Решение от 10.08.2022 по делу № 2а-1246/2022 от 24.05.2022

10 августа 2022 года г. Луга

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административное дело № 2а-1246/2022

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Фадеевой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определения порядок её деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Волошовского сельского поселения Лужского района Ленинградской области об обязании организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определения порядок её деятельности.

В обоснование заявленных требований Лужский городской прокурор указал, что в Лужской городской прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения администрацией МО «Волошовское сельское поселение». Проведенной проверкой установлено, что на территории МО «Волошовское сельское поселение» имеются общественные кладбища, находящиеся в д. Сяберо, д. Большие Сабицы, д. Олешно и в п. Волошово. Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований указанных правовых норм, администрацией МО «Волошовское сельское поселение» до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, и не определен порядок ее деятельности, что является недопустимым.

Лужский городской прокурор просит суд обязать администрацию Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области создать на территории муниципального образования Волошовское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Участвующий в судебном заседании прокурор Моисеева О.В. поддержала заявленные требования и просит суд установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Администрация Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Из письменного отзыва на иск следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории поселения до настоящего времени создана.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, находит, требования административного истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом, соблюдение законодательства в сфере оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения может являться предметом прокурорского надзора, а безопасность мест захоронения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории Волошовского сельского Лужского муниципального района Ленинградской области, а, следовательно, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 39 КАС РФ.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Статьей 9 названного Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

При этом ст. 12 указанного Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Таким образом, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Положениями п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения как поселения, так и муниципального района в равной степени, поэтому обязанность по обеспечению данных государством в указанной части гарантий должны нести и органы местного самоуправления поселения.

Уставом Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения муниципального образования отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со статьей 7 Устава поселения, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.

Таким образом, для решения возложенных на орган местного самоуправления задач в указанной сфере, сельское поселение вправе по собственному усмотрению, руководствуясь положениями статьи 7 Устава, создать специализированную службу как в виде самостоятельного юридического лица, так и не исключается создание соответствующей службы посредством образования структурного подразделения администрации Володарского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области.

Из материалов дела усматривается, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела в Волошовском сельском поселении Лужского муниципального района Ленинградской области.

Проверкой установлено, что в нарушение требований указанных правовых норм, администрацией МО «Волошовское сельское поселение» до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, и не определен порядок ее деятельности, что является недопустимым.

В ходе рассмотрения настоящего дела по существу административный ответчик не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы, действующей на территории Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, нарушает права жителей этого поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░: 47RS0012-01-2022-001309-83

2а-1246/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лужский городской прокурор
Ответчики
Администрация Волошовского с/п
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Скопинская Людмила Владимировна
Дело на сайте суда
lugasud.lo.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация административного искового заявления
24.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2022Подготовка дела (собеседование)
23.06.2022Рассмотрение дела начато с начала
23.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2022Судебное заседание
19.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее