Решение по делу № 2а-925/2019 от 11.04.2019

    К делу а-925/2019

    Р Е Ш Е Н И Е

    ИФИО1

    30 апреля 2019 года                                              <адрес>

    Лазаревский районный суд <адрес> края в составе судьи А.А. Даракчяна, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного производства) административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> об оспаривании решения регистрирующего органа,

    У С Т А Н О В И Л:

    ФИО2 обратилась в суд с заявлением в порядке главы 22 КАС РФ, в котором просит признать решение (в форме уведомления) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Лазаревский отдел по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок: <адрес>, КН/УН: 23:49:0136005:38, расположенный по адресу: <адрес>, подлежащим отмене; считать данное решение основанием для регистрации права собственности за ФИО2 на земельный участок: <адрес>, КН/УН: 23:49:0136005:38, расположенный по адресу: <адрес>.

    В обоснование своих требований указывает, что она владеет и пользуются земельным участком КН/УН: 23:49:0136005:0038, расположенным по адресу: <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Лазаревский отдел <адрес>) по вопросу изменения вида права с «пожизненное наследуемое владение» на «собственность» на данный земельный участок путем подачи документов через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в <адрес>, что подтверждается описью документов , принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ на сайте Росреестра появилось уведомление о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок, которое мотивировано тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, разрешенное использование заявленного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136005:38 «для сельскохозяйственного производства» и данный земельный участок был предоставлен и зарегистрирован на праве пожизненного наследуемого владения. Таким образом, упрощенный порядок регистрации на заявленный земельный участок не распространяется, в связи с чем изменить вид права с «пожизненное наследуемое владение» на «собственность» не представляется возможным.

    Считает уведомление (решение) о приостановления государственной регистрации незаконным, необоснованным и принятым с грубым нарушением норм материального права.

    Из представленных документов следует, что земельный участок площадью 7500 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0136005:00038 относится к землям сельскохозяйственного назначения и принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для регистрации права явилось Постановление Главы Администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ. Используется фактически земельный участок под ЛПХ и, несмотря на то, что он находится в землях населенных пунктов, использовать участок в соответствии с его территориальной зоной не представляется возможным.

    Учитывая, что спорный земельный участок ФИО2 предоставлен фактически как гражданину, согласно справке ИСОГД находится в зоне Ж1, соответственно, может быть использован для индивидуального жилищного строительства, и как следствие, право собственности на указанный земельный участок может возникнуть в порядке, предусмотренном действующим законодательством о приобретении права собственности гражданами на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.

    Административный истец – ФИО2 обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

    В соответствии с ч. 2 ст. 292 КАС РФ в случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

    Согласно ч. 4 ст. 292 КАС РФ в случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

    От представителя административного ответчика Лазаревского отдела <адрес> Росреестра по <адрес>ФИО3 в суд поступило заявление о согласии на рассмотрение административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

    На основании п. 4 ст. 292 КАС РФ настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 на основании Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:0038, площадью 7500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

    Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в <адрес> обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Лазаревский отдел <адрес>) по вопросу изменения вида права на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:0038 с «пожизненное наследуемое владение» на «собственность», что подтверждается описью документов , принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, разрешенное использование заявленного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136005:38 «для сельскохозяйственного производства» и данный земельный участок был предоставлен и зарегистрирован на праве пожизненного наследуемого владения. Таким образом, упрощенный порядок регистрации на заявленный земельный участок не распространяется, в связи с чем изменить вид права с «пожизненное наследуемое владение» на «собственность» не представляется возможным.

    Административный истец считает уведомление о приостановлении государственной регистрации незаконным, необоснованным и нарушающим его права, что явилось поводом его обращения в суд с настоящими требованиями.

    Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

    В силу положений ст. 70 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

    В соответствии с ч.ч. 3-4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о ГРН), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

    Согласно ч. 6 ст. 1 Закона о ГРН, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

    Статьей 49 Закона о ГРН установлен упрощенный порядок государственной регистрации прав на земельные участки, предоставленные до дня введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

    Согласно ч. 1 указанной статьи, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок является:

    1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

    2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

    3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

    4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

    Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

    В соответствии с ч. 7 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

    Учитывая, что ФИО2 на праве пожизненного наследуемого владения предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:0038, площадью 7500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для сельскохозяйственного производства, данный земельный участок, согласно справке ИСОГД, находится в зоне Ж1, соответственно может быть использован для индивидуального жилищного строительства. И как следствие, право собственности на указанный земельный участок может возникнуть в порядке, предусмотренном действующим законодательством о приобретении права собственности гражданами на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.

    Из изложенного следует, что доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о том, что упрощенный порядок регистрации на заявленный земельный участок не распространяется, в связи с чем изменить вид права с «пожизненное наследуемое владение» на «собственность» не представляется возможным, не соответствуют действительности.

    Вышеизложенное свидетельствует о возможности зарегистрировать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:38.

    Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.

    Исходя из положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.

    В свою очередь пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд; - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: - полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); - порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; - основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.

    В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.

    Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: - об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; - об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

    При таких обстоятельствах, действия органа регистрационного учета могут повлечь для ФИО2 юридические последствия, в связи с чем, суд считает возможным в качестве способа устранения нарушения прав заявителя удовлетворить заявленные требования.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> об оспаривании решения регистрирующего органа – удовлетворить.

Признать незаконным решение (в форме уведомления) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Лазаревский отдел по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:38, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:38, расположенный по адресу: <адрес>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес>                     А.А. Даракчян

Копия верна: судья                                                 А.А. Даракчян

2а-925/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Казарян Нелли Шавалиевна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Суд
Лазаревский районный суд г. Сочи
Судья
Даракчян Арменак Ашотович
Дело на сайте суда
sochi-lazarevsky.krd.sudrf.ru
11.04.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.04.2019[Адм.] Передача материалов судье
15.04.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.04.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2019[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
30.04.2019[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
30.04.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее