№2а-2106/2021
Строка №3.024а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Воронеж 16 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Меремьянина Р.В.,
судей Кобзевой И.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бахметьевой Н.А., Жданова В.С. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, по апелляционной жалобе представителя Бобковой Т.А. в интересах Бахметьевой Н.А. и Жданова В.С. на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 29 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., пояснения представителя административного истца Бобковой Т.А., поддержавшую доводы жалобы, представителя ДИЗО Воронежской области Шамарину А.Г., представившую возражения на жалобу, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда,
УСТАНОВИЛА:Бахметьева Н.А., Жданов В.С. обратились в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области в котором просили признать незаконным отказ, содержащийся в письме (ответе) от 30.10.2020г. № 52-17-14698з, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>С. Просили обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть заявление в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указали, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью - 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Жданову В.С. на основании договора купли-продажи от 22.07.2010 г., передаточного акта от 22.07.2010 г., принадлежит 1/8 доля в праве собственности на земельный участок (запись регистрации № сделана 04.08.2010 г.); Бахметьевой Н.А. на основании договора купли-продажи от 08.10.2018 г., передаточного акта от 08.10.2018 г. принадлежит 7/8 долей в праве собственности на земельный участок.
01.10.2020 г. истцами на основании ст. 39.29 ЗК РФ в ДИЗО Воронежской области было подано заявление о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в их собственности. Однако ответом от 30.10.2020 №з ДИЗО <адрес> отказал в утверждении представленной ими схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения в связи с нарушением пп. 11 и 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Считая оспариваемый ответ незаконным, нарушающим их права, административные истцы обратились в суд с настоящим иском.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 29 июня 2021 года Бахметьевой Н.А. и Жданову В.С. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании, назначенном на 26 октября 2021 года, был объявлен перерыв до 16 ноября 2021 года.
В судебном заседании представитель ДИЗО Воронежской области Шамарина А.Г. полагала жалобу неподлежащей удовлетворению, предоставила суду письменные возражения относительно заявленных требований, представитель административного истца Бобкова Т.А., поддержала доводы жалобы, полагала, что имеются основания к отмене принятого судом решения.
Иные лица, участвующие в деле о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. В силу требований ст.165.1 ГК РФ, ст.96, 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив в полном объеме материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда находит жалобу неподлежащими удовлетворению, а принятое судом решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Земельные отношения на территории Воронежской области, в том числе по утверждению схемы расположения земельного участка, урегулированы положениями Земельного кодека Российской Федерации, Закона Воронежской области
от 13.05.2008г. №25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
На основании п. 1.1 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
В силу пункта 4 ст. 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 ст. 11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Подготовка и утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее – Требования).
Согласно п.1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.12).
Согласно пункту 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков;
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Такими основаниями являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (1); полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (3); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (4); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (5).
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регулируется Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации». Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», который применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
По настоящему делу совокупности указанных обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела, Бахметьева Н.А., Жданов В.С. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью - 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Жданову В.С. на основании договора купли-продажи от 22.07.2010 г., передаточного акта от 22.07.2010 г., принадлежит 1/8 доля в праве собственности на земельный участок (запись регистрации № сделана 04.08.2010 г.); Бахметьевой Н.А. на основании договора купли-продажи от 08.10.2018 г., передаточного акта от 08.10.2018 г. принадлежит 7/8 долей в праве собственности на земельный участок (запись регистрации № № сделана 24.10.2018 г.), что подтверждается выпиской из ЕГРН.
01.10.2020 г. Бахметьева Н.А. и Жданов В.С. обратились в ДИЗО Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земльного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По результатам рассмотрения обращения ДИЗО <адрес> отказал Бахметьевой Н.А. и Жданову В.С. в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения, со ссылкой на п. 4 ст. 11.9, пп. 11, 12 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, ввиду несоответствия виду разрешенного использования земельного участка фактически используемому, кроме того, указал, что по информации администрации городского округа <адрес>, формируемый земельный участок частично расположен за границей красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной (письмо от ДД.ММ.ГГГГ. №з).
Согласно информации, предоставленной Управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж в письме от 08.10.2020г. № 3в-0144289, проект планировки и проект межевания на данную территорию не разрабатывался и не утверждался. Рассматриваемый земельный участок частично расположен за границами красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Красные линии были установлены в рамках полномочий управления главного архитектора, в соответствии с Положением о комитете главного архитектора департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж, утвержденным распоряжением Главы городского округа г. Воронеж от 15.08.2005 г. №537-р.
Из пояснений в суде первой инстанции специалиста, заместителя руководителя главного архитектора Агарковой Я.А., а также представленной схемы, утвержденной Управлением главного архитектора городского округа г. Воронеж в 2010 году следует, что в 2010 году Управлением главного архитектора городского округа Воронеж в установленном порядке была утверждена красная линия на отрезке от домовладения № до домовладения № по <адрес> и от домовладения №н по <адрес> до домовладения №з по <адрес> в ДИЗО Воронежской области информация о красной линии относительно испрашиваемого земельного участка №с по <адрес> учитывала поперечный профиль улицы шириной 20 метров на момент установления вышеназванных красных линий, что соответствовало действующим на тот период времени СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в соответствии с которыми было предусмотрено, что ширина улиц и дорог в красных линиях принимается для улиц и дорог местного значения 15-25 м (таблица 8)
Также установлено, что в поданном в ДИЗО Воронежской области заявлении административных истцов о перераспределении земель земельных участков (л.д. 79) был указан вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, в рамках рассмотрения данного заявления Управлением природных ресурсов Воронежской области проведена выездная проверка с фотофиксацией земельного участка, площадью 797 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которой было установлено, что в границах формируемого земельного участка расположены: нежилое строение разной этажности с пристройкой и входными группами (магазин, автомастерская), элементы благоустройства, что подтверждается актом проверки земельного участка и материалами фотофиксации.
Разрешая заявленные требования,суд первой инстанции правильно установил все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, проанализировал положения земельного законодательства применительно к возникшим правоотношениям, оспариваемый отказ административного органа в утверждении схемы расположения земельного участка, на предмет его соответствия требованиям закона, представленные сторонами по делу доказательства и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что согласно представленным в материалы дела документам, рассматриваемый земельный участок частично расположен за границами красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной, что в свою очередь является нарушением положений п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ и является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Судом были исследованы и получили надлежащую правовую оценку доводы административных истцов об отсутствии сведений о красных линиях территории в генеральном плане города, с указанием на то, что положения части 11 статьи 9 ГрК РФ и части 1 статьи 26 ГрК РФ объективно исключают возможность определения генеральным планом города детальной планировки конкретной территории и определения параметров строительства отдельных объектов.
Кроме того, следует отметить, что административные истцы не лишены возможности защитить свои права посредством оспаривания документации по планировке территории в порядке пункта 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо путем корректировки границ спорного земельного участка в целях реализации своего права на его приобретение.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции.
Решение суда по существу является правильным. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений требований ст.84 КАС РФ при оценке доказательств судом не допущено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, они были исследованы и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Другие доводы жалобы основаны на субъективном толковании обстоятельств спора, норм действующего законодательства, однако выводов суда не опровергают и отмену принятого решения не влекут.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жданова В.С., Бахметьевой Н.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: