Решение по делу № 33-3390/2023 от 04.08.2023

Председательствующий по делу    № дела в суде первой инстанции

Судья Набережнева Н.В.        2-391/2023

                            УИД 75RS0-28

                            Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего                Чайкиной Е.В.

судей краевого суда                Погореловой Е.А.

                                Казакевич Ю.А.

при секретаре                    Железковой Д.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 02 ноября 2023 года гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах Федориной Н. А., Шадриной Л. А., Рудинской О. Г., Кривоносовой Л. О. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет,

по апелляционному преставлению прокурора Оловяннинского района Бронниковой В.Г. и апелляционной жалобе главы муниципального района «Оловяннинский район» Антошкина А.В.,

на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 14 июня 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах Федориной Н. А., Шадриной Л. А., Рудинской О. Г., Кривоносовой Л. О. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет удовлетворить частично.

Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН ) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с 01 марта 2022 по 31 марта 2023 в пользу:

Федориной Н. А. (паспорт ) в сумме 48759 руб. 24 коп.;

Шадриной Л. А. (паспорт ) в сумме 34213 руб. 08 коп.;

Рудинской О. Г. (паспорт ) в сумме 70655 руб. 64 коп.;

Кривоносовой Л. О. (паспорт ) за период с 01 сентября 2022 по 31 марта 2023 в сумме 9963 руб. 43 коп.

Обязать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 7515003703) и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» (ИНН произвести Федориной Н. А. (паспорт ), Шадриной Л. А. (паспорт ), Рудинской О. Г. (паспорт ), Кривоносовой Л. О. (паспорт ) перерасчет и выплатить задолженность недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022гг.

Обязать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН ) в дальнейшем производить Федориной Н. А. (паспорт ), Шадриной Л. А. (паспорт ), Рудинской О. Г. (паспорт ), Кривоносовой Л. О. (паспорт ) начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 01 апреля 2023г.

Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» (ИНН ) профинансировать МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН ) денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты Федориной Н. А. (паспорт ), Шадриной Л. А. (паспорт ), Рудинской О. Г. (паспорт ), Кривоносовой Л. О. (паспорт ) в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.

Исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района к Министерству образования и науки Забайкальского края, оставить без удовлетворения.

Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН ) государственную пошлину в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 4471 руб. 83 коп.

Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Оловяннинского района в интересах Федориной Н.А., Шадриной Л.А., Рудинской О.Г., Кривоносовой Л.О. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что истцы работают в МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» в должностях учителей. При этом, в нарушение Единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений отдельные виды стимулирующих выплат начисляются и выплачиваются истцам образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки.

Просил суд взыскать с МБОУ «Ясногорская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с 01 марта 2022 по 31 марта 2023 в пользу Федориной Н.А. в сумме 48759,15 руб., Шадриной Л.А. в сумме 34212,92 руб., Рудинской О.Г. в сумме 70655,58 руб., за период с 01.03.2022 по 31.03.2023, Кривоносовой Л.О. в сумме 9961,66 руб., за период с 01.09.2022 по 31.03.2023.

Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» произвести Федориной Н.А., Шадриной Л.А., Рудинской О.Г., Кривоносовой Л.О. перерасчет и выплатить задолженность недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022гг.

Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» в дальнейшем производить Федориной Н.А., Шадриной Л.А., Рудинской О.Г., Кривоносовой Л.О. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 01 апреля 2023г.

Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» профинансировать МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты Федориной Н.А., Шадриной Л.А., Рудинской О.Г., Кривоносовой Л.О. в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.

Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» на указанные цели (том

Определением суда от 14 июня 2023 года гражданские дела: по по искам заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах Федориной Н.А., Шадриной Л.А., Рудинской О.Г., Кривоносовой Л.О. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет, соединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (том ).

Судом постановлено приведенное выше решение (том ).

В апелляционном представлении прокурор Оловяннинского района Бронникова В.Г. просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что возлагая на администрацию района обязанность профинансировать образовательное учреждение денежными средствами для выплаты истцам заработной платы, суд первой инстанции в резолютивной части решения указал, что данная обязанность возлагается за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края. При этом, в удовлетворении исковых требований, заявленных к Министерству образования и науки Забайкальского края, о выделении из бюджета Забайкальского края денежных средств в виде субвенций в бюджет муниципального района, суд отказал, чем допустил явные противоречия, которые фактически ставят под сомнение возможность исполнения судебного акта. Ссылаясь на положения статей 8, 9, 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указывает, что финансирование расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников, осуществляется за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам. Согласно положениям статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, именно Министерство обязано предоставить в местный бюджет субвенции, предусмотренные в бюджете края, на обеспечение соответствующих государственных полномочий (том ).

В апелляционной жалобе глава муниципального района «Оловяннинский район» Антошкин А.В. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленных к Министерству образования и науки Забайкальского края, с принятием по делу в указанной части нового решения о возложении на Министерство обязанности по финансированию администрации района. Ссылаясь на положения пункта 1 части 11 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указывает на незаконность вывода суда в той части, что Министерство не несет обязательств в рамках данного дела по дополнительному финансированию (субсидиарной ответственности). В данной части отмечает, что выплаты сумм субвенций должны подлежать уточнению в текущем порядке, а также на основании вступивших в законную силу решений суда с учетом фактической нагрузки педагогических работников, и финансироваться субъектом исходя из установленных государственных полномочий. Таким образом, средства на выплаты истцам недоначисленной заработной платы, которые не были изначально предусмотрены при утверждении субвенций на соответствующий финансовый год, поскольку были сформированы только по нормативу 18 часов, должны быть профинансированы Министерством. Обращает внимание, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Отмечает, что возлагая на администрацию обязанность профинансировать образовательное учреждение за счет и в пределах субвенций, выделенных из бюджета Забайкальского края, суд первой инстанции не учел, что утвержденные субвенции на текущий 2023 финансовый год не предусматривают финансирование выплаты заработной платы педагогическим работникам школы, исходя из фактической учебной нагрузки, а были изначально утверждены Министерством от установленного норматива за ставку 18 часов. Также судом не учтено, что выплаты за 2022 год относятся к расходам завершенного (истекшего) финансового года. Финансирование расходов по решению суда на реализацию государственного полномочия за 2022 г. за счет средств субвенций, выделяемых на текущий 2023 год, является недопустимым, поскольку нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отмечает, что Уставом муниципального района в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ оснований для использования дополнительных, собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных отдельных государственных полномочий, не предусмотрено (том ).

В суд апелляционной инстанции истцы Федорина Н.А., Шадрина Л.А., Рудинская О.Г., Кривоносова Л.О., представители ответчиков МБОУ Ясногорская СОШ, Министерства образования и науки Забайкальского края, Администрации МР Оловяннинский район, МКУ Централизованная бухгалтерия системы образования МР Оловяннинский район, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    После принятия апелляционного представления к производству суда апелляционной инстанции и до вынесения апелляционного определения от прокурора Оловяннинского района Бронниковой В.Г. поступило заявление об отказе от апелляционного представления, а также заявления материальных истцов Федориной Н.А., Шадриной Л.А., Рудинской О.Г., Кривоносовой Л.О.. о согласии с отказом прокурора от апелляционного представления.

    Обсудив данное заявление, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Согласно статье 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению. Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.

    Оснований не принять отказ прокурора от апелляционного представления не имеется, отказ от апелляционного представления совершен в требуемой форме и в предусмотренном статьей 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке, чьих-либо прав не нарушает.

    Согласно абзацу 6 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. №16 при отказе прокурора от апелляционного представления, поданного в интересах другого лица, суд апелляционной инстанции продолжает рассмотрение дела, если лицо, в интересах которого подано апелляционное представление, либо его законный или уполномоченный представитель не заявят ходатайство о прекращении апелляционного производства (часть 4 статьи 1, часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая согласие материальных истцов с отказом прокурора от апелляционного представления по настоящему делу, судебная коллегия считает возможным принять отказ прокурора Оловяннинского района Бронниковой В.Г. от апелляционного представления, и прекратить в указанной части апелляционное производство.

    Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А., поддержавшей отказ от апелляционного представления и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Судом первой инстанции правильно установлено и из материалов дела следует, что Федорина Н.А., Шадрина Л.А., Рудинская О.Г., Кривоносова Л.О. работают в МБОУ «Ясногорская СОШ» учителями.

    Федорина Н.А. на основании приказа от 01.09.2000, Шадрина Л.А. на основании приказа от 10.11.2008 приняты на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителей русского языка и литературы. Согласно заключенным трудовым договорам работа истцов в МБОУ «Ясногорская СОШ» является основным местом работы (т)

    Рудинская О.Г. на основании приказа от 15.08.1998 принята на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителя физики и математики. Согласно заключенному трудовому договору работа истца в должности математики в МБОУ «Ясногорская СОШ» является основным местом работы (т. ).

     Кривоносова Л.О. на основании приказа от 30.08.2018 принята на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителя математики. Согласно заключенному трудовому договору работа истца в МБОУ «Ясногорская СОШ» является основным местом работы (т. ).

    В соответствии с дополнительным соглашением заключенным с Федориной Н.А. от 09.01.2020, к трудовому договору, работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе оплата по часам 32 ч. -16837,78 руб., проверка тетрадей 15% от 31 ч.- 2446,74 руб., классное руководство 50% - 4735,63 руб., заведование кабинетом 2,5% - 236,78 руб., квалификационная категория 10% - 1683,78 руб., работа с детьми ОВЗ 32,35 руб., надбавка за выслугу лет – 25%, северная надбавка и районный коэффициент- 70%. (т.

    В соответствии с дополнительным соглашением заключенным с Шадриной Л.А. от 09.01.2020, к трудовому договору, работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе оплата по часам 30,5 ч. -16048,51 руб., проверка тетрадей 15% от 25,5ч.- 2012,64 руб., классное руководство 22% - 2083,68 руб., заведование кабинетом 2,5% - 236,78 руб., квалификационная категория 5% - 802,43 руб., работа с детьми ОВЗ 315,43 руб., надбавка за выслугу лет – 25%, северная надбавка и районный коэффициент- 70%. (т)

    В соответствии с дополнительным соглашением заключенным с Рудинской О.Г. от 09.01.2020, к трудовому договору, работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе оплата по часам 28,5 ч. -14996,15 руб., проверка тетрадей 10% от 27ч.- 1420,69 руб., классное руководство 25% - 2367,81 руб., квалификационная категория 15% - 2249,42 руб., заведование кабинетом 5% -473,56 руб., руководство МО 5%- 473,56 руб., работа с детьми ОВЗ 12,13 руб., надбавка за выслугу лет – 25%, северная надбавка и районный коэффициент- 70%. (т)

    В соответствии с дополнительным соглашением заключенным с Кривоносовой Л.О. от 09.01.2020 к трудовому договору, работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе оплата по часам 35 ч. -18416,32 руб., проверка тетрадей 10% от 30ч.- 1578,54 руб., классное руководство 25% - 2367,81 руб., доплата за индивидуальное обучение на дому 20% от 3ч. -315,71 руб., работа с детьми ОВЗ 190,06 руб., соответствие занимаемой должности 5%-920,82 руб., надбавка за выслугу лет – 10%, северная надбавка и районный коэффициент- 70%. ()

    В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам, квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные и стимулирующие выплаты (том ).

    Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе надбавки за выслугу лет.

    Часть средств на оплату труда, формируемых за счет средств ассигнований бюджета Забайкальского края и бюджета муниципального района «Оловяннинский район» направляется учреждениями на выплаты стимулирующего характера, на обеспечение системы премирования. Объем средств на указанные выплаты определяется в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом эффективности и результативности деятельности учреждения.

    Оклады (должностные оклады) педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), повышаются на 25%.

    Данная доплата образует новый оклад.

    В оклады (должностные оклады) педагогических работников (за исключением руководителей) включается ежемесячная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб.

    Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.

    Работникам учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за специфику работы, надбавка за выслугу лет, надбавка молодым специалистам и т.д.

    Размеры, условия и порядок выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам учреждения утверждается локальным актом в соответствии с нормами действующего законодательства.

    Порядок начисления стимулирующей выплаты за стаж работы начисляется, исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.

    Надбавка за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.

    Согласно тарификационного списка на 2021-2022 и 2022-2023 учебные года (том ):

    Федориной Н.А. установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 36 часов в неделю, на 2022 в объеме 40 часов в неделю;

    Шадриной Л.А. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 38 часов в неделю, на 2022 в объеме 32 часа в неделю;

    Рудинской О.Г. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 46 часов в неделю, на 2022 в объеме 48 часа в неделю;

    Кривоносовой Л.О. за 2022-2023 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2022 тарифицирована в объеме 54 часа в неделю.

    При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) Федориной Н.А., Шадриной Л.А., Рудинской О.Г. составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2367,81 руб., Кривоносовой Л.О. оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 10% надбавки за выслугу лет – 947,13 руб.

    Из расчетных листов Федориной Н.А., Шадриной Л.А., Рудинской О.Г. за период с марта 2022 года по март 2023 следует, что надбавка за выслугу лет им начислялась в размере 2367,81 руб., Кривоносовой Л.О. за период с августа 2022 по март 2023 надбавка за выслугу лет начислялась в размере 947,13 руб.

    Считая, что надбавка за выслугу лет и квалификационную категорию не должны ограничиваться пределами нормы часов, а должны производиться с учетом объема фактической учебной нагрузки педагога, прокурор обратился в защиту законных интересов Федориной Н.А., Шадриной Л.А., Рудинской О.Г., Кривоносовой Л.О. в суд.

    Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок начисления надбавки за соответствие занимаемой должности и выслугу лет на ставку заработной платы, установленный Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

    Определяя подлежащую взысканию задолженность по заработной плате за период с 01 марта 2022 по 31 марта 2023 в пользу Федориной Н. А. в сумме 48759 руб. 24 коп., Шадриной Л. А. в сумме 34213 руб. 08 коп., Рудинской О. Г. в сумме 70655 руб. 64 коп., Кривоносовой Л. О. за период с 01 сентября 2022 по 31 марта 2023 в сумме 9963 руб. 43 коп., суд опирался на расчет, предоставленный ответчиком МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования».

    Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что не соответствует нормам законодательства и нарушает права истцов, суд удовлетворил требования прокурора и обязал МБОУ «Ясногорская СОШ» производить начисление названных стимулирующих выплат от фактического объема учебной нагрузки, а также о возложении обязанности в дальнейшем производить материальным истцам начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 апреля 2023 г.

    Суд отказал в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Забайкальского края, поскольку к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Факта ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» не установлено.

    Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика, поскольку суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, постановил правомерные выводы, мотивированно приведенные в решении.

    Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что Министерство образования и науки Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 г. №192).

    В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

    Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

    Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

    Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

    При рассмотрении дела как в суде первой инстанции, как и в суде апелляционной инстанции фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального округа установлено не было.

Финансирование производится в полном объеме, его объем определен в соответствии с Методикой расчета норматива финансового обеспечения, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 2 марта 2017 года № 81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Между тем, материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что взысканные в рамках настоящего решения суммы выходят за пределы предусмотренного бюджетного финансирования.

Не усматривается такая обязанность Министерства образования и науки Забайкальского края и из устава МБОУ «Ясногорская СОШ»(см.л.д.

Таким образом, правовых оснований для возложения ответственности на Министерство образования и науки Забайкальского края не имеется, что в полной мере соответствует положениям ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 которой защите подлежит нарушенное право.

Вопрос о дополнительном финансировании таких расходов муниципального района в ходе рассмотрения настоящего дела не ставился.

Как следует из искового заявления, обратившись в суд с настоящим иском прокурор просил обязать администрацию муниципального района профинансировать образовательное учреждение на выплату недоначисленной заработной платы за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края(см. л.

Суд первой инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел спор в пределах заявленных требований.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Забайкальского края.

    Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на ответчика в дальнейшем производить материальным истцам начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 апреля 2023 г.

    В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

    Из содержания статьи 12 указанного Кодекса и вышеприведенной нормы следует, что защите подлежит нарушенное право, а не предполагаемое нарушение. Выбранный истцом способ защиты восстановления нарушенного права направлен на будущее время при отсутствии оснований полагать, что ответчиком - работодателем будут нарушены трудовые права истцов.

    Поэтому в приведенной части решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

    Обоснованно удовлетворив исковые требования о взыскании в пользу материальных истцов задолженности по заработной плате, возложении обязанности на МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» произвести истцам перерасчет оплаты дней отпуска, суд первой инстанции, вопреки положениям статей 21, 22, 114, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправомерно ограничился только указанием на возложение на ответчика обязанности выплатить истцам задолженность по оплате отпусков за период 2021-2022 гг., не разрешив требования истца по существу.

    Суду апелляционной инстанции от процессуального истца в порядке ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ поступили расчеты задолженности по оплате дней очередных отпусков за период 2021-2022 гг. перед материальными истцами.

    Согласно данным расчетам, задолженность по отпускным перед Федориной Н.А. составляет 2495,49 руб., Шадриной Л.А. – 2574,44 руб., Рудинской О.Г. – 5183,84 руб.

    При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит изменению в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) путем указания на взыскание с ответчика задолженности по оплате дней отпуска в пользу Федориной Н.А. 2495,49 руб., в пользу Шадриной Л.А. 2574,44 руб., в пользу Рудинской О.Г. 5183,84 руб.

    Поскольку изменится общая сумма взыскания, изменению также подлежит размер государственной пошлины, которая, с учетом удовлетворенных исковых требований в большем объеме, будет составлять 4677 рублей, исходя из положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

    В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Принять отказ прокурора от апелляционного представления, производство по апелляционному представлению прокурора прекратить.

    Решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 8 июня 2023 года в части возложения обязанности на МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» произвести истцам перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022гг., дополнить указанием на взыскание с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» в пользу Федориной Н.А. 2495,49 руб., в пользу Шадриной Л.А. 2574,44 руб., в пользу Рудинской О.Г. 5183,84 руб.

    Это же решение в части удовлетворения исковых требований прокурора Оловяннинского района о возложении обязанности на МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» в дальнейшем производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет исходя из фактического объема учебной нагрузки отменить.

В удовлетворении исковых требований в данной части отказать.

Решение в части взыскания государственной пошлины изменить.

Взыскать с МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ИНН ) государственную пошлину в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 4677 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступило в законную силу и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в течение 3-х месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы в Оловяннинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено – <Дата>.

33-3390/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шадрина Людмила Анатольевна
Федорина Наталья Анатольевна
Заместитель прокурора Оловяннинского района в интересах Федориной Натальи Анатольевны
Кривоносова Любовь Олеговна
Рудинская Ольга Геннадьевна
Ответчики
Министерство образования и науки Забайкальского края
МКУ Централизованная бухгалтерия системы образования МР Оловяннинский район
МБОУ Ясногорская СОШ
Администрация МР Оловяннинский район
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Чайкина Елена Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
08.08.2023Передача дела судье
19.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Передано в экспедицию
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее