно части 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Закона N 280-ФЗ), в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.

В силу положений части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона).

Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие, в том числе по делам, которые на момент его принятия находились в производстве суда и по которым не истекли сроки на обжалование ранее принятых судебных актов.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , имеет разрешенное использование: «для индивидуального дачного строительства» (т.2, л.д.157).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, Шульга В.А. является собственником земельного участка расположенного по адресу <адрес>, площадью 700 кв.м, для индивидуального дачного строительства (т.2, л.д.160).

Как было указано выше, земельный участок входит в составе земель лесохозяйственного назначения (лесного фонда), находящегося в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании материалов лесоустройства за 1999, 2001 года.

На основании постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 34,322 тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».

Согласно сведениям ГКУ «Севастопольское лесничество» земельный участок с кадастровым (ранее присвоенный кадастровый , расположенный Российская Федерация, <адрес> входит в состав земельного участка кадастровый , квартала 16    выдела 25-27,30, 31, 32, 34, 37,38, 42, 44, 45 Орлиновского участкового лесничества.

В суде апелляционной инстанции представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя пояснил, что действие Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не распространяется на спорные правоотношения, поскольку право собственности на земельный участок истца возникло без законных оснований. Основанием к изъятию земельного участка являлось не только его расположение в границах земель лесного фонда.

Исходя из предмета и основания заявленных требований, а также учитывая, что судебной коллегией дело рассматривается по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей главы 39 ГПК РФ, судебной коллегией согласно положениям ст. ст. 327, 327.1 ГПК РФ в толковании, данном в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", было предложено сторонам представить дополнительные доказательства на предмет вхождения спорного земельного участка в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия либо иных земель, исключающие возможность применения к спорному земельному участку    Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".

Судебная коллегия в соответствии с п.2 ст.322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворила ходатайство представителя истца и приобщила к материалам дела: копию информационного ответа начальника инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на спорного земельном участке строение и ограждение отсутствует; план –схему земельного участка расположенного по адресу <адрес>, площадью 700 кв.м., согласно которой спорный земельный участок с кадастровым расположен в кадастровом квартале копию государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения города Севастополя от 2018 года на 10 листах, согласно которой под кадастровым номером «114» значится Государственный природный заказник «Ласпи», находящийся в Балаклавском районе г.Севастополя, созданный на основании Постановления Правительства Севастополя от 08 февраля 2018 года № 66-ПП с приложениями № 1, 2, 3.

Однако указанные документы не могут служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований об истребования спорного земельного участка, поскольку спорный земельный участок с кадастровым зарегистрированный за Шульгой В.А., а также кадастровый квартал в который входит спорный земельный участок с кадастровым не включены в Перечень земельных участков, вошедших в территорию ООПТ – государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи», созданного постановлением Правительства Севастополя от 08 февраля 2018 года № 66-ПП, сведения о спорном земельном участке и кадастровом квартале, в который входит спорный земельный участок, в названном Перечне (Приложение № 3 к Постановлению Правительства Севастополя от 08.02.2018 № 66-ПП), отсутствуют.

С учетом изложенного, доводы жалобы о том, что земельный участок с кадастровым не относится к категории земель «земли особы охраняемых природных территорий», заслуживают внимания, поскольку достоверных и допустимых доказательств вхождения в состав заповедника земельного участка – квартала с кадастровым , в который в свою очередь входит земельный участок ответчика Шульги В.А. с кадастровым , суду не представлено.

Кроме того, судебной коллегией принято во внимание, что согласно общедоступных сведений Публичных данных из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью 700 кв.м, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым имеет разрешенный вид использования «для дачного строительства».

Достоверных и допустимых доказательств вхождения спорного земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес> в кадастровые кварталы особо охраняемых природных территорий и перечисленные в Приложении №3 к Постановлению Правительства Севастополя от 08 февраля 2018 года № 66-ПП, с видом разрешенного использования «отдых (рекреация)» (код 5.0); «использование лесов» (код 10.0), суду апелляционной инстанции не представлено.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что не может представить доказательства вхождения спорного земельного участка в квартал с кадастровым номером 91:01:058002:1103, который в свою очередь входит в особо охраняемые природные территории.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что невозможно точно определить границы особо охраняемой природной территории заповедника «Ласпи», так как суду апелляционной инстанции не представлены карта (план) особо охраняемой природной территории государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи»; план границ землеустройства, обзорная схема границ ООПТ, ходатайств о проведении землеустроительных и иных экспертиз суду первой и апелляционной инстанции не заявлено, а следовательно, невозможно утверждать, что спорный земельный участок полностью либо частично соотносится с защитными лесами входящими в состав ООПТ; кроме того, возникшее правоотношение регулируется частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель"; и совокупность всех необходимых условий, предусмотренных данной нормой закона, для подтверждения права истца Шульги В.А. на земельный участок судом установлена, оснований для удовлетворения исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям, не имеется.

Судебной коллегией принято во внимание, что Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель", является нормативным актом прямого действия и применяется непосредственно на всей территории Российской Федерации и не содержит каких-либо положений, разрешающий субъектам Российской Федерации использование более широких льгот, которые установлены федеральным законом.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 г. N 1793-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С. на нарушение его конституционных прав статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены, и граждане вправе в течение одного года с момента вступления данного Федерального закона в силу обратиться в суд с требованием о признании права собственности на спорные земельные участки. Имеющиеся в настоящее время средства защиты позволяют им поставить в суде общей юрисдикции вопрос о восстановлении своих прав.

При таких обстоятельствах, поскольку право собственности в ЕГРН Шульги В.А. зарегистрировано в 2015 году, т.е. до 01 января 2016 года, земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2015 году и ему присвоен кадастровый с указанием разрешенного вида использования: «для индивидуального дачного строительства», иск Департамента по имущественным и земельным отношениям поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, то судебная коллегия приходит к выводу, что положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие, в том числе по делам, которые на момент принятия Закона находились в производстве суда и по которым не истекли сроки на обжалование ранее принятых судебных актов.

Как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и, принятие Федерального закона N 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Балаклавского районного суда г.Севастополя от 18 декабря 2017 года, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Шульге В.А. об истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 700 кв.м, расположенного <адрес>, кадастровый .

Руководствуясь ст. ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 18 декабря 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявленных исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Шульге В. А. об истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 700 кв.м, расположенного <адрес>, кадастровый в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                     В.Л.Радовиль

Судьи                                 А.В.Ваулина

                                Е.В.Герасименко

33-3808/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Мошнина Ольга Андреевна
Шульга Владислав Александрович
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор)
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Герасименко Елена Викторовна
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
03.10.2019Передача дела судье
14.11.2019Судебное заседание
23.08.2020Передача дела судье
23.08.2020Судебное заседание
14.11.2019Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
14.11.2019Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2019Передано в экспедицию
05.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее