Дело №
РЕШЕНИЕПо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении |
27 октября 2022 года <адрес>
Судья Центрального районного суда <адрес> А. Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу С ОА на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела лесных отношений по Коченевскому лесничеству министерства природных ресурсов и экологии <адрес> Пешкова О.А., решения от ДД.ММ.ГГГГ и.о заместителя начальника управления контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии <адрес> Доплер С.Н. по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица отдела лесных отношений по Коченевскому лесничеству министерства природных ресурсов и экологии <адрес> С ОА была привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в размере 4 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ решением вышестоящего должностного лица министерства природных ресурсов и экологии <адрес> вышеуказанное постановление было оставлено без изменения, жалоба С ОА без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным постановлением и решением, С ОА обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков, а также поле было опахано противопожарной минерализованной полосой, что подтверждается фотографиями, пожар начинался в лесу, а не на земельном участке заявителя.
В судебное заседание С ОА не явилась, извещена. От защитника – адвоката Ярыгиной О.Н. поступили дополнительные пояснения с приобщением фотоматериалов.
Исследовав административный материал, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на физических лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления).
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима) предусмотрено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно статье 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за пожарную безопасность несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Судьей установлено, что с 15.04 по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> действует особый противопожарный режим на основании Постановления правительства <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории <адрес>».
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 13-30 часов при проведении патрулирования лесов на предмет нарушений лесного законодательства на лесных участках должностным лицом Коченевского лесничества на лесохозяйственном участке № квартале № выделе 23 совхоза «Лесная Поляна» было обнаружено нарушение пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах Коченевского лесничества, а именно на земельном участке с кадастровым номером 54:11:028109:836 принадлежащего на праве собственности 10/919 доли в праве общей долевой собственности С ОА, в местах примыкающих к лесу произрастающему на землях лесного фонда, не опахано противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 метра и (или) не очищено от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров.
При этом, произошло возгорание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения с переходом в лесной пожар в Коченевском лесохозяйственном участке № квартале № выделе 23 совхоза «Лесная Поляна», палом огня пройдено поле сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:11:028109:836.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту нарушений административным органом в отношении С ОА составлен протокол № об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуемым постановлением, оставленным без изменения решением вышестоящего должностного лица С ОА привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностных лиц судья соглашается, поскольку они являются правильными.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями из ЕГРН, Актом о лесном пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ, Актом патрулирования лесов № от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалом и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении гражданином административного правонарушения по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющаяся в материалах дела об административном правонарушении совокупность доказательств вопреки доводам заявителя является достаточной для вынесения решения по делу.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 955 "Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны" утвержден Порядок осуществления лесной охраны, который осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны.
По результатам такого патрулирования лесов оформляется акт патрулирования лесов в соответствии с пунктами 18 - 21 настоящего Порядка.
Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было выдано задание должностным лицам отдела лесных отношений по Коченевскому лесничеству на осуществление систематического патрулирования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территории Коченевского лесничества с целью определения состояния лесов, предотвращения, выявления и пресечения нарушений требований лесного законодательства.
По результату визуального осмотра соответствующей территории должностным лицом административного органа составлен Акт патрулирования №, который в частности содержит наименование органа лесной охраны, дату и место составления акта патрулирования лесов; дату, время, продолжительность, маршрут патрулирования лесов, место проведения осмотра лесных участков с их краткой характеристикой (выдел, квартал, участковое лесничество, лесничество, территория, район), фамилии, имена, отчества (последнее при наличии) и должности лиц, проводивших патрулирование лесов, наименование субъекта Российской Федерации, муниципального района, территории, района, лесничества, участкового лесничества, квартала, выдела проведения патрулирования лесов, указаны причины изменения маршрута, а также сведения о результатах патрулирования лесов, в том числе о выявленных по маршруту(ам) патрулирования лесов фактах негативного изменения в лесах, природных и антропогенных факторах, негативно влияющих на состояние лесов, и мерах, принятых должностными лицами лесной охраны в соответствии с пунктами 15 - 16 настоящего Порядка, с приложением карты-схемы мест размещения выявленных изменений, что согласуется с требованиями указанными в пункте 18 Порядка.
Также в соответствии с пунктами 19 и 20 Порядка к акту прилагается материала фотофиксации, имеется подпись должностного лица.
Вышеуказанные признаки позволяют судье прийти к выводу, что Акт № составлен уполномоченным лицом в соответствии с приведенными выше требованиями и отвечает принципу относимости и допустимости как доказательство выявленного нарушения по настоящему делу.
Доводы защиты, что нарушен пункт 5 порядка, предусматривающий патрулирование в составе двух и более должностных лиц не влекут признание Акта патрулирования недопустимым доказательством, поскольку патрулирование производилось уполномоченным лицом – главным экспертом отдела лесных отношений Коченевского лесничества, им же и был составлен Акт по результату патрулирования.
Главный специалист отдела лесных отношений по лесничеству управления охраны, защиты и воспроизводства лесов министерства природных ресурсов и экологии <адрес> включен в Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-п "Об утверждении Перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах").
При оценке правомерности действий такого сотрудника отдела лесных отношений, находившегося при исполнении служебных обязанностей во время патрулирования, изначально необходимо исходить из презумпции его добросовестного поведения, пока заинтересованным лицом, т.е. лицом, привлекаемым к административной ответственности, не доказано обратное.
Оснований для оговора заявителя должностным лицом, который находился при исполнении своих служебных обязанностей, выявил правонарушение и составил процессуальный документ судьей не установлено.
Ссылки в жалобе, что на линии соприкосновения с лесным фондом земельный участок с кадастровым номером 54:11:028109:836 опахан противопожарной минерализованной полосой судьей не принимаются.
Определение «минерализованной полосы» содержится в пункте 3.1.1 Свода правил пожарной безопасности "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 804. Из указанной нормы следует, что минерализованной полосой считается искусственно созданная полоса на поверхности земли, очищенная от горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.
Вместе с тем, нарушение выявлено в порядке визуального контроля должностным лицом, исполняющим служебные обязанности в соответствующей сфере деятельности, оснований не доверять его выводам при наличии в деле необходимых доказательств у судьи не имеется.
Причины возникновения пожара, его место правового значения для состава административного правонарушения по части 3 статье 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеет.
С ОА, являясь одним из собственников земельного участка с кадастровым номером 54:11:028109:836, обязана осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства, обеспечивая содержание данного земельного участка на границе лесного фонда в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями пожарной безопасности в лесах, и несет ответственность за нарушение указанных требований.
При таких обстоятельствах, должностным лицом обоснованно была привлечена заявитель к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы о нарушении срока составления протокола судьей не принимаются, поскольку являются несущественными недостатками, не влекущими признание протокола в качестве недопустимого доказательства.
Так, несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Решение вышестоящего должностного лица по жалобе заявителя отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких - либо нарушений процессуальных требований должностным лицом при рассмотрении жалобы не допущено, выводы вышестоящего должностного лица приведены в решении с применением норм материального права, надлежаще мотивированны, дана правильная правовая оценка оснований для иной оценки у судьи не имеется.
Административное наказание назначено С ОА в минимальных пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент привлечения к ответственности), и оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решение вышестоящего должностного лица по делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░.░.