Дело №12-294/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Армавир 17 декабря 2019 года
Судья Армавирского городского суда Краснодарского края Нечепуренко А.В.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении-главного врача ГБУЗ «Городская больница г.Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края Смирнова С.Е., действующей на основании доверенности Соиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача ГБУЗ «Городская больница г. Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края Смирнова С.Е. на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Х. от <...> <...> о назначении административного наказания в отношении главного врача ГБУЗ «Городская больница г. Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края Смирнова С.Е. по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Х. от 05 марта 2019 года <...> должностное лицо – главный врач ГБУЗ «Городская больница г.Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края Смирнов С.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, главный врач ГБУЗ «Городская больница г.Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края Смирнов С.Е. подал жалобу, в которой просит постановление <...> от 05.03.2019 отменить и производство по делу прекратить. Доводы жалобы мотивированы тем, что при проведении проверки нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части уведомления о сроке начала проведения проверки, по результатам которой составлен акт, к которому не приложены проверочные листы. Акт проверки главному врачу Смирнову С.Е. или иному уполномоченному им лицу не был вручен, а представлен специалисту в приемной ГБУЗ «Городская больница» МЗ КК. Кроме того, главный врач ГБУЗ «Городская больница г.Армавира» МЗ КК оспаривает наличие состава вменяемого административного правонарушения, указывая, что он организовал работу хозяйственной части, обеспечил работников СИЗ, назначил руководителя данного структурного подразделения, который должен был обеспечить контроль за использованием работников СИЗ, в связи с чем, отсутствует вина главного врача учреждения полностью.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 28.03.2019 постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Х. от 05.03.2019 <...> о признании главного врача ГБУЗ «Городская больница» г. Армавира Министерства здравоохранения Смирнова С.Е. виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ - отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с малозначительностью на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 23.09.2019 решение судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 28.03.2019 отменено. Дело направлено в тот же суд первой инстанции на новое рассмотрение, в ином составе.
Главный врач ГБУЗ «Городская больница г. Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края Смирнов С.Е. в судебное заседание не явился, о дне и времени извещался в установленном порядке, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя – главного врача ГБУЗ «Городская больница г.Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края, действующая на основании доверенности Соина Л.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и просила ее удовлетворить. В обоснование доводов жалобы также представила копию решения Армавирского городского суда от 08.07.2019, вступившего в законную силу, согласно которому действия Государственной инспекции труда в Краснодарском крае при проведении проверки ГБУЗ «Городская больница г. Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края на основании распоряжения от 28.01.2019 признаны незаконными.
Представитель Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседании извещен надлежащим образом.
Изучив жалобу, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, судья, будучи не связанным с доводами жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ), пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае от 28.01.2019, в рамках осуществления федерального надзора за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации, принято решение о проведении плановой, выездной проверки МБУЗ «Городская многопрофильная больница» г.Армавира.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от <...> от 19.02.2019, соответствии с которым, в том числе в п. 4 акта указано на нарушение ГБУЗ «Городская больница г.Армавира» МЗ КК ст.214 ТК РФ и п. 10, 26 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», а именно: во время работы уборщики территории Бут. и М., а также подсобный рабочий И. не пользуются выданными им СИЗ; в п.6 акта указано на нарушение ст. 225 ТК РФ и п.3.7 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» З., Кас., Н., Р., Б., Бог., Кор., Щ., А., Ш., Кон., Пуг., К., С., Пл. удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда не выдавались.
Как следует из акта проверки, указанные нарушения, допущенные главным врачом Смирновым С.Е., а также ГБУЗ «Городская больница г.Армавира» МЗ КК образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении от 27.02.2019 <...>, согласно которому должностное лицо – главный врач ГБУЗ «Городская больница г. Армавира» МЗ КК Смирнов С.Е. в нарушение ст.214 ТК РФ, п.10,26 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, во время работы уборщики территории Бут. и М., а также подсобный рабочий И. не пользуются выданными им СИЗ; в нарушение ст. 225 ТК РФ и Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» З., Кас., Н., Р., Б., Бог., Кор., Щ., А., Ш., Кон., Пуг., К., С., Пл., удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда не выдавались.
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Х. от 05.03.2019 <...>, на основании протокола об административном правонарушении от 27.02.2019 <...>, главный врач ГБУЗ «Городская больница г.Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Согласно ст.214 ТК РФ работник обязан, в том числе, соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
В соответствии с п.10 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, работник обязан правильно применять СИЗ, выданные ему в установленном порядке.
Пункт 26 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, предусматривает, что работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Пункт 3.7. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, предусмотрено, что работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации (при наличии печати), проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению № 2 к Порядку.
Часть 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и ч.3 ст.11.23 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 1 ст. 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2. КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
В соответствии с ч.3 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как установлено в судебном заседании и следует из протокола об административном правонарушении, доказательствами по данному делу, подтверждающими событие административного правонарушения, являются акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 19.02.2019 <...> и материалы дела.
Вместе с тем, согласно решению Армавирского городского суда от 08.07.2019, вступившему в законную силу 21.11.2019, действия Государственной инспекции труда в Краснодарском крае при проведении проверки ГБУЗ «Городская больница города Армавира» МЗ КК на основании распоряжения от 28.01.2019 признаны незаконными; незаконным также признано предписание от 19.02.2019 <...> государственного инспектора труда П. в адрес ГБУЗ «Городская больница города Армавира» МЗ КК. Суд обязал должностных лиц Государственной инспекции труда в Краснодарскому крае устранить нарушения прав административного истца (ГБУЗ «Городская больница г. Армавира» МЗ КК), путем совершения предусмотренных законом действий по отмене предписания от 19.02.2019 <...> государственного инспектора труда П.; суд также обязал руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае сообщить об исполнении данного решения суда в Армавирский городской суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Как следует из содержания данного решения, 29.01.2019 ГБУЗ «Городская больница г. Армавира» МЗ КК посредством электронной почты было получено уведомление о проведении плановой проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, сроком ее проведения с 01.02.2019. Вместе с тем, Государственной инспекцией труда Краснодарского края нарушен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что свидетельствует о грубых нарушениях прав ГБУЗ «Городская больница г. Армавира» МЗ КК, допущенных при осуществлении Государственной инспекцией труда Краснодарского края мероприятий при осуществлении контроля.
Таким образом, оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу, о том, что обжалуемое постановление вынесено по результатам действий Государственной инспекции труда Краснодарского края по проведению проверки, выраженных в акте проверки, которые признаны судом не законными, в связи с чем, указанный акт проверки не может быть использован в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление <...> главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Х. от 05.03.2019 по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, подлежит отмене ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7. КоАП РФ, судья
решил:
Отменить постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Х. <...> от 05.03.2019 о назначении административного наказания должностному лицу – главному врачу ГБУЗ «Городская больница г. Армавира» Министерства здравоохранения Краснодарского края Смирнову С.Е. по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного врача ГБУЗ «Городская больница <...>» Министерства здравоохранения Краснодарского края Смирнова С.Е., в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись Нечепуренко А.В. Решение не вступило в законную силу