Дело № 2-60/2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2017 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.
при секретаре Цурмиловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коростелева А.А. к Министерству социальной политики Калининградской области, 3-и лица Правительство Калининградской области, Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Черняховский городской округ», администрация муниципального образования «Калужское сельское поселение» о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
Коростелев А.А. обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, ссылаясь на то, что является ребенком – сиротой. Жилое помещение, в котором он имеет регистрацию, по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, на праве собственности ему никакого жилого помещения не принадлежит, в связи с чем, он, как сирота, имеет право на обеспечение жилым помещением. Указал, что обратился с заявлением в Министерство социальной политики Калининградской области и включении его в Список детей – сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, и получил ответ, что такое его заявление удовлетворено. Однако впоследствии ему ответчиком был направлен ответ иного содержания, об отказе во включении в Список. С такой позицией ответчика Коростелев А.А. не согласен. Просит обязать ответчика включить его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Коростелев А.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем имеется собственноручная подпись последнего в справочном листе материалов гражданского дела, о причинах неявки суду не сообщал, об отложении дела не просил. Ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить. Пояснил, что проживает со своей супругой в жилом помещении ее родителей, по месту регистрации не проживает.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области, 3- го лица Правительства Калининградской области Шлапакова Т.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, в их удовлетворении просила отказать, ссылаясь на то, что действующее законодательство не позволяет включить в Список детей – сирот, имеющих на праве социального найма жилые помещения, пригодные для проживания. Дополнительно указала, что при рассмотрении заявления истца о включении в Список, межведомственной комиссией было принято решение об отказе в его удовлетворении, однако при изготовлении соответствующих документов была допущена описка о включении Коростелева А.А. в Список, которая была впоследствии исправлена.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При таком положении, с учетом ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Так, в ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что Коростелев А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Решением Черняховского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ мать истца К.С.В. была лишена родительских прав в отношении сына Коростелева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановление главы Черняховского муниципального образования Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Б.Л.В. (бабушка истца) была назначена опекуном Коростелева А.А. и за последним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В связи со смертью Б.Л.В. постановлением главы муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ опека последней над несовершеннолетним была прекращена. Постановлением администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ попечителем несовершеннолетнего Коростелева А.А. была назначена Г.О.А. (тетя истца).
Коростелев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> что подтверждается представленной суду копией поквартирной карты. Кроме истца по указанному адресу зарегистрированы Д.К.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.К.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанное жилое помещение является муниципальной собственностью и на основании договора социального найма муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО «Калужское сельское поселение» и Г.О.А., К.К.А. и истцом Коростелевым А.А., предоставлено последним во владение и пользование (л.д. 15-18).
Согласно предоставленному суду акту обследования данного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Черняховский городской округ», данное жилое помещение № находиться в многоквартирном <адрес> года постройки. Площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м, само помещение представляет собой трехкомнатную квартиру. Помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, требует косметического ремонта.
ДД.ММ.ГГГГ Коростелев А.А. обратился с заявлением в Министерство социальной политики Калининградской области о его включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
По результатам рассмотрения указанного заявления межведомственной комиссией Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, предоставленном ему на основании договора социального найма (л.д.51-58).
Доводы истца о том, что первоначально его заявление ответчиком было рассмотрено положительно, безосновательны. Как установлено судом, решением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в установлении факта невозможности проживания Коростелева А.А. в предоставленном ему на основании договора социального найма вышеуказанного жилого помещения, однако при изготовлении Приказа Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № была допущена описка и ошибочно указано на включение Коростелева А.А. в Список детей – сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В последующем приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения и указано на отказ Коростелеву А.А. на включение в соответствующий Список (л.д. 51-58).
Не согласившись с такой позицией ответчика об отказе во включении в Список детей – сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, Коростелев А.А. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Меду тем оснований для удовлетворения заявленных Коростелевым А.А. исковых требований суд не усматривает.
Так, ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения;
иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В Калининградской области порядок установления факта невозможности дальнейшего проживания определен ст. 43.5 Закона Калининградской области от 03 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» и постановлением Правительства Калининградской области от 04 апреля 2013 года № 210.
Указанными нормативными актами Калининградской области установлен перечень оснований, при которых дальнейшее проживание признается невозможным:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
- не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
- бывших усыновителей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено;
- признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;
- имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- больных хроническим алкоголизмом или наркоманией;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на органы исполнительной власти субъекта РФ обязанность по обеспечению жильем только детей – сирот, не имеющих жилого помещения, пригодного для проживания.
Между тем, как бесспорно установлено судом и подтверждается предоставленным суду договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, Коростелев А.А. включен в данный договор как член семьи нанимателя, что самим истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о невозможности реализации Коростелевым А.А. своих жилищных прав в отношении принадлежащего ему на праве социального найма жилого помещения, предусмотренных приведенной выше нормой материального права, суду не представлено, как и не имеется доказательств тому, что данное жилое помещение в установленном законом порядке признано уполномоченным органом непригодным для проживания.
Напротив, по сообщению администрации муниципального образования «Черняховский городской округ, ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Коростелева А.А. комиссией был осуществлен выход по месту регистрации последнего с целью обследования помещения, по результатам которого было принято решение о соответствии помещения, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и его пригодности для проживания. Также комиссией было установлено, что в указанном жилом помещении в настоящее время никто не проживает.
Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, более учетной нормы площади жилого помещения (<данные изъяты> кв.м:4(количество зарегистрированных в жилом помещении лиц)=<данные изъяты> кв.м).
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, правовых оснований не согласиться с решением межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе Коростелеву А.А. в установлении факта невозможности проживания в предоставленном ему на основании договора социального найма жилом помещении по адресу: <адрес>, суд не усматривает.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел свое бесспорное подтверждение факт предоставления истцу жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, на основании договора социального найма, ссылки Коростелева А.А. на то, что у него не имеется на праве собственности какого – либо жилого помещения правового значения для разрешения настоящего спора по существу не имеют, так как в силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коростелева А.А. к Министерству социальной политики Калининградской области о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда изготовлено 23 января 2017 года.
Судья Ю.С. Никифорова