Дело № 2а-1077/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2018 года Губахинский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Козель Н.Ю.,
с участием административного истца Блоцкого С.Н., его представителя адвоката Мухамадеева К.В., представителя административного ответчика Аликиной Е.В.
при секретаре судебного заседания Обуховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гремячинске административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Территориальной избирательной комиссии Гремячинского городского округа о признании достоверными и действительными 6 подписей избирателей, о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Гремячинского городского округа о признании достоверными и действительными 6 подписей избирателей, о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Гремячинской городской Думы первого созыва по одномандатному избирательному округу №. В обосновании требований приводит доводы о том, что для регистрации в качестве кандидата в депутаты им были представлены в ТИК следующие документы: заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия диплома об образовании, копия уведомления о постановке на учет физ.лица и копия свидетельства о постановке на учет физ.лица в налоговом органе. ТИК выдала ему письменное подтверждение в получении документов ДД.ММ.ГГГГ (исх.№). ДД.ММ.ГГГГ был открыт специальный счет кандидата, согласно разрешению ТИК от ДД.ММ.ГГГГ за №. Со Сбербанком был заключен Договор специального избирательного счета кандидата от ДД.ММ.ГГГГ за №, куда внесены личные денежные средства в размере 1000 руб. Приходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и справка Сбербанка от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают данные факты. ДД.ММ.ГГГГ он передал в ТИК подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на 7 листах, содержащих 14 подписей, а также протокол об итогах сбора подписей и первый финансовый отчет. Ответчиком было выдано подтверждение получения указанных документов. Согласно решению ТИК от ДД.ММ.ГГГГ за № «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов в депутаты Гремячинской городской Думы первого созыва» требуется не менее 10 подписей. Как указано в решении ТИК от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты...» рабочая группа по проверке подписных листов провела их проверку. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ 6 подписей избирателей были признаны недостоверными (недействительными).
В п. 14 ст.36 ЗПК от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах депутатов представительных органов МО в <адрес>» установлено, что в протоколе проверки подписей избирателей должно быть указано не только количество недостоверных подписей, но и основания признания их таковыми. В нарушение приведенной выше нормы <адрес> ТИК никаких оснований ни в протоколе, ни в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ не привел, как не сослался на конкретных избирателей, подписи которых были признаны недействительными.
Он прибыл на заседание ТИК вечером ДД.ММ.ГГГГ, просил предоставить сведения и фамилии избирателей, подписи которых были признаны недействительными с целью убедиться в том, что комиссия действует правомерно в части признания таковыми 6 подписей избирателей, а также просил выдать надлежаще заверенные копии подписных листов для обращения в суд по оспариванию решения ТИК. Однако получил односложный ответ: «Обжалуйте в суд, подписные листы мы представим туда». Полагает, что при таких обстоятельствах ТИК грубо нарушила его права как кандидата в депутаты.
Одним из нарушений со стороны ТИК было то, что он не был извещен о времени проведения проверки подписных листов в соответствии с требованиями п.6 ст.36 ЗПК от ДД.ММ.ГГГГ №, тем самым был лишен возможности дать пояснения по обстоятельствам дела, что привело к вынесению незаконного и необоснованного Решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.4.6 «Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидата, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления» в случае выявления рабочей группой неполноты сведений, несоблюдения требований ФЗ №, ФЗ № в части оформления документов кандидаты в депутаты незамедлительно извещаются о выявленных недостатках.
Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов позволит кандидату либо устранить незамедлительно все выявленные недостатки, либо, устранив все недостатки, представить пакет документов повторно в пределах периода выдвижения.
Данная рекомендация была проигнорирована ТИК. Полагает, для того, чтобы он не успел до ДД.ММ.ГГГГ (конец срока для предоставления документов) предоставить необходимое количество подписей избирателей для выдвижения. Вручение решения ТИК об отказе в регистрации было также назначено на вечернее время последнего дня, ДД.ММ.ГГГГ, что повлияло негативным образом на решение вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
На заседании ТИК ДД.ММ.ГГГГ он неоднократно задавал членам ТИК вопрос почему он не был извещен о недостатках в подписных листах ДД.ММ.ГГГГ, когда была закончена их проверка, т.е. незамедлительно, а не спустя несколько дней. Вразумительного ответа от членов комиссии он так и не получил. Полагает, что члены ТИК пошли на это для того, чтобы он не имел возможности участвовать в выборах ДД.ММ.ГГГГ, поскольку время, отведенное для предоставления документов, закончилось именно ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство свидетельствует о том, что территориальной избирательной комиссией были грубо нарушены его права и права избирателей, выдвинувших его в качестве кандидата в депутаты.
Согласно п.10 и п.11 ст.36 ЗПК от ДД.ММ.ГГГГ № недостоверными признаются подписи избирателей, выполненные от имени одного лица другим лицом, подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи и сведения, не соответствующие действительности.
В данной статье Закона также установлено, что копия протокола проверки подписных листов передается кандидату не позднее, чем за 2 суток до заседания комиссии. На момент вынесения решения ТИК об отказе ему в регистрации этот срок соблюден не был. Данный факт подтверждается также копией ведомости проверки подписных листов, которая была выдана ему ДД.ММ.ГГГГ Дата ознакомления с протоколом и ведомостью не имеют правового знамения, поскольку Закон требует именно передачи кандидату указанных выше документов проверки, а не ознакомления с ними. Кроме того, п. 14 ст. 36 ЗПК от 2009 г. установлено, что кандидат вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Протокол итоговый и ведомость он получил только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными им в суд копиями, заверенными секретарем ТИК. При этом указанные документы не содержали оснований (причин) признания подписей избирателей недействительными (недостоверными).
Незаконным со стороны ТИК является и то, что ему было отказано в выдаче копий заверенных надлежащим образом подписных листов, а также других документов, которые он истребовал от ответчика заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ для того, чтобы в полном объеме представить суду доказательства незаконности решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ.
О незаконности действий ТИК свидетельствует п. 13 ст. 36 ЗПК. согласно которой специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами «з», «и», «н» части 11 этой же статьи.
Так, в решении ТИК от ДД.ММ.ГГГГ указано, что он, как лицо, собиравшего подписи в поддержку кандидата, не оговорил исправление в сведениях о себе. Данный факт не соответствует действительности, поскольку в данных о нем не было допущено никаких исправлений. Запись была произведена авторучкой, заполненной гелевой пастой, которая «потекла» и оставила след на подписном листе. Однако этот след не препятствует прочтению сведений, отраженных о сборщике подписей, тем более, что этим лицом не является другое физическое лицо, а сам кандидат, о котором все необходимые сведения имеются у комиссии.
Полагает, что данное обстоятельство не может являться существенным нарушением Федерального закона и закона <адрес> о выборах, и служить основанием для отказа в регистрации кандидату в депутаты Кроме того, ЗПК от 2009 г. в п. «з» ст. 11 установлено, что если сведения о лице осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом, то такие сведения и подписи признаются недействительными. Ни одного из таких нарушений ЗПК он не допустил при сборе подписей избирателей, собственноручно заполнил подписные листы, печатные буквы и карандаш при этом не использовал. Кроме того, им соблюдены все требования, предусмотренные п.6 ст.37 ФЗ-67 от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
В отношении заключения специалиста по проверке достоверности подписных листов кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ следует отметить тот факт, что данный документ не может являться допустимым доказательством, поскольку получен с нарушением законодательства.
Так, сведения об образовании и стаже работы по проведению почерковедческих экспертиз, о месте работы эксперта не подтверждены надлежащим образом заверенными копиями документов. В заключении от ДД.ММ.ГГГГ специалистом не указаны методики и специальные технические средства, которые применял проверке подписных листов. Заключение специалиста не содержит сведений о том, что отбирались образцы почерка лиц и их подписей, на которые ссылается специалист.
Кроме того, при проверке подписных листов перед экспертом не ставились вопросы о том, является ли исправлением запись лица, собиравшего подписи в поддержку кандидата в депутаты, а также все остальные подписи избирателей, которые признаны недействительными (недостоверными) в Решении от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Постановлению ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ № о порядке проверки подписных листов подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.), в остальном - подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Ни одного из вышеприведенных критериев для самостоятельного признания данной подписи недействительной в данном случае не наблюдается. Подпись избирателя либо сведения о нем могут быть признаны проверяющими недействительными только на основании заключения эксперта. Заключение специалиста не отвечает и требованиям, предъявляемым к официальным документам. Так, на 2 листе заключения существуют большие пробелы в тексте после слова «Выводы». Слова «выполнены одним лицом» являются окончанием какой-то фразы, которая не приведена, т.е. «вырвана» из контекста. Ссылка специалиста о том, что на л.№ п/п 1,2 подписных листов, записи, выполненные от имени ФИО9 и Ю.А. выполнены одним лицом. При этом не указано кем именно из них, либо третьим лицом. Кроме того, факт того, что даты в подписных листах выполнены одним лицом не свидетельствует однозначно, что избиратель не мог выполнить запись сам и поставить подпись. Не установление этого факта в заключении специалиста вызывает сомнения в достоверности самого заключения. Тем более, что этот факт влияет на признание подписей избирателей действительными либо недействительными при учете их для регистрации кандидата в депутаты. Следует отметить и тот факт, что заключение специалиста приведено не в полном объеме, после п.2 в разделе «выводы» приведена только часть дальнейшего текста, который обрывается на словах «дата внесения». Подпись специалиста находится на значительном расстоянии от текста. Также отсутствует печать учреждения, экспертом которого является специалист. Все эти обстоятельства лишают заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ юридической силы и не должны были приняты как доказательство по делу при решении вопроса об отказе в регистрации кандидата в депутаты на заседании ТИК ДД.ММ.ГГГГ
В отношении ошибок в написании имени избирателя ФИО2. (не дописана последняя буква имени «ФИО2») и в отчестве избирателя ФИО3 (пропущены 2 буквы в его отчестве) следует отметить тот факт, что ФИО2 могла не дописать букву в своем имени в силу своего престарелого возраста (87 лет) и слабого зрения, а ФИО3- в силу своей невнимательности и торопливости при заполнении подписного листа.
О якобы допущенных указанных выше нарушениях он знает только со слов членов ТИК, копии подписных листов ему не были выданы ТИК, несмотря на его просьбы. Следует отметить, что пропуски букв допущены не в фамилиях, которые идентифицируют гражданина РФ, а только в имени и отчестве. Пропуски букв не свидетельствуют о том, что эти лица не существуют в действительности. Они зарегистрированы по указанным адресам, длительное время там проживают, собственноручно произвели записи о себе в подписных листах, указав все необходимые данные, в т.ч. паспортные. Немаловажным является и то обстоятельство, что никаких исправлений в фамилии, имени, отчестве, либо в других сведениях избирателей не допущено. Избирательное законодательство не предусматривает в качестве основания признания подписей избирателей недействительными в случае ошибок (пропуска букв) в именах и отчествах. Следовательно, у ТИК отсутствуют доказательства того, что 6 подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты являются недействительными (недостоверными).
В судебном заседании административный истец и его представитель адвокат ФИО8 требования поддержали, изложили доводы аналогичные доводам административного искового заявления.
Представитель административного ответчика с административными исковыми требованиями не согласилась, изложила доводы, указанные в письменных возражениях.
Выслушав стороны, свидетелей ФИО3, ФИО9, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории <адрес> гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>»
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>».
Согласно п. 1 ст. 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 ст. 34 данного ФЗ № 67-ФЗ установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ утверждена форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.
При этом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>» также предусмотрено, что количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (часть 2 статьи 35 Закона).; подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 7.1 и 8 (часть 3 статьи 35 Закона).
На основании пункта 3 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно пункту 6.1 и подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1); недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона (пп. «и» п. 6.4).
При этом, согласно п. 18 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии пп. «д» пунктом 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для отказа в регистрации кандидата является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичное основание предусмотрено п. «ж» ч.4 ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 3, 3.1, п.п. «е», «и» ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.
Недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует и судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссией Гремячинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Гремячинской городской Думы первого созыва.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в ТИК Гремячинского городского округа, исполняющую полномочия окружной избирательной комиссии, с заявлением о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Гремячинской городской Думы первого созыва по одномандатному избирательному округу № как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения,
Кандидат ФИО4 представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты, в том числе подписные листы в количестве 7 штук, содержащих 14 подписей избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, первый финансовый отчет.
Согласно решению территориальной избирательной комиссии Гремячинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О количестве подписей избирателей необходимом для регистрации кандидатов в депутаты Гремячинской городской Думы первого созыва» количество подписей, необходимых для регистрации составляет – 10 (десять) и проверке на подлинность подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации.
По итогам проверки подписных листов с подписями избирателей установлено, что 6 подписей из 14 признаны недостоверными (недействительными).
ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией проведена проверка представленных кандидатом подписных листов. По итогам проверки были составлены и выданы кандидату сводная ведомость проверки подписных листов и протокол об итогах их проверки.
Согласно сводной ведомости и итогового протокола проверки подписных листов, из 14 представленных (заявленных) кандидатом подписей недействительными признаны в общей сложности 6 подписей избирателей в подписных листах, по тем основаниям, что подписи в подписных листах составлены в нарушение пунктов «в», «е», «з» ч.11 ст.36, <адрес> №-ПК от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. «в» ч.11 ст.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
Согласно п. «е» ч.11 ст.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
Согласно п. «з» ч.11 ст.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными признаются подписи,….если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов …
Судом установлено, что признаны недействительными подписи № и № на л.3 Подписного листа, № л.5, № л.6, № и № л.7.
Данные выводы подтверждаются ответом миграционного пункта ОП (дислокация <адрес>) МО МВД России «Чусовской» от ДД.ММ.ГГГГ №, заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ.
В сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей имеется исправление, специально не оговоренное ( п.п. «з» ч. 11 ст. <адрес> от 09.11.2009№ – ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>»), что является основанием для признания подписей в подписном листе недействительными.
Оснований для признания 6 подписей избирателей действительными, у суда не имеется.
Подписи избирателей собраны ФИО4 с нарушением требований закона, что достоверно подтверждается материалами дела и не отрицается административным истцом, который пояснил в суде, что он не проверял правильность написания Ф.И.О. избирателей, показаниями допрошенных свидетелей, которые подтвердили факты нарушения при сборе подписей избирателей.
В соответствии с п. «ж» ч.4 ст.<адрес> №-ПК от ДД.ММ.ГГГГ при недостаточном количестве собранных подписей Территориальная избирательная комиссия Гремячинского городского округа не вправе была регистрировать кандидата, следовательно, принятие решения об отказе является обязанностью избирательной комиссии. Таким образом, оснований для признания незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Гремячинского городского округа от 02.08.2018г. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.244, ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Территориальной избирательной комиссии Гремячинского городского округа о признании достоверными и действительными 6 подписей избирателей, о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение пяти дней, начиная с 14.08.2018г.
Судья Н.Ю. Козель