Решение по делу № 33-173/2019 от 28.11.2018

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 января 2019 года по делу N 33-17855/18

Судья: Коваленко Е.Н.

10 января 2019 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Ванюхина Н.Н.

судей: Колгановой В.М., Грымзиной Е.В.

при секретаре Лузине Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Н. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 сентября 2018 года которым:

исковые требования Ковалевой Н. В. были удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда - Квочкину Д.И., поддержавшую доводы жалобы, возражения Ковалевой Н.В. и её представителя – Герасимова В.И. на доводы жалобы,

установила:

Ковалева Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, в обоснование требований указав на то, что решением ответчика от 7 августа 2018 года ей было отказано в назначении пенсии досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия 30 лет специального стажа. При этом её периоды работы с 1 ноября 1999 года по 1 октября 2000 года, с 16 октября 2000 года по 11 ноября 2001 года, с 15 декабря 2001 года по 31 декабря 2005 года в должности медсестры детского отделения в Родильном доме № 4, с 5 октября 1987 года по 1 июня 1988 года в должности младшей медсестры гинекологического отделения МСЧ «Каустик», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 ноября 2001 года по 14 декабря 2001 года, с 15 марта 2006 года по 17 апреля 2006 года, со 2 ноября 2010 года по 6 декабря 2010 года и с 12 октября 2015 года по 9 ноября 2015 года были исключены из специального стажа.

Не включение указанных периодов в стаж истца мотивировано тем, что занимаемые ею должности не предусмотрены Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия в Российской Федерации

С решением ответчика об отказе в досрочном назначении пенсии по старости истец не согласна, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

Определением суда от 25 сентября 2018 года производство по настоящему делу в части требований о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж периода работы с 5 октября 1987 года по 1 июня 1988 года в должности младшей медсестры гинекологического отделения МСЧ «Каустик» было прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, и постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Аналогичное положение содержалось в п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Части 3 и 4 ст. 30 вышеуказанного закона, указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Судом установлено, что Ковалева Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда от 7 августа 2018 года Ковалевой Н.В. отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную пенсию. Ответчиком не засчитаны в стаж истца следующие периоды ее работы: с 1 ноября 1999 года по 1 октября 2000 года, с 16 октября 2000 года по 11 ноября 2001 года, с 15 декабря 2001 года по 31 декабря 2005 года в должности медсестры детского отделения в Родильном доме № 4, поскольку занимаемая ею должность не предусмотрена Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого назначается досрочная трудовая пенсия в Российской Федерации.

Также в специальный стаж не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 12 ноября 2001 года по 14 декабря 2001 года, с 15 марта 2006 года по 17 апреля 2006 года, со 2 ноября 2010 года по 6 декабря 2010 года и с 12 октября 2015 года по 9 ноября 2015 года.

Как следует из материалов дела, Ковалева Н.В. с 1988 года работала в должности медицинской сестры первоначально детского отделения, а с 1 февраля 2006 года переведена на должность палатной медицинской сестры отделения новорождённых ГУЗ «Родильный дом № 4», что подтверждается записями в трудовой книжке.

Согласно положению об отделении новорождённых ГУЗ «Родильный дом №4» данное отделение входит в состав акушерских физиологического и обсервационного отделений родильного дома (л.д.27).

Разрешая спор и постановляя по делу решение о включении в специальный стаж спорного периода работы, суд первой инстанции дав оценку представленным в материалы дела доказательствам: справке работодателя, положению об отделении новорождённых ГУЗ «Родильный дом №4», должностной инструкции, пришёл к выводу о том, что истец фактически работала в одной и той же должности, функциональные обязанности медицинской сестры и палатной медицинской сестры отделения новорождённых остались неизменными, профиль отделения в котором работала истец также не изменялся, в связи с чем работа истца в оспариваемый период порождает для неё такие же юридические последствия, что и работа в должности медсестры.

Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на правильном применении закона, подлежащего применению в связи с возникновением спора о праве на пенсию.

При этом, судебная коллегия исходит из следующего.

С 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, которым предусмотрена должность медицинской сестры в центральной больнице; также указанным Постановлением утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, согласно которым в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных вышеуказанным Списком, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности (п. 1); работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в выслугу на общих основаниях (п. 4).

Действующим с 1 января 2002 года Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, которыми предусмотрена должность медицинской сестры в больницах всех наименований.

Наименование учреждения «родильный дом» также предусмотрено Списками, а отделения являются структурными подразделениями родильного дома. То обстоятельство, что наименование отделения родильного дома отсутствует в Перечне не является основанием для не включения в специальный стаж спорного периода работы истца, поскольку судом установлено, что наименование отделения не изменяет специфики медицинской помощи оказываемой истцом.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения работы истца в спорный период времени в должности предусмотренной Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого назначается досрочная трудовая пенсия не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Указания в апелляционной жалобе ответчика о невозможности зачёта в специальный стаж спорного периода работы ввиду отсутствия сведений о льготном характере работы на лицевом счёте истца в системе персонифицированного учёта, убедительными к отмене решения не являются, т.к. ст.ст. 6 и 9 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предоставление необходимых сведений (в том числе, о характере работы застрахованного лица) в пенсионный орган является обязанностью страхователей (работодателей), в связи с чем неисполнение страхователями указанной обязанности само по себе, при доказанности правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, не может служить основанием для отказа в реализации права застрахованного лица на пенсионное обеспечение.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с учетом положений п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, ст. 187 ТК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что в специальный стаж Ковалевой Н.В. подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 ноября 2001 года по 14 декабря 2001 года, с 15 марта 2006 года по 17 апреля 2006 года, со 2 ноября 2010 года по 6 декабря 2010 года и с 12 октября 2015 года по 9 ноября 2015 года.

Удовлетворяя вышеуказанные исковые требования истца, суд первой инстанции правомерно сослался на то, что в периоды нахождения Ковалевой Н.В. на курсах повышения квалификации она продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности.

На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, утверждённые постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 515 о том, что курсы повышения квалификации и учебные отпуска не подлежат включению в специальный стаж, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Основываясь на изложенном, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 сентября 2018 года по гражданскому делу по иску Ковалевой Н. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости - оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

33-173/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ковалева Надежда Васильевна
Ответчики
УПФ РФ в Красноармейском районе Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Колганова Вера Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
10.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее