№ 12-29/2018
РЕШЕНИЕ
15 февраля 2018 года г. Саратов
Судья Фрунзенского районного суда г. Саратова Анненкова Т.С.,
при секретаре судебного заседания Сакаевой А.С.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, -Ревзиной ФИО8.,
представителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области Матвеевой ФИО9.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Нефтемаш»-САПКОН Мигаль ФИО10. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсупова ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении АО Нефтемаш»-САПКОН о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсупова ФИО12. от ДД.ММ.ГГГГ № Саратовское акционерное производственное коммерческое общество «Нефтемаш» (далее АО «Нефтемаш»-САПКОН) привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Генеральный директор АО «Нефтемаш»-САПКОН Мигаль ФИО13. подал жалобу на указанное постановление, в которой указывает о своем несогласии с постановлением, просит о его отмене с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указал, что в ходе проведения плановой проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области было установлено, что АО «Нефтемаш»-САПКОН не вносило квартальные авансовые платежи в 2017 году за негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, в соответствии с действующим законодательством между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области и АО «Нефтемаш»-САПКОН была проведена сверка взаимозачетов, согласно которой за организацией имеется переплата за негативное воздействие на окружающую среду, по итогам авансовых платежей в 2016 году в размере 83033 рубля 10 копеек. С просьбой зачета переплаты в счет текущих платежей организация обращалась с письменными заявлениями в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской областиДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того в процессе рассмотрения административного дела АО «Нефтемаш»-САПКОН заявило ходатайство о прекращении производства по делу, однако оценку данному ходатайству Управлением Росприроднадзора дано не было. У АО «Нефтемаш»-САПКОН имеется переплата за негативное воздействие на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предприятием представляются всегда в установленные законом сроки, таким образомАО «Нефтемаш»-САПКОН является добросовестным плательщиком,. В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ просит признать незаконным вынесенное постановление и прекратить производство по делу ввиду отсутствие события административного правонарушения.
Представитель АО «Нефтемаш»-САПКОН по доверенности Ревзина ФИО14. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в жалобе. Просила ее удовлетворить, постановление о назначении административного наказания – отменить и прекратить производство по делу. Дополнительно пояснила, что в соответствии с декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма платы за 2017 год составила всего 57700 рублей 61 копейка (в том числе по воздуху 357 рублей 83 копейки, по отходам 57342 рубля 78 копеек). Таким образом с учетом общей переплаты в размере 83033 рубля 10 копеек, обязанности заявителя осуществлять платежи в 2017 году не было, а Управление Росприроднадзора обязано было либо возвратить сумму переплаты, либо зачесть ее в счет отсчетного периода 2017 год. Полагает, что если законом предусмотрен зачет излишне уплаченной суммы, отсутствие у территориального органаРосприроднадзорапорядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы не должно влиять на возникшие правоотношения.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Саратовской области по доверенности Матвеева ФИО15 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. Пояснила, что несмотря на то, что декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предприятием были поданы в установленный срок, авансовые платежи произведены не были. Зачет излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду не мог быть произведен, поскольку Правила порядка зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в настоящее время разрабатываются Росприроднадзором. Наличие излишне уплаченных сумм не освобождает природопользователей от обязанности вносить авансовые платежи в соответствии с требованиями федерального законодательства в установленные сроки.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.02.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).В соответствии с частью 2 статьи 16.4 Федерального закона от 10.02.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно части 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.02.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно Письму Минприроды России от 04.03.2016 года № ВС-03-01-28/3728 «О рассмотрении обращения», в котором разъяснен порядок привлечения к административной ответственности за невнесение в установленные сроки квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, действие статьи 8.41 КоАП РФ распространяется не только на обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за год, но и авансовые квартальные платежи.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее Порядок). В настоящее время указанный Порядок разрабатывается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
АО «Нефтемаш»-САПКОН внесена плата за негативное воздействие за 2016 года. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду предприятием представлена в установленный законом срок. Однако, АО «Нефтемаш»-САПКОН не вносило квартальные авансовые платежи в 2017 году за негативное воздействие на окружающую среду.
Виновность АО «Нефтемаш»-САПКОНв совершении административного правонарушения подтверждается следующие документами: служебной запиской отдела экономики, финансов, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ №, Выпиской из ЕГРЮЛ, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду АО «Нефтемаш»-САПКОН, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
Все собранные по делу доказательства получили оценку в постановлении о привлечении лица к административной ответственности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, наказание назначено с учетом всех обстоятельств по делу, минимальное из предусмотренного санкцией статьи 8.41 КоАП РФ.
Кроме того, представителем АО «Нефтемаш»-САПКОНне оспаривается факт невнесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
При этом, осуществление переплаты за 2016 год и направление заявлений о зачете излишне внесенной оплаты в счет предстоящей оплаты за 2017 год, не свидетельствует об отсутствии в действиях АО «Нефтемаш»-САПКОНсостава вмененного административного правонарушения.
С учетом изложенного, действия АО «Нефтемаш»-САПКОНпо ст. 8.41 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Оснований для применения ст. 24.5 КоАП РФ не имеется, поскольку у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное наказание АО «Нефтемаш»-САПКОНназначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 8.41 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсупова ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ № в отношении АО Нефтемаш»-САПКОН о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу генерального директора АО «Нефтемаш»-САПКОН Мигаль ФИО17. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии сторонами по делу, а также должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление.
Судья Т.С. Анненкова