№ 34RS0023-01-2023-000109-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 11 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Торшиной С.А.
судей Алябьева Д.Н., Самофаловой Л.П.
при секретаре Бураевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-158/2023 по исковому заявлению прокурора Котовского района Волгоградской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области, администрации Волгоградской области о возложении обязанности,
по апелляционным жалобам администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области в лице представителя Фатеевой Марии Владимировны, администрации Волгоградской области в лице представителя Кудряшовой Светланы Александровны, Комитета ЖКХ Волгоградской области в лице представителя Кудряшовой Светланы Александровны на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 17 июля 2023 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Котовского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области, администрации Волгоградской области о возложении обязанности.
На администрацию Волгоградской области и администрацию городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение в границах земельных участков, расположенных в границах улиц Ясная, Вербная, Цветочная в г. Котово Волгоградской области, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей.
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., выслушав прокурора Романенко Ф.С., возражавшую по доводам жалоб, представителя администрации Волгоградской области, Комитета ЖКХ Волгоградской области – Кудряшову М.А., представителя Комитета строительства Волгоградской области – Королькова А.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб администрации Волгоградской области, Комитета ЖКХ Волгоградской области, возражавших по доводам жалобы администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
прокурор Котовского района Волгоградской области обратился с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области о понуждении к обеспечению надлежащего водоснабжения в границах земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Котовского района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в деятельности администрации городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой выявлен ряд нарушений. Установлено, что администрацией городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области предоставлено 37 земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит выполнению соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. Между тем, в нарушение требований действующего законодательства администрацией городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области 37 земельных участков по ул. Вербная, ул. Цветочная и ул. Ясная в г. Котово Волгоградской области, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, не обеспечены инженерно-техническими коммуникациями (сетями питьевого водопровода). По итогам проведения проверки прокуратурой Котовского района 18 июля 2022 года в адрес администрации городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. Однако по результатам рассмотрения представления 18 августа 2022 года нарушения требований градостроительного законодательства не устранены.
С учетом изложенного, с учетом изменения исковых требований, просил обязать администрацию Волгоградской области и администрацию городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение в границах земельных участков, расположенных в границах улиц Ясная, Вербная, Цветочная в г. Котово, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области в лице представителя Фатеевой М.В. оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, отсутствие необходимого финансирования, необходимость дополнительного финансирования из регионального и федерального бюджета.
В апелляционных жалобах администрация Волгоградской области, Комитет ЖКХ Волгоградской области в лице представителя Кудряшовой С.А. оспаривают постановленное судом решение, просят его отменить в части удовлетворения исковых требований к администрации Волгоградской области, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований к данному ответчику, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для возложения на администрацию Волгоградской области обязанности по решению вопросов местного значения, а именно организации строительства объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках, представленных многодетным семьям.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства и новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.
Исходя из этого, Министерство регионального развития Российской Федерации, приказом от 9 сентября 2013 года № 372, утвердило Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
На территории Волгоградской области такой порядок установлен Законом Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», пунктом 2 статьи 1 которого закреплено право граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенных пунктов.
Как установлено судом, администрацией городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области в 2017-2019 годах гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлены земельные участки всего в количестве 37 штук, расположенные на территории городского поселения г. Котово Волгоградской области в кадастровом квартале № <...>, в границах улиц Ясная, Вербная, Цветочная, которые инфраструктурой в виде водоснабжения (согласно заявленных исковых требований) не обеспечены.
Сторонами не оспаривается, что предоставленные земельные участки коммунальной инфраструктурой не оснащены.
После проверки соблюдения требований земельного законодательства в деятельности администрации городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области прокурором Котовского района Волгоградской области выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие обеспечения инженерно-техническими коммуникациями (газовыми, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода) выделенных гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, и внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, до настоящее время выявленные нарушения не устранены.
Администрацией городского поселения г. Котово Постановлением № 453 от 16 августа 2022 года внесены изменения в Постановление администрации городского поселения г. Котово № 544 от 29 сентября 2021 года «Об утверждении Программы «Улучшение хозяйственно-питьевого водоснабжения городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области на 2022-2024 годы».
Как следует из письменного отзыва администрации городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области, администрацией в границах улиц Ясная, Вербная, Цветочная в кадастровом квартале № <...> предоставлено 35 земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность гражданам, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, 2 земельных участка для ведения личного подсобного хозяйства. Из них на 11 земельных участков не зарегистрировано право собственности, на 24 земельных участках строительство не ведется, регистрация права собственности более трех лет, собственники не используют земельные участки по целевому назначению. На период с 2023 по 2025 годы запланированы мероприятия по определению технической возможности, объемов финансовых средств, сроков, а также вхождения в федеральную программу по вопросу водоснабжения на территориях муниципальных образований. Организация водоснабжения на указанных участках сопряжена с многолетней работой по планированию и возможна только при наличии софинансирования из регионального или федерального бюджетов.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что с учетом социальной значимости предоставляемой многодетным семьям меры социальной поддержки, необходимо удовлетворить исковые требования прокурора Котовского района Волгоградской области, возложив на администрацию Волгоградской области и администрацию городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение в границах земельных участков, расположенных в границах улиц Ясная, Вербная, Цветочная в г. Котово Волгоградской области, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в отношении администрации городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области.
Вместе с тем, находит заслуживающими внимания доводы апелляционных жалоб администрации Волгоградской области, Комитета ЖКХ Волгоградской области о необоснованности возложения обязанности на администрацию Волгоградской области ввиду следующего.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года № 2516-О, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 2 статьи 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении.
Также как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года № 2516-О, поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
В силу части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации муниципального округа, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Поскольку предоставляемые земельные участки относятся к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение их необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета Волгоградской области.
Таким образом, в силу приведенных норм права, с учетом положений законов Волгоградской области о перераспределении полномочий между органами муниципальных образований, органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
Следовательно, именно администрация городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по вопросам водоснабжения, в том числе и в отношении земельных участков, расположенных в границах улиц Ясная, Вербная, Цветочная в г. Котово Волгоградской области.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку к ведению вышеуказанного органа не относятся полномочия по организации водоснабжения на земельных участках, представленных многодетным семьям, в связи с чем, в указанной части оспариваемое решение подлежит отмене, с отказом прокурору в иске к администрации Волгоградской области.
При этом судебная коллегия указывает, что в силу того, что обязанности по организации водоснабжения и водоотведения на земельных участках, представленных многодетным семьям возложены на органы местного самоуправления законом, отсутствие денежных средств или дополнительного финансирования, само по себе не освобождает администрацию городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области от исполнения соответствующих обязанностей.
По вышеуказанным основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы администрации городского поселения г. Котово о том, что обязанности по организации водоснабжения должны исполняться МУП «Котово – Водоканал».
Ссылки в жалобе администрации городского поселения г. Котово на то, что часть участков не используется собственниками по назначению, так как на некоторые из них не зарегистрировано право собственности, а на некоторых не ведется строительство, не имеют правового значения, так как земельные участки, предоставленные в собственность граждан, должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.
Довод администрации городского поселения г. Котово, что потребители г. Котово обеспечиваются водой из подземных скважин, не влечет за собой отмену решения суда в части удовлетворения иска к местной администрации, так как сам апеллянт в жалобе указывает на то, что эксплуатируемых скважин недостаточно для обеспечения потребностей населения г. Котово в воде.
Иных правовых доводов, влекущих за собой отмену решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Котовского районного суда Волгоградской области от 17 июля 2023 года в части возложения обязанности на администрацию Волгоградской области в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение в границах земельных участков, расположенных в границах улиц Ясная, Вербная, Цветочная в г. Котово Волгоградской области, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей – отменить и принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Котовского района Волгоградской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Волгоградской области о возложении обязанности - отказать.
В остальной части решение Котовского районного суда Волгоградской области от 17 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области в лице представителя Фатеевой Марии Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: