Дело № 2а-570/2019
УИД № 24RS0006-01-2019-000510-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2019 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Гусевой И.В.,
при секретаре Пестеревой А.А.,
с участием административного истца помощника Боготольского межрайонного прокурора Коняшкина А.М.,
представителя административного ответчика администрации города Боготола Кривцовой Н.О.,
заинтересованных лиц: Филиновой Е.П., Долганиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Боготола о признании незаконным постановления администрации города Боготола в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, признанного аварийным,
УСТАНОВИЛ:
Боготольский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации г. Боготола о признании незаконным постановления администрации города Боготола в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, признанного аварийным. Требования мотивированы тем, что Боготольской межрайонной прокуратурой по обращению Филиновой Е.П. проведена проверка исполнения жилищного законодательства. По результатам проверки установлено, что Филинова Е.П. проживает по адресу: <адрес>. В соответствии с заключением межведомственной комиссии № 78 от 02.12.2013 жилой дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Боготола от 31.12.2013 № 1929-п многоквартирный дом расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации г. Боготола от 15.04.2019 № 0440-п срок отселения жильцов установлен 2022 год. В 2018 году Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края проводился осмотр многоквартирного дома <адрес>, по обращению Мурзич С.Б. В ходе проведения осмотра были выявлены нарушения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 49, а именно: отсутствие отмостки здания; неисправность деревянных конструкций фасада здания; неисправность шиферной кровли (коробление, прогибы конструктивных элементов); неисправность шиферного покрытия крыши (сколы, трещины листов шифера); разрушение конструкций слуховых окон в чердачных помещениях (деформация деревянных элементов); отсутствие дверей при входе в подъезд; отсутствие подъездных козырьков; неисправность потолочных перекрытий (прогибы конструктивных элементов); неисправность стен, потолков в подъездах (разрушение, коробление); неисправность остекленения оконных блоков, неисправность электропроводки в местах общего пользования (оголение, скрутки); неисправность, частичное отсутствие деревянных полов на лестничных площадках; отсутствие мусороборочных площадок, не осуществляется вывоз твердых бытовых отходов; уличные уборные находятся в технически неисправном состоянии. Таким образом, в условиях реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, признать разумным срок отселения жильцов – 2022 год, не представляется разумным. Постановлением администрации г. Боготола от 09.07.2019 № 0822-п внесены изменения в постановление администрации г. Боготола от 31.12.2013 № 1929-п «О признании жилых домов муниципального жилищного фонда города Боготола аварийными и подлежащими сносу» в приложении к постановлению в строке 27 слова «2022» заменить словами «2021». В связи с чем, просит суд признать незаконным постановление администрации г. Боготола от 09.07.2019 № 0822-п в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в 2021 году. Обязать администрацию г. Боготола не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу изменить постановление администрации г. Боготола от 31.12.2013 № 1929-п в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в 2021 году, определив срок отселения до 31.12.2019.
Административный истец помощник Боготольского межрайонного прокурора Коняшкин А.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г. Боготола и Кривцова Н.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать. Суду пояснила, что, действительно указанный дом в 2013 году межведомственной комиссией признан аварийным и подлежащим сносу. Дом деревянный, 8 квартирный, одна квартира находится в муниципальной собственности, три квартиры находятся в собственности граждан. Фактически в доме на первом этаже проживает одна Филинова, на втором этаже все квартиры заселены, в одной из них проживает Долганина, которая в судебном порядке установила право собственности на жилое помещение. На каком основании проживают в доме другие граждане неизвестно. В соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации они должны уведомить всех граждан и предоставить им возможность самостоятельного сноса, только после этого сносить дом. Для выкупа квартир необходимо произвести оценку квартир, кроме того необходимы денежные средства, которых в бюджете муниципального образования нет. В 2019 году постановлением Правительства Красноярского края утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. Указанный дом включен в программу, планируемая окончательная дата переселения 01.09.2025, однако указанный срок будет скорректирован, поскольку исходя из визуального технического состояния, дом не пригоден для дальнейшего проживания граждан, в виду его ветхости. Предлагаемый представителем административного ответчика срок переселения 31.12.2019 г. является неразумным, поскольку для проведения мероприятий по переселению необходимо наличие в бюджете муниципального образования денежных средств, кроме того необходимо направить собственникам уведомления, провести мероприятия по переселению граждан. В настоящее время свободных жилых помещений для переселения граждан не имеется, однако имеется возможность переселить граждан в жилые помещения маневренного фонда.
Заинтересованное лицо Филинова Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что является собственником жилых помещений: квартиры № <адрес>. Дом деревянный, двухэтажный, на первом этаже проживает она одна, на втором этаже все четыре квартиры заселены. В доме проживать не возможно, в квартирах 7 и 8 провисают потолки, протекает крыша, жильцы вынуждены подставлять ванны, при этом собственными силами они латают крышу, но она все равно протекает. У нее в квартире очень холодно, в связи с чем, она вынуждена топиться круглый год. Зимой температура воздуха не поднимается выше 12 градусов, а в ночное время опускается до 5 градусов. Во время сильного ветра, она вынуждена сидеть в верхней одежде, вместе с документами, чтобы в случае обрушения дома, успеть выбежать, поскольку дом сильно шатается. Она неоднократно обращалась с заявлениями в администрацию города Боготола, Боготольскую межрайонную прокуратуру, Службу строительного надзора и жилищного контроля, по вопросу невозможности проживания в указанном доме в виду его ветхости.
Заинтересованное лицо Долганина О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что она является собственником жилого помещения квартиры <адрес>. Квартира двухкомнатная расположена на втором этаже двухэтажного деревянного дома. Потолок в кухне, коридоре и зале течет. В квартире холодно, деревянные конструкции прогнили и в стенах имеются сквозные отверстия, в кухне потолочная балка провисла и упала на печь. Топка отошла от печи, в результате чего она не имеет возможности топить печь, так как дым идет в квартиру. Когда на улице ветер весь дом приходит в движенье. В подъезде течет крыша, лестница на второй этаж прогнила, пол в подъезде прогнил.
Заинтересованное лицо ОНД и ПР по Боготольскому и Тюхтетскому районам будучи своевременно, надлежащим образом, уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Заинтересованное лицо Министерство строительства Красноярского края, будучи своевременно, надлежащим образом, уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель заинтересованного лица Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соответствием законам издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов.
Пунктом 1 статьи 39 КАС РФ прокурору представлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Объективная невозможность определить круг лиц выражается в невозможности их практической индивидуализации и привлечения в качестве стороны (участников) по делу.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Поскольку отсутствует объективная возможность определить круг лиц в качестве сторон (участников) по настоящему делу у прокурора имеются правовые основания для обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если названным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Нарушение прав неопределенного круга лиц выявлено в ходе проведения Боготольской межрайонной прокуратурой проверки 22 марта 2019 года.
В суд административный истец обратился 22 апреля 2019 года, то есть в установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из содержания правовых норм, содержащейся в ст.62, 218 КАС РФ, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.
При этом ч. 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанности по доказыванию, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, который принял оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусматривает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу положений части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако ч. 10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом, действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение. Таким образом, нуждающимся по смыслу приведенной нормы может быть не только наниматель жилого помещения, но и его собственник, что согласуется с разъяснениями Конституционного Суда РФ в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Как следует из п.2 ч.2 ст. 16 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Процедура, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что дом <адрес>, является двухэтажным, выполнен из бруса, год застройки 1967.
По заключению Межведомственной комиссии № 78 от 02.12.2013 года принято решение о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 10).
Постановлением администрации г. Боготола от 31.12.2013 № 1929-п с учетом изменений, внесенных постановлениями от 01.04.2019 № 0359-п, 15.04.2019 № 0440-п, 09.07.2019 № 0822-п, дом № <адрес>, включен в реестр многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным, установлен год отселения жильцов данного дома - 2021 год (л.д. 12-14).
Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013 - 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228-п, действовала на территории г. Боготола до 01.01.2016 г. Согласно указанной программе, переселению подлежали граждане из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу по состоянию на 1 января 2012 года и включены в данную программу переселения.
При составлении данной программы очередность расселения многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания и аварийными определялась исходя из даты издания распоряжения о признании дома аварийным, а также из технического состояния каждого из многоквартирных домов.
Согласно Своду правил проектирования и строительству СП 13-102-203 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (введено в действие Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 года № 153)ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).
Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
Из содержания заключения межведомственной комиссии следует, что техническое состояние дома <адрес> уже в 2013 году оценивалось как недопустимое, общее состояние дома (при физическом износе 67%).
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и внесен в реестр многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным, в 2013 году, то есть после 1 января 2012 года, в связи с чем в указанную программу включен не был, решения об изъятии земельного участка под указанным жилым домом не принималось.
В 2019 году постановлением Правительства Красноярского края утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. Указанный дом включен в программу, планируемая окончательная дата переселения 01.09.2025.
Постановлением администрации г. Боготола № 0822-п от 09.07.2019 «О внесении изменений в постановление администрации г. Боготола № 1929-п от 31.12.2013 «О признании жилых домов муниципального жилого фонда города Боготола аварийными и подлежащими сносу», внесены изменения в указанное постановление, в том числе установлен срок отселения жильцов многоквартирного жилого дома <адрес>, 2021 год.
Суд находит срок сноса и расселения жильцов указанного дома неразумным, в связи со следующим.
В соответствии с техническим отчетом ООО «СибПроектСтрой» от 29.11.2013 по результатам визуального обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, техническое состояние фундаментов здания жилого дома оценивается как недопустимое, техническое состояние стен здания жилого дома оценивается как недопустимое; техническое состояние перегородок здания жилого дома оценивается как ограниченно-работоспособное; техническое состояние перекрытий оценивается как аварийное; техническое состояние лестниц, крыльц, конструкций крыши, кровли, полов здания оценивается как ограниченно-работоспособное; техническое состояние оконных и дверных заполнений оценивается как ограниченно-работоспособное; техническое состояние отделки, электрических сетей и отопления здания оценивается как неудовлетворительное. Здание жилого дома не соответствует требованиям санитарно-технических, противопожарных и других действующих на территории РФ и не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию. Физический износ здания составляет более 73%, проведение реконструкции или капитального ремонта здания экономически нецелесообразно из-за значительного физического износа основных строительных конструкций здания и внутренних инженерных систем обеспечения. Эксплуатация жилого дома соответствует приблизительному сроку эксплуатации в 47 лет, что свидетельствует о приближении к исчерпанию срока службы здания равному 50 лет для 4 группы капитальности зданий.
Согласно акту осмотра объекта на месте от 14.05.2018, проведенному Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на основании обращения Мурзич С.Б., осуществлен осмотр МКД по адресу: <адрес>. В ходе проведения осмотра выявлены нарушения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а именно: отсутствует отмостка здания; неисправность деревянных конструкций фасада здания; неисправность шиферной кровли (коробление, прогибы конструктивных элементов); неисправность шиферного покрытия крыши (сколы, трещины листов шифера); разрушение конструкций слуховых окон в чердачных помещениях (деформация деревянных элементов); отсутствие дверей при входе в подъезд, отсутствие подъездных козырьков; неисправность потолочных перекрытий (прогибы конструктивных элементов); неисправность стен, потолков в подъездах (разрушение, коробление); неисправность остекленения оконных блоков, неисправность электропроводки в местах общего пользования (оголение, скрутки); неисправность, частичное отсутствие деревянных полов на лестничных площадках; отсутствуют мусоросборные площадки, не осуществляется вывоз твердых бытовых отходов; уличные уборные находятся в технически неисправном состоянии.
По итогам осмотра вышеуказанного жилого здания в Боготольскую межрайонную прокуратуру направлена информация для принятия мер прокурорского реагирования.
В администрацию г. Боготола направлена информация о принятии срочных мер по расселению граждан, проживающих в МКД.
Согласно справки ОНД и ПР по Боготольскому и Тюхтетскому районам от 29.03.2019 по выявленным нарушениям требований пожарной безопасности выявлены следующие нарушения: электросети в доме эксплуатируются в аварийном режиме работы, места соединения, разветвления жил электропроводов выполнены при помощи скруток, жилы электропроводов эксплуатируются в оголенном состоянии, в нежилых квартирах первого этажа осуществляется хранение дров.
В ответе администрации города Боготола от 09.06.2019г., № 2733 сообщается, что в связи с тем, что г. Боготол является высокодотационной территорией и собственные доходы бюджета г. Боготола составляют менее 30% бюджета, в бюджете г. Боготола недостаточно средств для выделения денежной суммы, необходимой для реализации в 2018-2019 гг. мероприятий по переселению жильцов дома <адрес> за счет средств местного бюджета. В настоящее время на территории г. Боготола программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не действует, следовательно, при проведении в 2018-2019 гг. мероприятий по переселению жильцов МКД № <адрес> права собственников жилых помещений указанного дома будут обеспечены в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, путем предоставления возмещения в виде выкупной цены.
До настоящего времени в доме по адресу: <адрес> являющимся аварийным, проживают собственники жилых помещений.
Вместе с тем, как уже указано выше, исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст.ст. 2, 32 и 87 Жилищного кодекса РФ, в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную программу по переселению граждан из ветхого жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Поскольку дальнейшая эксплуатация спорного дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации г. Боготола об установлении срока отселения жителей домов до 2021 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.
Длительный срок – 2 года до момента расселения жильцов, с учетом технического состояния дома может причинить вред и необратимые последствия для граждан.
Так, в результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить своё существование как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушению права жильцов, в том числе тех, кто имеет право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекс РФ.
При изложенных обстоятельствах, действия администрации г. Боготола об установлении сроков сноса и расселения жителей многоквартирного дома по ул. Енисейская, 140, признанного аварийным и подлежащим сносу, до 2021 являются незаконными в связи с неразумностью указанного срока.
Признавая неразумным срок сноса и расселения жильцов указанного дома до 2021, суд исходит из того, что столь длительный срок расселения дома нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, в связи с чем, нахождение в данном доме является опасным для граждан, так как создает реальную опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома, с его последующим сносом в разумный срок. При этом, решение конкретных вопросов, связанных с расселением аварийного дома и его последующим сносом, как объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, относятся к компетенции ответчика.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым сократить срок сноса и расселения дома <адрес> до 31.12.2019г.
Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, доводы представителя ответчика о том, что определение срока сноса дома и отселения физических лиц, отнесено к компетенции органа местного самоуправления, изменение срока отселения жильцов спорного дома <адрес> году невозможно, в связи с необходимостью проведения процедуры по переселению, что требует временных затрат, а так же денежных средств, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении данных требований.
В материалах дела имеются относимые, допустимые, достоверные и в своей совокупности достаточные доказательства опасности для жизни и здоровья человека проживание в многоквартирном доме № 140 по ул. Енисейской по причине его аварийности. Указанная опасность существовала еще в 2013 году, когда названный жилой дом был признан межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу, и с течением времени степень опасности только возросла.
В нарушение установленного ст. 62 КАС РФ бремени доказывания администрацией г. Боготола не представлено доказательств разумности установленного срока и как следствие законности действия в данной части, в связи с чем, заявленный административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Боготольского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Боготола о признании незаконным постановления администрации города Боготола от 31.12.2013 года в редакции постановления администрации города Боготола от 09.07.2019 № 0822-п в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в 2021 году, возложении обязанности на администрацию города Боготола не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в постановление администрации города Боготола от 31.12.2013 года № 1929-п в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в 2021 году, определив срок до 31.12.2019 года, - удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации города Боготола от 31.12.2013 года в редакции постановления администрации города Боготола от 09.07.2019 № 0822-п в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в 2021 году.
Возложить на администрацию города Боготола обязанность не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в постановление администрации города Боготола от 31.12.2013 года № 1929-п в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в 2021 году, определив срок до 31.12.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Гусева
Мотивированное решение составлено20 августа 2019 года.