Решение по делу № 2а-5748/2019 ~ М-5870/2019 от 05.11.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2019 года                                             г. Тулун, Иркутская область

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Яматиной Е.Н.,

при секретаре Камбуровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                          № 2А-5748/2019 по административному иску К. к администрации Тулунского муниципального района, Правительству Иркутской области, администрации Писаревского сельского поселения о признании незаконным бездействия по невключению улицы в зону чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на администрацию Тулунского муниципального района включить улицу в зону чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец К. обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что постановлением Правительства РФ от 15.02.3024г. № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» ( далее – Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктами «г» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека.

Ее жилой по адресу: **** не попал в зону затопления. Вместе с тем, в результате паводка поселок на протяжении 5 дней находился без электричества, что подтверждается справкой от ООО «Иркутскэнергосбыт». Кроме того, из-за подъема воды не осуществлялись транспортные перевозки общественным транспортом, мост был покрыт водой и она не могли перебраться на другой берег. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период паводка осуществление транспортного сообщениия между территорией ее проживания и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушения, было невозможно.

Постановлением мэра Тулунского муниципального района от 11.09.2019 № 133-ПГ внесены изменения в постановление от 28.06.2019 № 88-ПГ определяющее перечень населенных пунктов и улиц в зону чрезвычайной ситуации в результате наводнения на территории Тулунского муниципального района. Постановлением мэра из **** в данный перечень вошли лишь 5 домов по ****, которые были частично подтоплены.

Полагает, что бездействие администрации Тулунского муниципального района по невключению улицы, на которой расположен ее дом в зону чрезвычайной ситуации нарушает ее права и не позволяет в дальнейшем получить установленные законом меры социальной поддержки.

Просила признать незаконным бездействие администрации Тулунского муниципального района по невключению в зону чрезвычайной ситуации на территории ****.

Возложить обязанность на администрацию Тулунского муниципального района включить **** в зону чрезвычайной ситуации на территории Тулунского муниципального района.

Административный истец К., о дне слушания дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

...... в судебном заседании пояснила, что здоровье, имущество первой необходимости и жилье в результате наводнения не пострадало. Ее жилое помещение в зону ЧС не вошло. Вместе с тем, считает, что имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, поскольку были нарушены условия жизнедеятельности.

В судебное заседании представитель административного ответчика – администрации Тулунского муниципального района – А., действующий по доверенности, не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. ...... в судебном заседании пояснил, что административный иск не признает. В постановление администрации Тулунского муниципального района в зону ЧС были включены ****. В указанное постановление вносятся жилые дома, утвержденные постановлениями глав сельских поселений, в данном случае главы Писаревского сельского поселения.

Кроме того в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп была утверждена зона и описания границ подтопленных и затопленных зон ЧС, куда жилой дом административного истца не вошел. Факт нарушения условий жизнедеятельности возможно доказать только заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате ЧС, форма заключения утверждена приказом Министерство ЧС РФ от 21.03.2019 №155, приложение №4. Форма заключения утверждается главой местной администрации. Таким образом, в настоящее время не подтвержден факт нарушения условий жизнедеятельности административного истца в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Административный ответчик – Правительство Иркутской области, надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного разбирательства по делу, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Представили письменный отзыв на административный иск.

Административный ответчик – администрация Писаревского сельского поселения, надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного разбирательства по делу, представителей не направили, о причинах неявки не сообщили.

Заинтересованное лицо - областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания. Представили в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Учитывая требования ст. 150 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Выслушав в судебном заседании пояснения административного истца, представителя административного ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы административного дела, и оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами в соответствии с требованиями статей 68, 84 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как указано в п. «в» ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).

Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 года введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).

29.06.2019 Правительством Российской Федерации было принято распоряжение № 1392-р, которым в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее – паводок), определено осуществить выплаты:

а) единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате паводка, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи и на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате паводка, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, установленным законодательством Российской Федерации;

б) единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред - в размере 200 тыс. рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тыс. рублей на человека);

в) единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека;

г) финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека).

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 № 519-пп был утверждён Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий.

Пунктом 2 указанного Порядка определено, что организация оказания помощи осуществляется в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 (далее – Правила), и Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.03.2019 № 155 (далее – Порядок № 155).

Согласно пп. «г» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

В соответствии с п. 2(1) Правил - выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Как установлено материалами дела – собственником жилого дома, расположенного по адресу: **** являются С.П. и С.

Из справки администрации Писаревского поселения от 08.11.2019 исх. № 588 следует, что К. проживает по адресу: ****. Состав семьи: муж К.А.В., сын К.А.

Как следует из паспорта К. - административный истец регистрации по данному адресу не имеет, зарегистрирована по адресу: ****.

Согласно справки филиала ОАО «ИЭСК» «Западные электрические сети» от 04.10.2019г. следует, что перерыв в электроснабжении ****, в период наводнения с 18:55 ...... по 11:20 ...... был связан с обрывом провода ВЛ-10 кВ Афанасьево-Никитаево переход через р.Ия, за границей ответственности сетевой организации.

Из справки МП МО «город Тулун» «МТП» от ....... за исх. *** следует, что автобус *** «Автостанция-Селекционная станция» с заездом в **** в период паводка ...... по ...... не осуществлял перевозку пассажиров.

Постановлением администрации Тулунского муниципального района № 88-пг от 28.06.2019, с учетом внесенных изменений от 11.09.2019 № 133-ПГ утверждена зона чрезвычайной ситуации на территории ****, где в зону ЧС из **** (Писаревское сельское поселение) вошли следующие адреса: ****.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп также установлено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в муниципальном образовании «****», в т.ч. **** муниципального образования в границах: ****.

02.09.2019г. К. обратилась с заявлением к главе Писаревского сельского поселения о включении ее жилого дома в постановление об утверждении зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с наводнением в июне 2019года, т.к. находились без света, воды, отсутствовала переправа с дорожным сообщением, отсутствовали продукты питания, а те что были в запасе пришли в негодность.

09.09.2019г. в адрес административного истца главой Писаревского сельского поселения дан ответ, что с целью установления зоны ЧС на территории Писаревского сельского поселения, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области 29.06.2019 комиссия провела обследование территории Писаревского сельского поселения. В ходе осмотра, обследования территории установлено, что **** подтоплен частично. Согласно постановлению *** от ...... – жилой дом, расположенный по адресу: **** не вошел в перечень населенных пунктов, улиц, номеров домов, попавших в зону ЧС.

С аналогичным заявлением жители **** обратились к мэру **** Г. 09.09.2019г.

Согласно ответу администрации Тулунского муниципального района от 19.09.2019 следует, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 1392-р предусмотрено оказание разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области. ГОСТ 19179-73. «Гидрология суши. Термины и определения» наводнение определено как затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. Наводнение может происходить в результате подъема уровня воды во время половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, а также при прорыве гидротехнических сооружений. На основании этого, жилые помещения не могут быть отнесены в зону чрезвычайной ситуации на территории Тулунского муниципального района.

04.10.2019г. жители **** обратились с заявлением на имя Губернатора Иркутской области, с просьбой внести изменения в постановление № 558-ПП от 17.07.2019 в зону ЧС и включить их дома в зону ЧС.

Таким образом, материалами дела достоверно установлено и не оспаривалось административным истцом, что дом административного истца, в котором она проживает не попал в зону чрезвычайной ситуации. В результате наводнения, жилое помещение, в котором проживала административный истец не пострадало, вред здоровью не причинен, имущество первой необходимости не утрачено.

Административный ответчиком – администрацией Тулунского муниципального района в установленный законом срок административному истцу дан мотивированный ответ по невключению в перечень населенных пунктов, улиц, номеров домов, попавших в зону ЧС.

В связи с чем, бездействие со стороны административного ответчика суд не усматривает.

По мнению административного истца, целью подачи административного иска является устранение препятствия к получению единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей.

Однако данный довод истца не основан на нормах действующего законодательства.

    Так, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп, устанавливающее описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, также как и Постановление мэра Тулунского муниципального района от 11.09.2019 № 133-ПГ с внесенными изменениями в постановление от 28.06.2019 № 88-ПГ определяющее перечень населенных пунктов и улиц в зону чрезвычайной ситуации в результате наводнения на территории Тулунского муниципального района, являются действующими, не оспорены, не признаны недействительными, подписаны уполномоченными на то лицами, на законных основаниях и в соответствии с предоставленными им полномочиями.

В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации суд не вправе разрешать вопросы, отнесенные к компетенции законодательной и исполнительной власти.

Вносить изменения в действующее постановление администрации Тулунского муниципального района суд не вправе, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт.

В случае внесения изменений в постановление администрации Тулунского муниципального района от 28.06.2019 № 88-пг, внесение изменений в описание границ, утвержденных Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп, действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, вопросы оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, урегулированы Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 N 519-пп.

В соответствии с пп3. п 1 вышеуказанного Порядка - единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека.

    В соответствии с п.5 Порядка - единовременная материальная помощь оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению N 10 к Правилам.

В судебном заседании административный истец пояснила, что в списки на осуществление единовременных выплаты она не включена. Из копии паспорта административного истца следует, что в **** она регистрации не имеет, зарегистрирована по адресу: ****. Данные обстоятельства также являются препятствием для реализации права на получение единовременной выплаты.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей П. и Е. показали, что проживают в ****. В момент наводнения находились там. У них не было ни света, ни воды, ни транспорта, были нарушены их условия жизнедеятельности.

Оснований сомневаться в достоверности свидетельских показаний суд не усматривает, поскольку свидетели предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложных показаний. Вместе с тем, данные показания не могут являться относимым и допустимым доказательством при рассмотрении данного дела.

Суд учитывает, что заявленные требования фактически предъявлены в защиту социальных прав административного истца на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, которые должны осуществляться путем предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.

Поскольку нарушения прав, свобод и законных интересов, административного истца при рассмотрении данного конкретного дела не установлено, с учетом выбранного административным истцом способа защиты права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия по невключению **** в зону чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на администрацию Тулунского муниципального района включить дом в зону чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, отказ в удовлетворении заявленных требований не лишает административного истца возможности на защиту (нарушенного по его мнению права) иным способом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования К. к администрации Тулунского муниципального района, Правительству Иркутской области, администрации Писаревского сельского поселения о признании незаконным бездействия по невключению улицы в зону чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на администрацию Тулунского муниципального района включить улицу в зону чрезвычайной ситуации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.

Судья                                                                                   Е.Н. Яматина

2а-5748/2019 ~ М-5870/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комина Валентина Владимировна
Ответчики
МУ "Администрация Тулунского муниципального района"
Суд
Тулунский городской суд
Судья
Яматина Елена Николаевна
05.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
06.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2019[Адм.] Судебное заседание
18.11.2019[Адм.] Судебное заседание
25.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2019[Адм.] Дело оформлено
31.12.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее