Дело № 2а-1545/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2018 года г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Беженар Д.Д., с участием представителя административного истца Брюзгиной М.С., представителя ответчика Королевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романовой О. З. к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительствооб отказе во внесении изменений в градостроительный план, обязании,
У С Т А Н О В И Л:
Романова О.З. обратилась в Кстовский городской суд с настоящим административным иском к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, ссылаясь на то, что 06 мая 2013 года между ней и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области был заключен договор аренды №А1359. Заявителю был предоставлен на основании постановления Администрации Кстовского муниципального района от 17.04.2013 года №819 в аренду земельный участок, расположенный по адресу: (адрес обезличен), кадастровый (номер обезличен), площадью 1498 кв.м. Указанный земельный участок предоставлен на срок с даты государственной регистрации договора до 17 апреля 2018 года. По условиям настоящего договора п.1.3, участок предоставляется для индивидуального жилищного строительства.
Договор носит возмездный характер, определен порядок расчетов, который соблюдается Заявителем.
Пункт 3.3.1. и 3.4.3 соответственно, предусматривает право и обязанность Арендатора самостоятельно хозяйствовать на Участке в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования Участка, установленными настоящим договором. Согласно ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: вид или виды разрешенного использования земельного участка, сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), имеет следующие характеристики: категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования участка: для индивидуального жилищного строительства.
Согласно положениям ст.40 и 41 ЗК РФ арендаторы приобретают равные права на строительство, что и владельцы этого участка, если другое не содержится в условиях самого договора аренды.
03 апреля 2018 года административный истец обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство на вышеуказанном земельном участке. К заявлению были приложены следующие документы: правоустанавливающие документы - договор аренды №А1359 от 06.05.2013 года; градостроительный план земельного участка - №RU52526514-0835 от 21.03.2018 года; схема планировочной организации, выполненная ООО «АРДО».
Согласно части 10 статьи 51 Грк РФ не допускается требовать иные документы ля получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.
12 апреля 2018 года административным ответчиком было выдано решение №363-2 об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ отказывает в выдаче разрешения на строительство указанного объекта в связи с несоответствием схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка».
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно - защитных зонах, при этом ограничение прав подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В ФСГРКК по Нижегородской области ограничения по использованию принадлежащего на праве аренды административному истцу земельного участка, как то требует статья 56 Земельного кодекса РФ, не зарегистрированы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.10.2017 года, а так же сведениями, представленными для общего доступа на сайте Росреестра в настоящее время, а так же кадастровым паспортом земельного участка, являющегося приложением к договору аренды.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подготовленный в результате административной деятельности органа местного самоуправления, основанной на наличии властно-распорядительных функций, регламентируемых законодательством, а градостроительных правил.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 ГрК РФ и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Административный истец считает Решение от 12 апреля 2018 года №363-2 об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку оно противоречит ст. 56 ЗК РФ и ст51 ГрК РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно право и обязанность Арендатора - Административного истца самостоятельно хозяйствовать на Участке в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования Участка, установленными настоящим договором.
Реализация прав собственника, равно как и арендатора земельного участка, в том числе в осуществлении его застройки в соответствии с видом разрешенного использования, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки Чернышихинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, распространяющих свое действие на территорию, где расположен участок административного истца.
Административный истец просит признать незаконным Решение административного ответчика от 12.04.2018 года об отказе в выдаче Романовой О. З. разрешения на строительство №363-2.
Административный истец Романова О.З. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель Брюзгина М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Кстовского района Нижегородской области Королева Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в градостроительном плане земельного участка, выданного Романовой О.З., была допущена техническая ошибка.
В соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Чернышихинский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Чернышихинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.07.2017 №10, с изменениями, утвержденными приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28.03.2018 №7-01-06/12, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-1Б - зона застройки малоэтажная индивидуальная жилая с приусадебными участками резервная. Земельный участок входит в границы населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного использования. Использование земельных участков зоны Ж-1Б для осуществления жилищного строительства возможно после утверждения внесения соответствующих изменений в генеральный план сельского поселения Чернышихинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области и последующим внесением изменений в настоящие Правила и отнесением таких территорий к жилым территориальным зонам.
В настоящее время администрацией обсуждается вопрос об исправлении технической ошибки, допущенной в градостроительном плане земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Администрации Чернышихинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1,2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1,5.6,7 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно ст.77, ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу п.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов и иных правил, нормативов.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Судом установлено, что 06 мая 2013 года между истцом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области был заключен договор аренды №А1359. Заявителю был предоставлен на основании постановления Администрации Кстовского муниципального района от 17.04.2013 года №819 в аренду земельного участка, расположенного: (адрес обезличен), (адрес обезличен), кадастровый (номер обезличен), площадью 1498 кв.м. Указанный земельный участок предоставлен на срок с даты государственной регистрации договора до 17 апреля 2018 года. По условиям настоящего договора п.1.3, участок предоставляется для индивидуального жилищного строительства.
Договор носит возмездный характер, определен порядок расчетов.
Пункт 3.3.1. и 3.4.3 соответственно, предусматривает право и обязанность Арендатора самостоятельно хозяйствовать на Участке в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования Участка, установленными настоящим договором.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), имеет следующие характеристики: категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования участка; для индивидуального жилищного строительства.
Романова О.З. 03.04.2018 года обратилась в Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен).
В соответствии с письмом Администрации Кстовского муниципального района № 363-2 от 12.04.2018 года Романовой О.З. было отказано в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) расположен в границах территориальной зоня малоэтажной индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками, являющейся резервной, относительно которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Чернышихинский сельсовет Кстовского муцниципального района Нижегородской области, утвержденными решением Чернышихинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области № 10 от 26.07.2017 года установлен режим использования для территориальной зоны СХИ – зона сельскохозяйственного использования. Использование земельных участков зоны Ж-1Б для осуществления жилищного строительства возможно после утверждения внесения соответствующих изменений в генеральный план сельского поселения Чернышихинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области и последующим внесением изменений в настоящие Правила и отнесением таких территорий к жилым территориальным зонам.
Согласно градостроительному плану земельного участка № RU 52526514-0835 земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1Б – зона застройки малоэтажная индивидуальная жилая с приусадебными участками/резерв жилой застройки Ж-1. Разрешенные виды использования – для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, судом учитывается, что по смыслу ст.41-46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории применительно к конкретному земельному участку, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных выше правилах в отношении территории, на которой расположен земельный участок.
В ходе судебного заседания установлено, что представленный Романовой О.З. градостроительный план содержит недостоверную информацию о видах разрешенного использования земельного участка, не соответствует Правилам землепользования и застройки сельского поселения Чернышихинский сельсовет Кстовского муцниципального района Нижегородской области, утвержденным решением Чернышихинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области № 10 от 26.07.2017 года, в связи с чем, не может быть принят во внимание.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Так как вышеназванные нормы материального права, подлежащие применению при регулировании спорных правоотношений, прямо связывают возможность возведения жилого дома с соблюдением градостроительного регламента, а градостроительный регламент спорного земельного участка не предусматривает такой вид разрешенного использования как строительство жилого дома, суд приходит к выводу о том, что администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области законно и обоснованно отказала Романовой О.З. в выдаче разрешения на строительство жилого дома на спорном земельном участке.
При таких обстоятельствах, суд находит требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Романовой О. З. в удовлетворении административного иска к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья(подпись) А.Х.Водяницкая
Копия верна:
Судья:
Секретарь: