Дело № 3а-302/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль                                    20 сентября 2016 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Титовой Н.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Титова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – проектирование и строительство объекта общественного назначения (торгово-офисное), расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.

Административный иск обоснован следующим: Титова Н.Н. является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного после расторжения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» в размере <данные изъяты> рубля.

Титова Н.Н. произвела оценку рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равна <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Титова Н.Н. и ее представитель по доверенности Виноградова В.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержали в полном объеме.

Заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области и Администрация городского округа город Рыбинск просили рассмотреть дело без участия своих представителей, возражали против удовлетворения административного иска Титовой Н.Н. Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в отзыве на административный иск в обоснование своей позиции указал, что ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу Постановление Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п, утвердившее новую кадастровую стоимость земельного участка.

Административные ответчики ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», Управление Росреестра по Ярославской области и Правительство Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению Титовой Н.Н. не представили.

Заслушав Титову Н.Н. и ее представителя по доверенности Виноградову В.В., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Титовой Н.Н. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что Титова Н.Н. является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – проектирование и строительство объекта общественного назначения (торгово-офисное), расположенного по адресу: <адрес>. Арендодателем земельного участка является Администрация городского округа город Рыбинск.

В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктами 2.6, 2.6<1> и 2.6<2> раздела 2 настоящего Порядка.

Таким образом, правоотношения административного истца по аренде земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельные участки, в том числе ее уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.

В части 10 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Это также нашло отражение в части 3 статьи 245 КАС РФ.

Статьей 24.20 Закона установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Данный акт подлежит применению с момента вступления в законную силу – через 10 дней после его официального опубликования.

С принятием данного акта утратили силу отдельные положения Постановления Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п, в частности подразделы "Городской округ город Переславль-Залесский", "Городской округ город Рыбинск", "Городской округ город Ярославль" раздела II «Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населённых пунктов Ярославской области».

Из материалов дела видно, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.

Согласно пункту 280812 раздела I «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области» данного Постановления определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рубля.

По сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости в связи с принятием Постановления Администрации городского округа город Рыбинск «Об утверждении границ земельного участка по адресу: <адрес>» внесены изменения в сведения о земельном участке – уточнены местоположение границы земельного участка и его площадь, утверждена площадь <данные изъяты> кв. метров вместо <данные изъяты> кв. метров.

Изложенное подтверждается решением об учете изменений объекта недвижимости и актом определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу изложенного кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , оспариваемая административным истцом, определялась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в порядке определенном в Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222, с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденных Постановления Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п.

Таким образом, оспариваемая истцом кадастровая стоимость земельного участка перестала быть актуальной.

Однако с учетом указанных положений закона результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, утратившие свою актуальность с принятием Постановления Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п, подлежат применению в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с ДД.ММ.ГГГГ до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка административный истец обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, а затем в суд с настоящим административным иском.

В силу изложенного административное исковое заявление Титовой Н.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости направлено на изменение актуальной на момент обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Ссылка в административном иске на Постановление Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п обоснована.

Правовые последствия пересмотра кадастровой стоимости земельного участка административного истца подлежат применению с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Постановления Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Титова Н.Н. в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ей на праве аренды, обоснованно ссылается на Постановление Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п.

Возражения заинтересованного лица Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в силу изложенного несостоятельны.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рубля согласно положениям Методических указаний путем умножения площади указанного земельного участка на удельный показатель его кадастровой стоимости для 7 группы вида разрешенного использования (<данные изъяты> рублей), утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п.

Административным истцом представлен отчет ООО <данные изъяты> оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором определена рыночная стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование своей позиции Титова Н.Н. представила экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отчета ООО <данные изъяты> оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В данном заключении указано, что отчет оценки рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными, итоговая величина рыночной стоимости подтверждается.

С учетом выводов экспертизы отчета, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Титовой Н.Н. подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу положений части 10 статьи 24.18, статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года, части 3 статьи 245 КАС РФ в данном случае установленная рыночная стоимость подлежит применению для исчисления арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В связи с тем, что оспариваемая в данном деле кадастровая стоимость не является актуальной, не имеется оснований для возложения обязанности на уполномоченный орган по внесению данных сведений в государственный кадастр недвижимости, а также сведений о дате обращения истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Для применения правовых последствий кадастровой стоимости, пересмотренной в данном деле, значение имеет период ее действия, который подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░-░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                    ░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.

3а-302/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Титова Н.Н.
Ответчики
Правительство Ярославской области
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»
Управление Росреестра по Ярославской области
Другие
Виноградова В.В.
Суд
Ярославский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
17.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
19.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.09.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.09.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2016[Адм.] Судебное заседание
22.09.2016[Адм.] Дело оформлено
22.09.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее