судья Бондарь А.В. Дело № 07р-28/2021 (07р-1528/2020)
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 27 января 2021 года
Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МКП «Жилищно-коммунальное хозяйство» ФИО на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области <.......> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Белогорского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области Лебедевой А. АлексА.ны,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области <.......> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ директор муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Белогорского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области (далее – МКП «ЖКХ») Лебедева А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <.......> рублей.
Решением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба директора МКП «ЖКХ» Лебедевой А.А. – без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением должностного лица и решением судьи городского суда директор МКП «ЖКХ» Лебедева А.А. обратилась в Волгоградский областной суд с жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность вынесенных по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить. Одновременно Лебедевой А.А. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование.
В обоснование доводов автор жалобы указала, что, осуществляя водоснабжение населения, действовала в условиях крайней необходимости в целях недопущения прекращения водоснабжения жителей села, возникновения угрозы чрезвычайной ситуации. Невыполнение требований действующего законодательства обусловлено отсутствием денежных средств у предприятия, при этом, по мнению заявителя, ею выполнены все мероприятия для увеличения доходной части. Полагает, что производство по делу подлежит прекращению.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы и ходатайства, возражений на жалобу, представленных в Волгоградский областной суд заместителем Камышинского городского прокурора Волгоградской области Лабзун В.Е., выслушав представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Зайцева В.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В силу положений статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно материалам дела (л.д. 230) копия судебного акта суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ была получена Лебедевой А.А. ДД.ММ.ГГГГ, жалоба на указанное постановление согласно отметке на конверте (л.д. 241) направлена в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оснований для рассмотрения изложенного в жалобе ходатайства о восстановлении процессуального срока обжалования не имеется, данный срок не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В силу абзаца 1 статьи 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3 статьи 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах").
Статьей 19 вышеназванного нормативного правового акта определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14 апреля 1994 года "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных", зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 26 мая 1994 года № 583, не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Из материалов дела следует, что должностным лицом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области при рассмотрении постановления заместителя Камышинского городского прокурора Волгоградской области о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МКП «ЖКХ» Лебедевой А.А. установлен факт несоблюдения в деятельности МКП «ЖКХ» требований законодательства об охране и использовании недр, а именно установлен факт пользования недрами без соответствующей лицензии.
МКП «ЖКХ» с целью снабжения водой потребителей (организаций и физических лиц) осуществляет забор воды из водозаборной скважины № <...>, расположенной по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, собственность <.......>, глубина скважины <.......>. Инвентарный № <...>, кадастровый № <...>), и родника, расположенного <адрес>.
Указанная водозаборная скважина эксплуатируется МКП «ЖКХ» с 2018 года на основании постановления администрации Белогорского сельского поселения от 28 марта 2018 года № 16-п «О закреплении на праве оперативного управления муниципального имущества за муниципальным казенным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» Белогорского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области» с целью добычи подземных вод для водоснабжения потребителей на территории Белогорского сельского поселения.
Для осуществления добычи подземных вод из скважины МКП «ЖКХ» используются насосы ЭЦВ 8-25-150.
Согласно сведениям МКП «ЖКХ», представленным в письме от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, объем добытых подземных вод из водозаборной скважины № <...> составил: за январь-декабрь 2019 года – 6,655 тыс.куб.м; за январь-март 2020 года – 1,368 тыс.куб.м.
Распоряжением Главы Белогорского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора МКП «ЖКХ» принята Лебедева А.А.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора МКП «ЖКХ» Лебедевой А.А. к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ (постановление № <...> от ДД.ММ.ГГГГ).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым административным органом и судьёй районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
При таких обстоятельствах административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях директора МКП «ЖКХ» Лебедевой А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАПРФ.
Довод автора жалобы о том, что ею неоднократно ставился вопрос о выделении денежных средств на указанные цели в администрации Белогорского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области несостоятелен, поскольку у предприятия, осуществляющего коммерческую деятельность, каковым является в соответствии с пунктом 1.5 Устава МКП «ЖКХ» (л.д. 140), и целью которого на основании пункта 5.1 вышеназванного Устава (л.д.144) является получение прибыли, отсутствие денежных средств на получение лицензии не свидетельствует об отсутствии вины ЛебедевойА.А. как руководителя вышеназванного предприятия в использовании недр с нарушением установленного законом порядка.
Доводы о том, что директор МКП «ЖКХ» действовала в состоянии крайней необходимости, надуманы и несостоятельны. Непринятие в течение длительного времени мер к надлежащему пользованию скважиной не может рассматриваться как состояние крайней необходимости.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины директора МКП «ЖКХ» Лебедевой А.А. в совершении описанного выше правонарушения, представленные материалы не содержат. Кроме того, заявитель в жалобе не оспаривает факт совершения административного правонарушения.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления административного органа и судебного решения, жалоба не содержит.
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области <.......> о привлечении директора МКП «ЖКХ» Лебедевой А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАПРФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учётом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области <.......> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Белогорского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области Лебедевой А. АлексА.ны оставить без изменения, её жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын