Решение по делу № 2а-113/2020 от 20.11.2019

К делу а-113/ 2020

УИД 23RS0-03

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>      « 03 »    февраля 2020 года

             Лазаревский районный суд <адрес> края в составе судьи С.П. Богдановича, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного производства) административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

МРИ ФНС России по <адрес> (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате:

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), в размере 12 458,46 рублей;

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 393,43 рублей;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), в размере 4 170,30 рублей

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), в размере 2 126,91 рублей;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии, в размере 639,51 рублей,

пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), в размере 655,55 рублей;

пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), в размере 803,49 рублей.

Одновременно Инспекция просит восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО2 состоит на учете в Инспекции и являлся плательщиком страховых взносов. С ДД.ММ.ГГГГ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, налоговыми органами принимаются меры по взыскании задолженности по страховым взносам, в том числе посредством направления в суды исковых заявлений о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. ФИО2 являлся индивидуальным предпринимателем до ДД.ММ.ГГГГ и не исполнил свои обязанности по своевременной уплате страховых взносов, в связи с чем ему были начислены пени и неоднократно направлялись требования об оплате санкций, которые в добровольном порядке административным ответчиком не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей по заявлению Инспекции вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 обязательных платежей и санкций, который отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. Копия определения об отмене судебного приказа поступила в адрес административного истца ДД.ММ.ГГГГ. Инспекция пропустила установленный законом срок для обращения в суд с настоящим административным иском по причине направления в адрес ФИО2 копии административного иска и ожидания вручения отправления адресату, что является необходимым условием для предъявления в суд иска.

На основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.

Из доводов административного иска и материалов дела следует, что в период до ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. За ним числится задолженность по пеням, начисленным в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

На основании пунктов 1 и 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 той же статьи КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Исходя из ч. 7 той же статьи КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ч. 8 ст. 95 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 6 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О изложена правовая позиция о том, что право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия; вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока. Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка №<адрес> ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Инспекции о взыскании с ФИО2 обязательных платежей и санкций.

В административном иске указано, что копия определения об отмене судебного приказа поступила в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административное исковое заявление могло быть предъявлено в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом получения копии определения ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ).

Однако административное исковое заявление Инспекции подано в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока.

В обоснование заявления о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления Инспекция указывает, что направила в адрес ФИО2 административное исковое заявление с приложенными к нему документами и ожидала вручения таковых адресату с целью соблюдения предусмотренных ч. 7 ст. 125 КАС РФ требований к административным искам органов, обладающих государственными или иными публичными полномочиями, то, однако, надлежащим образом не подтверждено.

Материалы дела не позволяют установить какие-либо причины, наличие которых объективно препятствовало (затрудняло) обратиться в административным исковым заявлением в установленный законом 6-месячный срок с соблюдением всех требований процессуального закона.

Копия административного искового заявления и приложенных к нему документов направлена Инспекцией в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного пунктом 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, Инспекцией не предоставлено доказательств уважительности причин, наличие которых препятствовало административному истцу в предусмотренный законом срок обратиться в суд с административным исковым заявлением.

По смыслу положений ст. 48 НК РФ, ст. 138 КАС РФ пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени с ДД.ММ.ГГГГ (дата получения определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ об обмене судебного приказа) для оформления и предъявления в суд административного искового заявления в установленном законом порядке с соблюдением установленного для этого срока. Учитывается, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение Инспекцией установленных налоговым законодательством сроков (п. 3 ст. 48 НК РФ) является основанием для отказа в удовлетворении требований административного искового заявления.

Суд принимает во внимание, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного искового заявления Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                                                 С.П. Богданович

Копия верна:

Судья

Лазаревского районного суда <адрес>                            С.П. Богданович

2а-113/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №7 по Краснодарскому краю
Ответчики
Кузнецов Сергей Иванович
Суд
Лазаревский районный суд г. Сочи
Судья
Богданович Сергей Павлович
Дело на сайте суда
sochi-lazarevsky.krd.sudrf.ru
20.11.2019Регистрация административного искового заявления
21.11.2019Передача материалов судье
22.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2019Подготовка дела (собеседование)
20.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2019Судебное заседание
04.02.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2020Дело оформлено
03.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее