Дело №2-2811/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калининград 19 июня 2020 года
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Подушкина О.В.,
при секретаре Козловой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краснобаева А. А. к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность указанный земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Краснобаев А.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность указанный земельный участок, указав, что он является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № площадью 937 кв. м. Указанный земельный участок предоставляется истцу в аренду ежегодно с 2002 года. В настоящее время действует договор аренды земельного участка № от 01.09.2017. Истец обратился в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о предоставлении ему названного земельного участка в собственность. 08.12.2017 Комитет ответил отказом, мотивируя его тем, что условиями договора аренды № от 01.09.2017 не предусмотрено строительство на испрашиваемом земельном участке, т.к. участок расположен в территориальной зоне ПР-1. При этом указано, что вид разрешенного использования земельного участка предполагает размещение хозяйственных строений и сооружений. Принадлежащее Истцу нежилое здание является хозяйственной постройкой. При этом земельный участок, вопреки доводам, указанным в отказе, испрашивался не для строительства, а под уже существующий объект (указанное здание с кадастровым номером №). Статья 39.3 Земельного кодекса РФ предусматривает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. В соответствии с ч. 1 данной статьи продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. По п. б ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исходя из изложенных фактических обстоятельств и норм земельного законодательства, полагает, что истец вправе требовать предоставить ему в собственность спорный земельный участок. Просил признать незаконным отказ Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в предоставлении Краснобаеву А. А. земельного участка в собственность, выраженный в письме от 08.12.2017. Обязать Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» предоставить Краснобаеву Андрею Анатольевичу в собственность земельный участок с кадастровым номером № площадью 937 кв. м по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом с ходатайствами о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении дела не обращался.
Представитель Истца Роменко А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дал аналогичные пояснения. Просил исковые требования, удовлетворить.
Представитель Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» Смирнов С.В. с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска, отказать.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Краснобаев А.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 937 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
Указанный земельный участок предоставляется истцу в аренду ежегодно с 2002 года. В настоящее время действует договор аренды земельного участка № от 01.09.2017.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора упомянутый земельный участок предоставляется для ведения огородничества (в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 14 сентября 2017 года № разрешенное использование земельного участка «для ведения огородничества»).
Согласно пункту 2.3 договора земельный участок может быть использован только в соответствии с установленным разрешенным использованием, без права возведения зданий и сооружений, без права изменения разрешенного использования.
В силу пункта 2.4. договора земельный участок имеет обременения и ограничения в использовании: - часть земельного участка имеет ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Режим использования земельного участка определен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», граница охранной зоны В Л ПО кВ, зона установлена с особыми условиями использования территорий № 39.15.2.1, исходя из Перечня зданий и сооружений ПОЭ и Э «Калининградэнерго» по состоянию на 1 июля 1992 г., вошедших в уставной капитал РАО «ЕЭС России» от 28 июля 2000 г. б/н; -весь земельный участок - ограничение прав на земельный участок, предусмотренное статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок полностью расположен в охранной зоне линии электропередач 110 кВ; а также на всем земельном участке установлен сервитут.
Согласно выписке из кадастрового паспорта, на земельном участке с кадастровым номером № расположено принадлежащее Истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером №, являющееся капитальной хозяйственной постройкой, введенной в эксплуатацию в 1997 году.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 15 указанного кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину и или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Действующее в настоящее время законодательство также не предусматривает возможность возведения на таких участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно пункту 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов градостроительного законодательства является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29 июня 2009 года №146 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», действовавшие на момент вынесения ответчиком оспариваемого отказа.
В соответствии со статьей 41.11 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» зона озеленения специального назначения Пр-1, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, предназначена для организации и благоустройства санитарно-защитных зон в соответствии с действующими нормативами. Основными видами разрешенного использования которой, является озеленение специального назначения (озеленение санитарно-защитных зон и др.) (статья 43 названных Правил).
В качестве вспомогательных видов разрешенного использования указано на размещение гаражей индивидуальных легковых автомобилей, автостоянок для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей и автостоянок для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей.
Условно разрешенными видами использования являются площадки для выгула собак.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий по экологическим условиям: Н-10 - Коридоры ЛЭП.
Статьей 43 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» предусмотрено, что для зоны «Н-10 - Коридоры ЛЭП» ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены следующими нормативными правовыми актами: - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; - Правила устройства электроустановок (ПУЭ); - Межотраслевые правила по охране труда и эксплуатации электрических сетей, 2003 г.
В соответствии с пунктом 2.1 названных СаНПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Истец обратился в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о предоставлении ему в собственность указанный земельный участок.
Истцом в заявлении ставился вопрос о предоставлении ему земельного участка под уже существующий объект капитального строительства, принадлежащего ему на праве собственности.
08.12.2017 за исходящим № Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» ответил отказом, мотивируя его тем, что условиями договора аренды № от 01.09.2017 не предусмотрено строительство на испрашиваемом земельном участке, т.к. участок расположен в территориальной зоне ПР-1.
Вид разрешенного использования земельного участка предполагает размещение некапитального жилого строения и хозяйственных построек.
Таким образом, исходя из изложенных фактических обстоятельств и норм земельного законодательства, суд приходит к выводу, что административный орган обоснованно отказал Истцу в предоставлении земельного участка в собственность.
Кроме того, 04.12.2019 Ленинградским районным судом г.Калининграда рассмотрено гражданское дело №23737/2019 по иску Администрации городского округа «Город Калининград» к Краснобаеву А.А. о признании отсутствующим права собственности на хозяйственную постройку с кадастровым номером №, расположенную по ул.Сенокосной в г.Калининграде.
Решением суда исковые требования Администрации городского округа «Город Калининград», оставлены без удовлетворения.
10.06.2020 апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 04.12.2019, отменено по делу вынесено новое решение которым исковые требования Администрации городского округа «Город Калининград», удовлетворены. право собственности Краснобаева А.А. на хозяйственную постройку с кадастровым номером №, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> признано отсутствующим, таким образом у Краснобаева А.А. отсутствует право на его первоочередную покупку.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краснобаева А. А. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд чрез Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2020.
Судья: О.В. Подушкин