Судья – Алексеев А.А.
Дело № 33 - 7718
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Пьянкова Д.А.
судей Петуховой Е.В., Варзиной Т.В.
при секретаре Араслановой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 22 июля 2019 г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 мая 2019 года, которым постановлено:
обязать администрацию города Перми предоставить Степанову Михаилу Алексеевичу по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Перми общей площадью не менее 28 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Степанов М.А. обратился в суд с иском к администрации города Перми о понуждении предоставить на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований указал на то, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма. До настоящего времени жильем не обеспечен.
Истец, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - администрации г. Перми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия. В отзыве на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица - Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв на иск, согласно которому органы местного самоуправления на которые возложена обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, обеспеченны средствами из бюджета Пермского края на реализацию переданных государственных полномочий.
Представитель третьего лица - ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми в суде поддержала доводы письменного отзыва на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит администрация г. Перми.
Ответчик указывает, что в соответствии со ст. 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций. На сегодняшний день субвенции на исполнение указанных полномочий муниципальному образованию город Пермь на 2019 год не переданы, ввиду чего обеспечить жилым помещением истца не представляется возможным. С учетом изложенного, правовые основания для возложения обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу на администрацию города Перми на сегодняшний день отсутствуют.
От Степанова М.А. в суд апелляционной инстанции поступили возражения на апелляционную жалобу администрации г. Перми, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования Степанова М.А., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.
При этом суд учитывал, что Степанов М.А., ** года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском, достиг 19-летнего возраста, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители С1., С2. решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15.03.2010 лишены родительских прав.
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района администрации г. Перми от 20.05.2009 № ** над несовершеннолетним Степановым М.А. ** г.р. установлена опека. Опекунами назначены Б1., Б2. Место жительства Степанова М.А. определено совместно с опекунами по адресу: ****.
Право на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит не только от наличия или отсутствия у них в собственности жилого помещения, но и от фактической нуждаемости их в улучшении жилищных условий.
В соответствии с данными паспорта, справкой о составе семьи Степанов М.А. зарегистрирован и проживает по адресу: ****, с 10.03.2007 г. Совместно с ним зарегистрированы и проживают Б1., Б2., Б3, Х. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б1., Б2.
В соответствии с заключением заместителя начальника ТУ МСР Пермского края по г. Перми от 03.03.2015 установлен факт невозможности проживания Степанова М.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Пермь, ул. ****, поскольку общая площадь, приходящаяся на одно лицо, составляет 8,5 кв.м, что менее учетной нормы на одного человека.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, жилых помещений в собственности Степанов М.А. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, доказательств обратного ответчиком не представлено.
С 13.03.2015 Степанов М.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 10.05.2017) «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующими спорные правоотношения, и пришел к верному выводу об обоснованности иска, предъявленного к администрации г. Перми.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 года № 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 года № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно п. 1.4 которого жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон № 1939-419) в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, до настоящего времени не реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
В соответствии с абзацем 2 ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18-летнего возраста.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения, поскольку реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится законодателем в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 мая 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: