Дело № 2-4605/23
адрес
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 ноября 2023 года Останкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Борисовой С.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 322 Останкинского районного суда адрес гражданское дело № 2-4605/23 по иску Васильченко Марии Александровны к ФГБОУ ВО Академия ГПС МЧС России об оспаривании решения о снятии с учета
УСТАНОВИЛ:
Истец Васильченко М.А. обратилась в суд с иском к ответчику ФГБОУ ВО Академия ГПС МЧС России, в котором просит суд признать незаконным решение жилищной комиссии Академии ГПС МЧС России о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, восстановить семью Васильченко М.А. в составе 5 человек (она, муж фио, дочь фио, дочь фио, сын фио) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22.02.2014 года. Требования мотивированы тем, 24.02.2014 Васильченко М.А. была постановлена на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 23.06.2023 Комиссией Академии ГПС МЧС России было принято решения о снятии семьи Васильченко М.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий и неправомерным решением комиссии Центрального регионального центра МСЧ о постановке Васильченко М.А. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты от 24.02.2014. Истец полагает, что данное решение является незаконным, поскольку свои жилищные условия она не улучшала, и у ответчика не имелось оснований для снятия ее семьи с учета для получения социальной выплаты.
Истец, ее представитель, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал, по доводам, изложенным в письменных возрождениях на иск.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Исходя из положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 12 Правил, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Васильченко М.А. проходит службу в Академии Государственной противопожарной службы МЧС России и состоит в должности инспектора учебного отдела учебно-методического центра.
Васильченко М.А. поставлена на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 24.02.2014.
Решением от 23.06.2023, оформленное протоколом № 2, семья Васильченко М.А. снята с учета по получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола № 2 от 23.06.2023 года заседания комиссии Академии ГПС МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, семья Васильченко М.А. снята с учета по следующем обстоятельства.
Согласно документам, содержащимся в учетном деле Васильченко М.А., на момент постановки была одна зарегистрирована по месту пребывания на период с 12.04.2012 по 28.07.2014 по адресу: адрес. Регистрация по месту жительства в указанное время у нее отсутствовала.
Вместе с тем Комиссией Академии ГПС МЧС России было установлено, что в период до 11.03.2013 Васильченко М.А. имела регистрацию по месту жительства по адресу: адрес доме общей площадью 76,8 кв. м, принадлежащим на основании договора бессрочного пользования от 28.06.1979 № р № 537 фио (отец фио), в связи с чем обеспеченность на 1 человека составляла 38,4 кв. м (76,8/2).
Так же Комиссией Академии ГПС МЧС России было установлено, что в паспортные данные фио вновь зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес. Кроме нее на указанную дату в данном жилом помещении была зарегистрирована ее бабушка – фио, в связи с чем обеспеченность по указанному адресу составляла 25,6 кв. м (76,8/3).
Таким образом, после регистрации 27.08.2014 по месту жительства у Васильченко М.А. отсутствовало право на получение единовременной социально выплаты. Право состоять на указанном учете появилось после регистрации в обозначенном жилом помещении 03.03.2016 ее дочери – фио
Обеспеченность в этот период составляла 12,8 кв. м на 1 зарегистрированного (76,8/6) (Васильченко М.А., фио, фио (сестра), фио (племянница), фио, фио).
Однако, 18.02.2019 после снятия с регистрационного учета фио указанное право вновь было утрачено и появилось лишь только в 2020 году после регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу ее супруга фио
Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в системной взаимосвязи с п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной платы, заверенных в установленном порядке.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Рассматривая настоящий спор, суд учитывает, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями лица, претендующего на единовременную социальную выплату, а только с теми, в результате которых возникла нуждаемость в соответствующей выплате, то есть, между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения) должна иметься прямая причинная связь; в случае, если бы заявитель, претендующий на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения не совершал соответствующих действий, то он не мог бы быть принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как не соответствовал бы требованиям п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С учетом приведённых норм закона, установленных по делу обстоятельств, суд приходи к выводу, что совершение 11.03.2013 Васильченко М.А. действий по прекращению ее регистрации в жилом помещении по адресу: адрес доме общей площадью 76,8 кв. м, принадлежащим на основании договора бессрочного пользования от 28.06.1979 № р № 537 фио (отец фио), где обеспеченность на 1 человека составляла 38,4 кв. м (76,8/2), обоснованно расценены комиссией Академии ГПС МЧС России как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты, поскольку 27.08.2014 фио вновь зарегистрировалась по месту жительства по адресу: адрес.
Действия Васильченко М.А. претендующей в 2014 году на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, выразившиеся в добровольном снятии 11.03.2013 года с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, принадлежащим ее отцу, а после постановки на учет, 27.08.2014 фио вновь зарегистрировалась по месту жительства по адресу: адрес, суд расценивает как намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Местом жительства гражданина по общему правилу признается жилое помещение (например, жилой дом, квартира, комната), где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных законных основаниях и в котором он зарегистрирован по месту жительства (п. 1 ст. 20 ГК РФ; абз. 8 ст. 2 Закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания 5 и жительства в пределах Российской Федерации»; абз. 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 10.10.2016 № 47-КГ16-10, действия сотрудника по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. метров, могут свидетельствовать об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
Таким образом, действия истца по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором она как член семьи собственника была обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. метров, а также ее добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. метров, свидетельствуют о намеренном ухудшении его жилищных условий, в связи с чем, решение комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов России не может быть признано незаконным.
Доводы истца относительно отсутствия ведения совместного хозяйства с собственником жилого помещения и фактического не проживания по месту регистрации не препятствуют ее праву пользования указанными жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
На основании изложенного, оценивая представленные суду доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Васильченко Марии Александровны к ФГБОУ ВО Академия ГПС МЧС России об оспаривании решения о снятии с учета – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В соответствии с положениями ст. 321 ч. 1 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.
Судья С.В. Борисова