№12-39/2018
РЕШЕНИЕ
г.Чкаловск 04 июля 2018г.
Судья Чкаловского районного суда Нижегородской области Удалова Н.П., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СБМ-АГРО» на постановление 52 № П-04-120/18 заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл К.Е.А. от 27 марта 2018г., вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «СБМ-АГРО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть. 2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением 52 № П-04-120/18 заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл К.Е.А. от 27 марта 2018г. общество с ограниченной ответственностью «СБМ-АГРО» (далее ООО «СБМ-АГРО») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей.
В жалобе и в дополнении к ней, поданным в Чкаловский районный суд Нижегородской области, представитель ООО «СБМ-АГРО» просит состоявшееся по делу постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях ООО «СБМ-АГРО» состава административного правонарушения.
В судебное заседание представитель ООО «СБМ-АГРО» не явился, о времени и месте слушания дела извещен должным образом, что подтверждается материалами дела. Кроме того, в дополнение представлена суду финансовая документация юридического лица и дополнения к жалобе.
Заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл К.Е.А. на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте слушания извещен должным образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ООО «СБМ-АГРО», судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает негативное влияние на окружающую природную среду. Именно поэтому в силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, осуществляется на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности соответствующей деятельности, необходимости снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и необходимости оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно положениям ст. ст. 7, 12, 78 Земельного кодекса РФ - земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленными для них целевым назначением: для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве.
При этом в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений, обязанность не допускать зарастания сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена, в том числе на собственников сельскохозяйственных земель.
В силу п. п. 1, 3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Как следует из материалов дела в соответствии с приказом Управления от 28 июля 2017 года №1029-ООД сотрудниками отдела государственного земельного надзора проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению ООО «СБМ-АГРО» земельного законодательства, поводом для которой послужило письмо начальника Кузнецовского территориального отдела администрации г.о.г.Чкаловск о нарушении обществом норм землепользования. Приказ о проведении проверки получен юридическим лицом 11 августа 2017г.
В ходе проведения данной проверки 17.08.2017 года, 18.08.2017г. и 06.09.2017г. по адресу <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование - <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащем на праве собственности ООО «СБМ-АГРО», выявлено административное правонарушение, выразившееся в неисполнении ООО «СБМ-АГРО» установленных требований и обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и сорными растениями. В результате чего земельный участок на площади <данные изъяты> кв.м зарос деревьями (береза) высотой свыше 2 м и кустарниками (ива) высотой свыше 2 м.
В судебном заседании не установлено нарушений со стороны должностных лиц при проведении проверки в отношении ООО «СБМ-АГРО» как юридического лица, собственника земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Координаты и место расположения данного земельного участка были зафиксированы при проверке должностными лицами при помощи навигатора по карте Росреестра. Указанный прибор не использовался как средство измерения, им зафиксировано только фактическое положение указанного земельного участка.
В жалобе представитель юридического лица не отрицает факт, что на указанном земельном участке имеются деревья береза, кустарники.
О факте зарастания деревьями и сорными растениями свидетельствует акт проверки от 06.09.2017 №1029. При проведении проверки использовались: служебные фотоаппарат Canon Power Shot А 580 инв. № 110104001040, Garmin GPS map 62S №110104001270, рулетка измерительная металлическая Фиско № 065, о чем сделана запись в акте проверки, к акту приобщены фотографии.
У суда не имеется оснований не доверять составленным должностными лицами письменным документам, которые суд оценивает в соответствии с требованиями ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении…
В силу ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полномочия судьи при осуществлении производства по делу об административном правонарушении входит оценка всех имеющихся в деле доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе фотоматериалом, которые суд оценивает в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия общества с ограниченной ответственностью «СБМ-АГРО» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ – как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Доводы жалобы о неправильном определении обстоятельств дела, неправильной оценке и недоказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения суд не может признать обоснованными и убедительными, так как в данном случае, приведенные в материалах дела доказательства свидетельствуют о нарушении ООО «СБМ-АГРО» ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Доводы представителя юридического лица о том, что произросшие на указанном земельном участке трава и деревья являются частью мероприятий по отдыху земли для ее большего плодородия, суд считает несостоятельными, поскольку сельскохозяйственное производство на землях сельскохозяйственного назначения не включает в себя выращивание деревьев, кустарников, а также сорняков.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность: сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
ГОСТ 26640-85 установлены основные мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий, которые необходимо проводить землепользователям, в число таких мероприятий входит посев сельскохозяйственных культур и другие мероприятия.
ГОСТ 16265-89 определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.
В силу прямого указания действующего законодательства земли сельскохозяйственного назначения не могут быть использованы под сорные растения, деревья и обязанность по проведению соответствующих мероприятий по улучшению, защите земель сельскохозяйственного назначения возложена на собственников земли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. В целях настоящего Федерального закона рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признается сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Однако при рассмотрении жалобы и дополнений к ней представителем юридического лица не предоставлены доказательства, что данный земельный участок используется юридическим лицом для выращивания, производства и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Давая оценку собранным по делу доказательствам, судья приходит к выводу, что вина ООО «СБМ-АГРО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 ч.2 КоАП РФ установлена и доказана.
В силу ст.2.9 КоАП РФ и согласно разъяснений, содержащихся в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов ори применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующим и малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его Постановлении от 14 февраля 2013г. №4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
По указанным основаниям доводы представителя юридического лица об отсутствии общественно-опасных последствий не могут быть расценены в качестве основания для констатации малозначительности правонарушения и прекращения производства по делу, поскольку исключительных обстоятельств, которые могли бы характеризовать совершенное административное правонарушение, как малозначительное, из материалов дела не усматривается.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными на то должностными лицами, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Нарушений требований закона в части процедуры рассмотрения дела и принятия обжалуемого постановления не установлено. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу юридического лица не усматривается.
Нарушений конституционных и процессуальных прав в ходе административного производства и проведении плановой выездной проверки по соблюдению юридическим лицом земельного законодательства, не установлено.
Доводы представителя юридического лица о том, что следует учесть, что ООО «СБМ-АРГО» привлечено к административной ответственности за нарушения по 28 земельным участкам, при этом их следует рассматривать как 2 правонарушения, т.к. представляют собой 2 объекта, суд считает несостоятельными, поскольку суд рассматривает правонарушение в отношении одного земельного объекта и не оценивает вину юридического общества по другим объектам недвижимости.
Иные доводы жалобы не могут повлечь отмену вынесенного должностным лицом постановления о привлечении к административной ответственности ООО «СБМ-АГРО».
Вместе с тем согласно ст. 4.1 ч. 3.2 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Административное наказание в виде административного штрафа наложено должностным лицом в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
С учетом всех значимых обстоятельств, характера административного правонарушения, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица (учитывает представленную финансовую документацию), судья считает избранную в отношении заявителя меру ответственности чрезмерной. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П, судья считает возможным применить к назначенному должностным лицом административному наказанию в виде административного штрафа положения ст.4.1 КоАП РФ, снизив размер административного штрафа до 200000 (двести тысяч) рублей.
Оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ с учетом отсутствия обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, суд не находит.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ 52 № ░-04-120/18 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░.░.░. ░░ 27 ░░░░░ 2018 ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░. 8.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 200 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.